Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Переходы к демократии: волны демократизации, условия демократии, демократический транзит и его стадии.

Поиск

Ни в одной стране переход от традиционных абсолютистско-олигархических систем к демократии не был безболезненным.

С. Хантингтон характеризует три модели перехода от авторитаризма к демократии:

1) классическая линейная модель демократизации (Великобритания, Швеция) предусматривает постепенное ограничение монархической власти, расширение прав граждан и парламента; вначале подданные получают гражданские (личные) права, затем права политические и значительно позднее - социальные; постепенно ограничиваются и устраняются избирательные цензы; парламент становится высшей законодательной властью и контролирует правительство;

 

2) циклическая модель (во многих странах Латинской Америки, Азии и Африки) предполагает чередование демократических и авторитарных форм правления при формально позитивном отношении к демократии политической элиты; в этом случае избранные народом правители либо свергаются военными, либо сами узурпируют власть, опасаясь потерять ее, сталкиваясь с растущей непопулярностью и сильным противостоянием оппозиции; указанная модель свидетельствует о недостаточной зрелости внутренних предпосылок демократии и, особенно, о ее слабой укорененности в господствующей политической культуре;

 

3) диалектическая модель (Испания, Португалия, Греция) как и модель циклическая характеризуется нестабильностью переходных политических режимов, но здесь переход к демократии осуществляется под влиянием уже достаточно созревших для нее внутренних предпосылок (индустриализации, многочисленного среднего класса, достаточно высокого образовательного уровня граждан, рационализации и индивидуализации массового сознания и т.д.); нарастание этих и других факторов приводит к довольно быстрому и внезапному краху авторитарных режимов; в результате постепенно (после череды смен) устанавливается стабильная, жизнеспособная демократия.

 

В политологии популярна теория «волн» демократизации, согласно которой демократические институты правления – полиархии – утверждались тремя этапами. Причем на каждом из них тот процесс затрагивал разные группы стран.

С. Хантингтон в своей книге "Третья волна: демократизация в конце XX века" дает следующую датировку:

— Первая, длинная волна демократизации 1828-1926

— Первый откат 1922 -1942

— Вторая, короткая волна демократизации 1943-1962

— Второй откат 1958-1975

— Третья волна демократизации 1974-?

 

Первая волна демократизации стала нарастать со второй половины 19 века и достигла пика незадолго до завершения первой мировой войны.

Вторая волна была стимулирована победой союзников во второй мировой войне и процессами деколонизации, длившимися до 1960-х годов.

И наконец Третья волна началась в начале 1970-х с падения авторитарных режимов в Португалии, Испании и Греции. Далее она распространилась на часть Латинской Америки, Восточную Азию, бывший СССР, страны Центральной и Восточной Европы.

 

Условия демократии:

1)Национальная идентичность и государственное единство.

2)Уровень экономического развития:

- продвинутая индустриализация

-распространенная урбанизация

-высокая грамотность

-определенное благосостояние

-достаточное развитие СМИ.

Однако, экономическое развитие скорее предпосылка, а не гарантия демократии.

3)Культурные условия. Прежде всего, относительная распространенность ценностей и установок, ориентированных на индивидуализм, рационализм и демифологизированное мировосприятие.

Сами по себе все эти условия способствуют возникновению демократии, но ни одно из них не является ни необходимым, ни достаточным для перехода к демократическому режиму.

Демократический транзит – переход от авторитарного режима к демократическому. Различают три стадии: либерализация, демократизация, консолидация.

Либерализация - процесс закрепления некоторых гражданских свобод без преобразования аппарата власти. Авторитарный режим ослабляет свой контроль, позволяет самоорганизацию оппозиции, а порой либерализация происходит в результате давления масс снизу. Она приводит к несовпадению мнений относительно дальнейшего развития государства и общества, происходит столкновение различных интересов.

Именно тогда во время конфликта, во избежание гражданской войны начинается процесс демократизации, на которой главное - внедрение новых политических институтов. На этом этапе заключается неформальный пакт об основополагающих правилах политического поведения. Появляются выборы, их соревновательность и представительность.

Затем наступает стадия консолидации, уже собственно современной демократии – соревновательной, плюралистической, исполненной альтернатив и начинаний – всегда «незавершенный процесс».

 

15) Государство как политический институт. В чем сложность определения понятия государства? Внутренние и внешние функции государства. Почему государство является центральным политическим институтом и как оно взаимодействует с другими субъектами политики?

Существует очень много подходов к определению государства, его изучением занимаются сразу несколько наук, поэтому дать однозначное определение государства почти невозможно.

Государство - основной элемент политической структуры социально дифференцированного общества.

Государство - это организация публичной власти на определенной территории, обладающая специальным аппаратом и регулирующая общественные отношения путем издания правовых норм.

Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние. К внутренним функциям государства относятся:

· Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.

· Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.

· Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.

· Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.

· Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.

· Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.

· Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики.

· Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

К внешним функциям государства относятся:

· Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета государства.

· Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.

· Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

Государство является центральным институтом политической системы, так как в его деятельности концентрируется основное содержание политики.

 

Государство в отношении к политическим партиям:

– устанавливают правовые рамки деятельности партий и политических объединений;

– регистрируют в установленном законом порядке;

– определяют роль и место в политической системе;

– предъявляют требования к идеологии и программе партии, организационному строению и порядку деятельности, ее финансово-экономической базе и т. п.

Политические партии в отношении государства:

– в ходе политической борьбы определяют принадлежность государственной власти, ее использование, способы и формы осуществления;

– в условиях авторитаризма правящая партия может сливаться с государством, быть выше закона;

– в условиях демократии существует многопартийная система; государство стоит на принципе департизации и деполитизации должностных лиц.

 

Государство и общественно-политические организации:

– как и в отношениях с политическими партиями, государство взаимодействует с массовыми общественно-политическими организациями;

– контролирует их деятельность (включая финансовую отчетность), регистрирует в компетентных органах (министерстве юстиции), разрешает проведение массовых мероприятий и т. п.);

– прислушивается к мнению наиболее влиятельных и массовых из них (профсоюзы);

– деятельность организаций, расходящуюся с требованиями закона, государство запрещает.

Общественные объединения:

– воздействуют на государство в ходе избирательных кампаний, защищают законные интересы своих членов в государственных органах;

– могут работать в парламентских комиссиях, влияя на содержание принимаемых проектов нормативных актов;

– такие массовые общественные организации, как профсоюзы, иногда выступают настолько мощной социальной силой, что государство устанавливает с ними отношения партнерства, разрабатывает соответствующее законодательство.

Взаимоотношения государства с церковью были всегда важными, они остаются таковыми и в современных условиях, в которых светское государство отделено от церкви, а церковь не выполняет политических функций и формально могла бы не считаться элементом политической системы.

Светское государство, не вмешиваясь в конфессиональные вопросы, охраняет и гарантирует законные интересы и правомерную деятельность церкви, идет на сотрудничество с ней по ряду направлений.

Законодательство признает свободу совести, но в свободе исповедовать веру устанавливает ограничения, необходимые для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали.

В клерикальном (от лат. cliricalis – церковный) государстве церковь признается государственной и тесно сотрудничает с государственными институтами, в теократическом государстве церковь доминирует, а глава государства (монарх) выполняет также функции верховного священнослужителя.

Взаимоотношения государства с объединениями предпринимателей, торгово-промышленными палатами, союзами промышленников и т. п. регламентируются современным законодательством достаточно детально, предоставляя большие возможности для учета позиции капитала при разработке проектов законов и социально-экономических программ правительства.

Особенности взаимодействия государства с общественными движениями объясняются во многом спонтанными действиями, плохой управляемостью массовых протестных акций, иногда «на грани» закона по различным поводам: за предотвращение экологической катастрофы, за сохранение культурного наследия, устранение ядерной опасности, против СПИДа, глобализации и т. п.

Совместная деятельность государства и органов местного самоуправления проявляется в соотношении последнего с местным управлением – административными структурами, назначаемыми вышестоящей властью на местах.

Обеспечивая свободу информации, государство создает законодательные возможности для деятельности средств массовой информации (коммуникации), которые могут выступать и эффективными инструментами осуществления демократического процесса, и средством манипулирования общественным сознанием.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 888; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.52.26 (0.008 с.)