Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Некоторые из выдающихся ашрамитов

Поиск

 
 

238 Рамана Махарши и Путь Самопознания

ослепляют человека и отвлекают от истинной Цели. Психические силы, как утверждается в уже цитирован- ном древнем тексте *, напоминают веревки для свя- зывания зверя. То, что требовалось, так это искрен- ность, а не блеск; понимание, а не теория; смирение,

а не ментальная гордость. Каждый мог видеть это, осо- бенно когда в Холле пели песни, замечая поверхно- стный интерес, который Шри Бхагаван мог про- явить к какой-нибудь знаменитости, и сияние его Милости, изливающееся на человека, поющего с ис- тинной преданностью, пусть даже и с небольшим ма- стерством.

Конечно, среди почитателей преобладали индуисты, но было также много и других. Никто не сделал боль- ше для распространения в мире знания о Шри Бха- гаване, чем Поль Брантон своей книгой «Поиски в скрытой Индии».

Среди постоянно проживающих в Ашраме или око- ло него в последние годы земной жизни Шри Бха- гавана были Мэйджер Чадвик, крупный, военной вы- правки и доброжелательный, с гремящим голосом; миссис Тальяркхан, из парсов, с властным характером и внешностью дамы большого света; С. С. Коган из Ирака, спокойный и ненавязчивый; доктор наук Хафиз Саид, отставной профессор персидского языка, с ка- ким-то старинным очарованием мусульманской ари- стократии. Посетители приходили на длительные или короткие периоды из Америки, Франции, Германии, Голландии, Чехословакии, Польши, из многих стран.

Вишванатхан, один из младших родственников Шри Бхагавана, пришел в 1923 году девятнадцатилет- ним юношей и остался. Это было не первое его посещение, но как только он вошел в Холл, Шри Бхагаван спросил его: «Вы решили уйти от своих роди- телей?»

 
 

* См. с. 225.


 
 

Почитатели 239

Вопрос был признанием того, что на этот раз Виш- ванатхан пришел, чтобы остаться. Юноша признался, что, подобно самому Шри Бхагавану, он просто на- писал записку, не упоминая, где его теперь искать. Шри Бхагаван заставил беглеца написать письмо, но во всяком случае отец догадался, куда исчез сын, и пришел обсудить это. Отец непредубежденно смотрел на случившееся. Он уже слышал яркие рассказы о Сва- ми, но знал его только как одного из младших род- ственников в те дни, когда тот был Венкатараманом. И, конечно, с трудом представлял его Божественным. Оказавшись в святом Присутствии, тело отца юноши затрепетало от благоговения, и он упал ниц, прежде чем осознал, что случилось.

«Я не вижу прежнего Венкатарамана здесь!» — во- скликнул он.

И Шри Бхагаван засмеялся: «О, тот парень! Он ис- чез давно».

Говоря с Вишванатханом в своей обычной юмо- ристической манере, Шри Бхагаван однажды сказал:

«Когда вы ушли из дома, то, по крайней мере, знали санскрит; когда я ушел, то не знал ничего».

Были также и другие ученики, знавшие санскрит и изучившие Писания, а среди них отставной профес- сор Венкатарамиах, который жил как садху и несколько лет вел дневник событий в Ашраме, и школьный учитель Сундареш Айяр, уже упоминавшийся, про- должавший работать по специальности в Тируванна- малае.

В том же году, что и Вишванатхан, пришел и Му- руганар, один из крупнейших тамильских поэтов. Шри Бхагаван сам иногда ссылался на его поэмы или читал их вслух. Именно он собрал вместе «Сорок стихов» и составил книгу из них, а также написал знаменитый тамильский комментарий к ним. Музыкант Рамасвами Айяр является еще более ранним почитателем. Старше Шри Бхагавана по возрасту, он впервые пришел к нему


 
 

240 Рамана Махарши и Путь Самопознания

в 1907 году. Он сочинил прекрасные песни, восхва- ляющие Учителя.

Рамасвами Пиллай пришел юношей прямо из кол- леджа в 1911 году и остался. Подобно Вишванатхану и Муруганару, он жил как садху. Но в его случае Путь проходил, пожалуй, через преданность и служение. Од- нажды в 1947 году во время ежедневной прогулки на гору Шри Бхагаван повредил ногу о камень. На сле- дующий день Рамасвами Пиллай, уже поседевший, но еще крепкий, отправился делать ступеньки и тропу вверх по горному склону. Он работал в одиночку, с рассвета до заката, день за днем, пока не закончил тропу, края твердо закрепил камнем, на плоской скаль- ной поверхности вырубил ступени, устроив их и там, где был земляной склон. Тропа была проложена как следует и тщательно, так основательно, что муссонные ливни не смыли ее до сих пор; но она и не ремон- тировалась, потому что вскоре после того, как была закончена, ухудшающееся здоровье Шри Бхагавана вы- нудило его прекратить прогулки на Гору.

Ранга Айяр, старый школьный приятель, уже упо- минавшийся ранее, никогда постоянно не жил в Ти- руваннамалае, но он и его семья привыкли к частым посещениям. Он учился со Шри Бхагаваном в одном классе, играл и боролся с ним и всегда пользовался большой свободой в разговорах и шутках. Когда Ранга Айяр в самом начале жизни Махарши в пещере Ви- рупакша пришел посмотреть, похож ли его старый друг на Свами, он сразу осознал, что стоит перед Боже- ством. Другое дело его старший брат, Мани. Он стоял, презрительно глядя на юного Свами, которого раньше знал как младшего по школе. Шри Бхагаван ответил взглядом, и под его влиянием Мани упал. После этого он тоже стал преданным. Один из сыновей Ранга Айяра написал большую поэму на тамили, прослав- ляющую «брак» Шри Бхагавана с Божественным Зна- нием.

Большую часть «Евангелия Махарши» составляют


 
 

Почитатели 241

разговоры с эмигрантом из Польши, М. Фридманом *. Две американки польского происхождения — хорошо известные фигуры в Ашраме. Когда миссис Ной должна была вернуться в родную Америку, она не могла удер- жаться от слез. Шри Бхагаван утешал ее: «Почему вы плачете? Я с вами, куда бы вы ни ушли».

Это верно для всех почитателей Бхагавана. Он всег- да с ними. Если они вспоминают его, он будет вспо- минать их. Даже если они забудут его, он не забудет их. Тем не менее, услышать это, обращенное к тебе лично, было великим благословением.

Трое моих детей, единственные дети-европейцы в Тируваннамалае, были заметны среди почитателей. Как-то вечером в декабре 1946 года Шри Бхагаван познакомил двух старших из них с медитацией, и если их усилия описать ее тогда оказались безуспешными, то они сделали это уже более взрослыми. Китти, ко- торой было десять лет, написала: «Когда я тем вечером сидела в Холле, Бхагаван улыбнулся мне, и я закрыла глаза и начала медитировать. Как только я закрыла глаза, я почувствовала себя очень счастливой и почув- ствовала, что Бхагаван был очень, очень близок ко мне и очень настоящий, и что он был во мне. Это совсем не напоминало счастье и возбуждение от чего-либо другого. Я не знаю, что сказать, просто очень счаст- лива, и Бхагаван такой восхитительный».

И Адам, которому было семь, написал: «Когда я сидел в Холле, я не чувствовал себя счастливым, по- этому начал молиться и почувствовал сильное счастье; оно не походило на получение новой игрушки, просто любовь к Бхагавану и всем остальным».

Нельзя сказать, что дети часто или подолгу сидели

 
 

* Маурис Фридман (1894 — 1976) — выдающийся духовный искатель. Он составил и отредактировал «Евангелие Махарши». Был очень близок с Д. Кришнамурти, Махатмой Ганди. Свами Рамдас, известный Учитель, сказал ему, что это воплощение будет для него последним.


 
 

242 Рамана Махарши и Путь Самопознания

в Холле. Когда им нравилось это, они сидели; чаще они просто играли около него.

Когда Фране, самой младшей, было семь, Адам и Китти как-то говорили о своих друзьях. У нее не было еще настоящих друзей, но она не хотела остаться в стороне и вставила, что доктор Саид — самый лучший ее друг во всем мире. Об этом рассказали Шри Бха- гавану.

— А? — ответил он с поверхностным интересом.

— И ее мать спросила: «А Бхагаван?»

— А?

В этот момент он повернул голову и выказал дей- ствительный интерес.

— Франя сказала: «Бхагавана нет в этом мире».

— А!

Махарши сидел прямо, с выражением восторга, с указательным пальцем со стороны носа, в манере, ко- торой обычно выражал удивление. Он перевел эту ис- торию на тамили и восторженно повторил другим по- сетителям, вошедшим в Холл.

Позднее доктор Саид спросил девочку, где был Бха- гаван, если не в мире, и она ответила: «Он — везде».

Доктор Саид все же продолжал допытываться в ко- раническом настроении: «А как мы можем говорить, будто он — не какой-нибудь человек в мире, подобно нам, когда видим, что он сидит на кушетке, ест, пьет и прогуливается?»

И ребенок ответил: «Давайте поговорим о чем-ни- будь еще».

И все же любое упоминание тех или иных почи- тателей оскорбляет несправедливостью, потому что всегда есть другие, которые могли быть упомянуты. Например, немногие говорили со Шри Бхагаваном более свободно, чем Дэвараджа Мудальяр или чем Т. П. Рамачандриах, чей дед однажды взял молодого Шри Раману в качестве главной силы на ритуал при- нятия пищи в своем доме — единственном доме, в ко- тором Махарши когда-либо ел после прибытия в


 

Сури Нагамма

 

Поль Брантон

 
 

 

Маурис Фридман

 

 

Мунгала

С. Венкатарамиах Дэвараджа Мудальяр

 

 

Некоторые из преданных,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.125.61 (0.01 с.)