Особенности письменной речи учащихся с зпр. Основные направления коррекционно- развивающей работы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности письменной речи учащихся с зпр. Основные направления коррекционно- развивающей работы.



Низкий уровень сформированности познавательной сферы, а также эмоционально-личностная незрелость детей с ЗПР при сохранности анализаторов, которые необходимы для благоприятного развития речи, определяют его своеобразие в период начального обучения в школе.

У детей с ЗПР наблюдаются все категории ошибок: искажение фактов, пропуск смысловых элементов, их повторы и усечение, нарушения причинно-следственных отношений, синтаксического конструирования и лексического оформления текстов.

Нарушения цельности и связности высказываний обусловлены недостаточным познавательным опытом, особенностями мышления и сниженным уровнем мыслительной деятельности данных детей, а также несформированностью языковой связности письменной речи.

Низкий уровень анализа звукового состава слова, нарушение фонематического слуха с которыми дети с ЗПР поступают в школу, сказывается на их обучении письму.

Каллиграфия школьников с задержкой психического развития своеобразна. Ученики не соблюдают строку, элементы букв не пропорционально увеличены или, наоборот, уменьшены. Письменные работы пестрят бесчисленными, многократно сделанными исправлениями, что придает написанному тексту крайне небрежный вид.

У детей с ЗПР может быть дисрафия и дислексия.

Анализ особенностей детей с ЗПР показывает, что разнородность сведений о дисграфии у школьников с задержкой психического развития обусловлена многими факторами: неодинаковой природой задержек психического развития; различными аспектами и критериями рассмотрения причин и механизмов нарушения письма; тем, что дисграфия у учащихся с задержкой психического развития, за редким исключением, не была самостоятельным предметом исследования, а выявлялась и частично характеризовалась либо как следствие изучаемых у детей психофизиологических и психологических нарушений, либо как один из ряда рассматриваемых речевых дефектов, либо как одно из проявлений симптомокомплекса задержки психического развития.

Изучение работ Р.Д. Тригер позволяет дать качественный анализ ошибок, встречающихся в письменных работах младших школьников с задержкой психического развития:

.Ошибки, связанные с недостаточностью фонематического восприятия. В основном, дети данной категории смешивают звонкие и глухие согласные. Более многочисленными являются ошибки на обозначение мягкости согласных на письме.

.Ошибки, связанные с несформированностью фонематического анализа. Искажение звукобуквенной структуры слова проявлялись в следующих ошибках: пропуски гласных и согласных; добавление букв; пропуск слогов.

.Ошибки, связанные несформированностью анализа структуры отдельного предложения. К этой группе относятся следующие виды ошибок: слитное написание слов, раздельное написание слов, пропуск слова.

.Ошибки, связанные с неумением выделять предложение из текста. У детей с задержкой психического развития часто наблюдается пропуск точки в конце предложения, она ставится лишь в конце диктанта.

.Замены графически сходных букв. Сходство букв создает большое препятствие для их анализа, выделение сходных и различающихся элементов. Недоразвитие зрительного анализа и синтеза у детей обуславливает частоту смешение графически сходных букв.

Так, у младших школьников с ЗПР дисграфия может быть, связана недостаточностью отдельных сторон зрительных и слуховых функций, с избирательной неполноценностью сложных форм анализа и синтеза структуры слов и предложений, с нарушениями мнестических процессов.

Выделяются следующие направления в коррекционно-педагогической работе:

) Формирование фонематического восприятия, по уточнению и закреплению дифференциации звуков с опорой на развитие фонематического анализа и синтеза.

) Развитие умения анализа и синтеза речевых единиц.

Языковой анализ и синтез предполагает: анализ предложений на слова и синтез слов в пре При формировании слогового анализа предлагается, например, отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество. Делается акцент на умение выделять гласные звуки в слове, усвоить основное правило слогового деления. Опора на гласные звуки при слоговом делении позволяет устранить и предупредить ошибки чтения и письма, связанные с пропуском гласных звуков и выделению гласных из речи.

) Формирование представлений о морфологических элементах слов и о структуре предложения. Основные направления: уточнение структуры предложения, развитие функции словоизменения, словообразования, работа по морфологическому анализу слова и с однокоренными словами.

Усвоение морфологической системы языка начинается с освоением структуры предложения.

Формирование функций словоизменения и словообразования осуществляется как в устной, так и в письменной форме. Закрепление форм словоизменения сначала проводится в слове, затем в словосочетаниях, предложениях и текстах.

) Формирование и развитие зрительного восприятия:

уточнение представлений о цвете, форме, величине;

развитие целостности восприятия;

расширение объема и уточнение зрительной памяти;

формирование пространственный представлений;

развитие зрительного анализа и синтеза.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 420; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.193.238 (0.019 с.)