Особенности памяти при ЗПР. Методы диагностики. Основные направления коррекционной работы. Основные направления коррекционно-развивающей работы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности памяти при ЗПР. Методы диагностики. Основные направления коррекционной работы. Основные направления коррекционно-развивающей работы.



Одной из основных причин недостаточной продуктивности непроизвольной памяти у детей с ЗПР является снижение их познавательной активности. В исследовании Т.В. Егоровой (1969) эта проблема была подвергнута специальному изучению. Было выявлено, что дети с задержкой развития не только хуже воспроизводили словесный материал, но и тратили на его припоминание заметно больше времени, чем их нормально развивающиеся сверстники. Главное отличие заключалось не столько в неординарной продуктивности ответов, сколько в разном отношении к поставленной цели. Дети с ЗПР самостоятельно почти не предпринимали попыток добиться более полного припоминания и редко применяли для этого вспомогательные приемы. В тех случаях, когда это все же происходило, зачастую наблюдалась подмена цели действия. Вспомогательный способ использовался не для припоминания нужных слов, начинающихся на пределенную букву, а для придумывания новых (посторонних) слов на ту же букву. В исследовании Н.Г. Поддубной изучалась зависимость продуктивности непроизвольного запоминания от характера материала и особенностей деятельности с ним у младших школьников с ЗПР. Испытуемые должны были устанавливать смысловые связи между единицами основного и дополнительного наборов слов и картинок (в разных комбинациях). Дети с ЗПР обнаружили затруднения при усвоении инструкции к сериям, требующим самостоятельного подбора существительных, подходящих по смыслу к предъявленным экспериментатором картинкам или словам. Многие дети не поняли задание, но стремились побыстрее получить экспериментальный материал и начать действовать. При этом они, в отличие от нормально развивающихся дошкольников, не могли адекватно оценить свои возможности и были уверены, что знают, как выполнять задание. Выявились отчетливые различия как по продуктивности, так и по точность и устойчивости непроизвольного запоминания. Количество правильно воспроизводимого материала в норме было выше в 1,2 раза.

Н.Г. Поддубная отмечает, что наглядный материал запоминается лучше вербального и в процессе воспроизведения является более действенной опорой. Автор указывает на то, что непроизвольная память у детей с ЗПР страдает не в такой мере, как произвольная, поэтому целесообразно ее широкое использование при их обучении.

Т.А. Власова, М.С. Певзнер указывают на снижение произвольной памяти у учащихся с задержкой психического развития как на одну из главных причин их трудностей в школьном обучении. Эти дети плохо запоминают тексты, таблицу умножения, не удерживают в уме цель и условия задачи. Им свойственны колебания продуктивности памяти, быстрое забывание выученного.

Специфические особенности памяти детей с ЗПР:

- Снижение объема памяти и скорости запоминания;

- непроизвольное запоминание менее продуктивно, чем в норме;

- механизм памяти характеризуется снижением продуктивности первых попыток запоминания, но время, необходимое для полного заучивания, близко к норме;

- преобладание наглядной памяти над словесной;

- снижение произвольной памяти;

- нарушение механической памяти.

Методы диагностики. Коррекционная работа.

Упражнение 1. «КАСКАД СЛОВ».

Цель: развитие объема кратковременной слуховой памяти.

Инструкция к упражнению: «Вы сейчас должны за мною повторять слова. Я называю вначале одно слово, затем два, затем три и т.д.»

Упражнение 2. «Я КЛАДУ В МЕШОК…».

Цель: развитие произвольной памяти.

Инструкция к упражнению: «Ребята, я говорю предложение, а следующий играющий должен повторить сказанное и добавить еще что-нибудь. Следующий игрок повторяет всю фразу от начала и добавит еще что–то от себя и т.д.»

Упражнение 3. «ФОТОАППАРАТ ДЕТЕКТИВА».

Цель: развитие кратковременной памяти.

Инструкция к упражнению: «Вы должны представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, любого человека и т.д. Например, вы должны «сфотографировать» этот стол: внимательно рассмотреть все предметы, которые лежат на этом столе. Затем закройте глаза и постарайтесь перечислить все, что удалось запомнить».

Упражнение 5. «ЗАПОМНИ РАССКАЗ».

Цель: развитие словесно–логической памяти.

Инструкция к упражнению: «Ребята, чтобы обладать хорошей памятью, ее необходимо постоянно тренировать. Вы можете это делать, запоминая ежедневно стихи, песенки, рассказы. Сейчас давайте с вами постараемся запомнить короткий рассказ. Внимательно слушайте и запоминайте»

Упражнение 6. «РИСУЕМ ПО ПАМЯТИ УЗОРЫ».

Цель: развитие зрительной памяти, концентрации и устойчивости внимания, развитие мелкой моторики рук.

Методика проведения: На листе бумаги нарисован узор. Попросите ребенка 2 минуты смотреть на этот узор. После этого узор уберите и предложите ребенку воспроизвести его по памяти.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 436; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.186.170 (0.019 с.)