Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация зпр по этиопатогенетическому принципу (по К. С. Лебединской).

Поиск

1) Задержка психического развития конституционального происхождения. Причина возникновения данного заболевания – задержка развития лобных долей головного мозга. Происхождение такой формы, как правило, не приобретенное, а врожденное.

Таким детям присущ психический инфантилизм. У детей наблюдается незрелость в физическом развитии, и в психическом. Эмоционально - волевая сфера развита у таких детей не в соответствии с возрастной нормой, они менее самостоятельны, менее развито чувство долга и ответственности. Мотивация снижена, как правила она нестойкая и поверхностная. Отмечается повышенная внушаемость. Моторное недоразвитие проявляется в координации их движения, в особенности это касается мелкой моторики рук, детям сложно дается рисование, письмо, лепка, удержание столовых приборов.

У детей есть затруднения в обучении, они не успевают за своей возрастной категорией ввиду незрелости мотивации к учебному процессу, в большинстве своем они предпочитают игры, в которых их инфантильность проявляется в меньшей степени. Они любят фантазировать, вытесняя неприятные для них жизненные ситуации. Такому типу присущи живая мимика, активная жестикуляция и быстрые, порывистые движения. С первых дней в школе дети обращают на себя внимание, очень любопытно ко всему относятся, но при этом достаточно быстро находят себе друзей и покровителей, к которым относятся очень тревожно и с трепетом. Достаточно трудно дается обучение в школе из-за несформированности интеллектуальных способностей, в развитии отстают такие функции как: речь, мышление, память, так же мешает обучению и то, что дети мало знают об окружающем мире и имеют малые представления о происходящем.

По рекомендации ПМПК дети направляются в коррекционные классы, школы VII вида, но если таких возможностей не имеют, то детей оставляют на второй год того класса, где они обучались ранее.

2) Задержка психического развития соматогенного происхождения. Причиной является длительное хроническое заболевание ребенка. Чаще всего это врожденные или приобретенные болезни сердца, аллергические реакции, которые дают соматические осложнения или хронические инфекции.

Таким детям присуще физическая ослабелость, в связи с их заболеванием, низкая выносливость, частые перепады настроения, психическая незрелость, вялость, не уверенность в себе. В этом случае мы можем говорить о стойкой астении, которая снижает тонус ребенка в физическом и психическом состоянии. Среди детей их выделяет робость, несамостоятельность, а также то, что они очень привязаны к привычной им обстановке. Они плаксивы и имеют трудности в адаптации. Эти дети с большей вероятностью подвержены возникновению школьных неврозов. Дети, как правило, вежливы, но при этом совершенно не самостоятельны, не организованы и безынициативны.

Трудности, которые связаны с учебной деятельностью, связаны со сниженной мотивацией и отсутствием интересов. Их пугают трудности, которые могут выступать перед ними. Дети часто переживают из-за своего здоровья, отсюда у них неуверенность в себе, из-за частых болезней они вялые, пассивные и неинициативные. У детей очень часто проявляется головная боль и снижение аппетита, болевые ощущения в теле дети используют как повод для отказа от предложенной им деятельности. Такие дети нуждаются в постоянной лечебно-педагогической деятельности.

3)Задержка психического развития психогенного происхождения. Данный тип связан с неблагоприятными условиями, в которых находиться ребенок. Примерами данных условий могут быть гиперопека, гипоопека, узкий круг общения ребенка, бедность эмоций.

Если ребенок находиться длительное время в неблагоприятной среде, она может повлиять на его психическое состояние. Нервно - психическая сфера оказывается под давлением, что ведет к патологическому развитию личности. Данный тип задержки психического развития характеризуется нарушением эмоционально - волевой сферы. С раннего возраста дети испытывают трудности в коммуникативной деятельности, они не умеют строить общение с другими детьми и взрослыми. У таких детей нет адекватного оценивания результатов своей деятельности и контроля за ней. Очень часто дети такого типа находятся или находились в детских домах.

В познавательной и учебной сфере наблюдаются также трудности, они не умеют организовывать свою деятельность, испытывают трудности в планировании действий, не выделяют этапы своих действий. Эмоциональная бедность и отсутствие контактов с окружающими ведут к замедленному психическому темпу развития и как результат мы наблюдаем снижение мотивации в интеллектуальной сфере, поверхностные эмоции или не умение выражать их, отсутствие социальных эмоций или их снижение в практике, а также не самостоятельность у детей.

4)Задержка психического развития церебрально-органического происхождения. Данный тип встречается чаще всего, так же является самым сложным. Степень выраженности данной формы во многом зависит от сроков поражения мозга и нервной системы патогенным фактором. Задержка психического развития такой формы связано с органическим повреждением центральной нервной системы. Мы можем наблюдать такой тип в тех случаях, когда у женщины в период беременности случаются осложнения, такие как: асфиксия, инфекция, токсикоз, родовые травмы.

Дети с таким нарушением, как правило, эмоционально истощены, у них наблюдается нарушения в познавательной деятельности, физическое развитие задержано, у ребенка нет интереса к оценке его действий, а также привязанность развита слабо. Память, внимание и мелкая моторика в своем развитие замедляются, у ребенка появляется тревога, страх, иногда навязчивые движения руками, раздражительность, снижение интереса к интеллектуальной деятельности.

В физическом развитии дети отстают от своей возрастной нормы. У таких детей нередкое явление как головная боль, оно связано с нарушением вегетососудистой регуляцией и с изменением внутричерепного давления, а также с повышенной нагрузкой в какой-либо сфере.

В эмоциональной сфере у детей наблюдается частая смена настроения, сочетаемая с озлобленностью, склонность к агрессии. Также мы можем наблюдать сниженную мотивацию к учебной деятельности и отрицательное отношение к учебному процессу, иногда расторможённость влечений, которая проявляются в склонности к побегам, воровству и тд.

Если мы углубимся в данный вариант задержки, то он может быть рассмотрен в двух случаях, в зависимости от клинической картины ребенка. Смотря, что преобладает, эмоционально-волевая незрелость или функциональные нарушения интеллектуальной деятельности.

Первая группа характеризуется преобладанием явления органического инфантилизма. Энцефалопатические расстройства проявляются у таких детей не явно. Они проявляются, как правило, в психомоторной возбужденности. Так же наблюдаются признаки незрелости и легкая вегетативная неустойчивость. В физическом развитии часто наблюдаются инфантильные черты. По исследованиям с использованием теста Векслера дети показали результаты, которые располагаются в нижней границе нормы. Так же мы можем отмечать дефицитарность высших корковых функций, которая связана с низким психическим тонусом и повышенной истощаемостью. У детей страдает регуляция контроля своей деятельности, но при этом программирование находиться в ближних границах нормы.

Ко второй группе относятся дети с преобладанием нарушения познавательной деятельности. У них проявляются признаки недостаточности познавательной деятельности и более стойкие, по сравнению с первой группой, энцефалопатические расстройства, в более грубых формах ухудшения памяти, повышения утомляемости, невозможности сосредоточиться, а также перепадами настроения, психопатоподобными расстройствами. Корковые патологии более выражены, чем у детей, относящихся к первой группе. По исследованиям с использованием теста Векслера дети показали результаты, которые находятся в зоне между умственной отсталостью и нормой. У таких детей нарушена регуляция контроля своей деятельности и программирование. Недоразвитие функции регуляции в головном мозге вторично и связано с грубостью нейродинамических расстройств, недостаточностью речи и других корковых функций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1467; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.154.133 (0.011 с.)