Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
С комментариями С. С. КоганаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В самадхи (2)
Сорок стихов о Реальности 23. Тело не говорит: «Я». Никто не допускает, что в глубоком сне его не было. Когда появляется «Я», все остальное появляется. Исследуйте проницатель- ным умом, откуда поднимается это «Я». Тело, будучи неодушевленным, ничего не знает о «Я» и «не-Я», однако «Я» продолжает существовать с телом или без него — в бодрствующем состоянии, или в глубоком сне, или в обмороке — как человек, который сам бодрствует, крепко спит и падает в обморок. Когда он пробуждается, весь мир просыпается, а когда он крепко спит, весь мир — в глубоком сне. Чтобы познать истинную природу этого неувядаемого «Я», мы должны исследовать его источник.
24. Неодушевленное тело не говорит «Я». Вечно- существующее Сознание не рождено (а потому не мо- жет говорить: «Я»). «Я» размером в тело * появляется между этими двумя. Оно известно как чит-джада- грантхи (узел, связывающий вместе одушевленное и неодушевленное) — зависимость, личное бытие, эго, тонкое тело, самсара, ум и т. д. Тело, не сознавая своего собственного существо- вания, не говорит «Я»; и Атман, который суть чистый Дух, чистый Разум, никогда не рождающийся и так далее, также не говорит «Я». Но почему-то разум, под- чиняясь силе авидьи (неведения) принимает тело, отождествляет себя с ним и называет себя «Я», свя- * «я». 336 Шри Рамана Махарши зывая таким образом тело и душу в узел, который из- вестен как узел неведения в сердце — буквально «оду- шевленно-неодушевленный узел». Это особенно креп- кий узел, вызывающий столетия рождений, но развя- зывающийся сам по себе, когда Само-реализация достигнута, а зависимость и неведение уничтожены на- всегда. «Самсара» означает вращение колеса рождения и смерти. В Индии жену многозначительно также на- зывают самсара.
25. Познайте, что этот бесформенный призрак (эго, или «я») появляется в форме (тела). Принимая форму, он живет, питается и растет. Оставляя одну форму, он приобретает другую, но, ког- да его разыскивают, бросает эту форму и обращается в бегство. Эго — это настоящий призрак. Призрак — это раз- воплощенный дух, принимающий неясные очертания, чтобы играть роль живого существа и мистифициро- вать людей. Эго есть также и бесформенный Дух — Атман Сам, но Он приобретает тело и, не зная это- го, обманывает других так же, как и себя. Эго начинает свою самсарическую карьеру, отождествляя себя с те- лом, чтобы наслаждаться приятностями мира. Оно по- жинает плоды падения в бездонную авидью (невеже- ство), утрачивая память о своей истинной природе и приобретая ложные представления о рождении, дей- ствии, еде и росте, накоплении богатства, женитьбе и рождении детей, о бытии больным, голодным, несча- стным и, наконец, о смерти. Но, когда время его ос- вобождения близко, оно предпринимает исследование своей подлинной природы, теряет свое отождествление с телом, превосходит свои предыдущие иллюзии и сно- ва становится свободным, полным блаженства само- раскрытия и Самопознания (джняна). Сорок стихов о Реальности 337 26. Если эго существует, то всё существует тоже. Если эго нет — ничто не существует. Действительно, эго — это всё. Поэтому исследование того, что эго есть в действительности, предполагает отказ от всего. Истинная отдача, истинное подчинение, есть под- чинение эго (которое есть вся сумма не-Атмана, «всего»). То же самое подчинение может быть достиг- нуто методом вичары, исследования, о котором гово- рилось раньше.
27. Состояние, в котором «я» не возникает, это со- стояние бытия ТОГО. Без поиска места, из которого возникает «я», как достичь угасания себя — не-появ- ления «я»? А без такого достижения как человеку пре- бывать как ТО — в своем истинном состоянии? He-появление «я» означает безэгостность, естест- венное состояние бытия, или ТО. Чтобы удержать эго от поднятия, мы должны найти место его возникно- вения и уничтожить его там, прежде чем оно подни- мется, так чтобы мы могли всегда сознательно пре- бывать как ТО, без эго, в Сердце, что мы бессозна- тельно делаем в глубоком сне. Слово «место» здесь означает «Сердце».
28. Подобно ныряющему в воду за потерянной вещью, человек должен глубоко погрузиться в себя, сдерживая речь и дыхание, с устремленным умом, и найти место, из которого появляется «я». Основная тема четырех предыдущих стихов, и это необходимо отметить, — вичара, посредством которой должен проводиться поиск источника эго. Глубокое по- гружение — метафора, подразумевающая спасение эго из глубин неведения, в которые оно упало, не диле- тантское, но весьма квалифицированное и непрестан- ное, иначе успех будет спорадическим (единичным) и 338 Шри Рамана Махарши даже сомнительным. Бхагаван имеет в виду, что эта жизнь садхака должна быть посвящена Реализации и ничему еще, ибо кто знает, какие препятствия судьба воздвигнет против него, чтобы блокировать его дви- жение к Высочайшему в будущих жизнях? Поэтому он просит нас превратиться в ныряльщиков прямо сейчас, сдерживая речь и дыхание. Дыхательный контроль рав- нозначен ментальной тишине (приостановка мыслей), которая должна практиковаться рядом с само-иссле- дованием для того, чтобы обучить ум быть одному, в состоянии кайвалья («свобода-от-мыслей»). Тогда ум воспримет себя в своей естественной чистоте, в вы- сшей степени драгоценном Атмане, «из которого по- является „я”».
29. Поиск источника «я» умом, повернутым во- внутрь, и без произнесения слова «Я» есть действи- тельно Путь Знания. Медитация на высказывании «Я не это, Я есмь ТО» — помощь в исследовании, но не исследование само. Бхагаван не упускает возможность напомнить нам, что поиск «Кто я?» — не формула для механического наблюдения, подобного заклинанию, но интеллектуаль- ное исследование природы «Я», которое проводится до тех пор, пока его основа не будет полностью осознана и его источник достигнут. Весь процесс является ди- алектическим, включающим в себя проявление логи- ческих способностей, пока он не заканчивается в ти- шине Сердца, превосходящей все способности. Неко- торая внушающая формула, такая, как «Я есмь ТО», может использоваться на начальном этапе, но со вре- менем она должна превратиться в непоколебимое убеждение, рядом с успокоением ума (как отмечено в предыдущем комментарии), которое постепенно растет по глубине и длительности. Вот почему Путь вичары известен как Путь Знания (джняна- марга). Сорок стихов о Реальности 339 30. Когда ум, обращенный внутрь, вопрошает «Кто я?» и достигает Сердца, «я» (эго) гибнет. Тотчас истинное Я появляется (как «Я, Я»), которое, хотя и проявляется как «Я», есть не эго, но подлинное бытие. Что случается с «я», которое нашло свой собствен- ный источник и погибло? Смысл в том, что «Я», не сознававшее свою собственную реальность, теперь, посредством исследования «Кто я?», лицом к лицу столкнулось с Ней и повернулось от представления бы- тия смертного тела («я») к осознанию бытия сияющего моря сознания (Я). Это и есть умирание ложного «я», уступающее место истинному Я, которое вечно при- сутствует как «Я», «Я», «Я», без конца и начала. Мы не должны забывать, что существует только единое «Я», «Я»-без-второго, рассматриваем ли мы его как эго, «я», полностью погруженное в удовольствия мира и в не- ведение, или как Ат ман, Я, субстрат и источник ми- ра. Слова «когда ум, обращенный внутрь, вопрошает: „Кто я?”...» еще раз подтверждают, что поиск должен проводиться умом.
40. Если сказано, что Освобождение бывает трех видов: с формой, без формы, а также одновременно с ней и без нее, то мы говорим, что Освобождение уничтожает все три (вида), а также и эго, которое делает различие между ними. Все эти формы Освобождения, часть из которых, говорят, имеют место в развоплощенном состоянии, в неких сверхчувственных мирах — Вайкунтха и т. п., — являются гипотетическими. В лучшем случае они обод- ряют садхаков, которые неравнодушны к ним. Сущ- ность заключается в том, что истинное и абсолютное Освобождение проистекает только из джняны (знания Абсолюта), которое одно может уничтожить невеже- 340 Шри Рамана Махарши ство, в этом ли теле или в одном из последующих тел. Ибо нет ни планов, ни состояний сознания, где полное Освобождение возможно, иных, чем бодрст- вующее состояние, то есть в теле, в котором чувст- вуются зависимость и неведение и предпринимаются попытки спасения; менее всего в состоянии после- смерти, где нет тела, чтобы чувствовать ограничения и воздаяния кармы. Поэтому тот, кто стремится достичь Высочайшего, должен усердно делать усилия, здесь и теперь, пред- почтительно методом вичары, который Бхагаван так милостиво предлагал и так часто повторял в этих сти- хах. Полный решимости садхак наверняка проверит эти истины на собственном опыте, если подвергнет их ис- пытанию, полный уверенности в собственном «Я» и неизменной безмолвной поддержке Учителя, Кто есть не что иное, как та самая Реальность, которую он так серьезно ищет, и Кто беспрестанно пребывает в его собственном Сердце как Бытие, Сознание и Блажен- ство — Сат-Чит-Ананда.
КНИГА V
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.190.187 (0.009 с.) |