Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Переходы к демократии: волны демократизации, условия демократии, демократический транзит и его стадии.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Ни в одной стране переход от традиционных абсолютистско-олигархических систем к демократии не был безболезненным. С. Хантингтон характеризует три модели перехода от авторитаризма к демократии: 1) классическая линейная модель демократизации (Великобритания, Швеция) предусматривает постепенное ограничение монархической власти, расширение прав граждан и парламента; вначале подданные получают гражданские (личные) права, затем права политические и значительно позднее - социальные; постепенно ограничиваются и устраняются избирательные цензы; парламент становится высшей законодательной властью и контролирует правительство;
2) циклическая модель (во многих странах Латинской Америки, Азии и Африки) предполагает чередование демократических и авторитарных форм правления при формально позитивном отношении к демократии политической элиты; в этом случае избранные народом правители либо свергаются военными, либо сами узурпируют власть, опасаясь потерять ее, сталкиваясь с растущей непопулярностью и сильным противостоянием оппозиции; указанная модель свидетельствует о недостаточной зрелости внутренних предпосылок демократии и, особенно, о ее слабой укорененности в господствующей политической культуре;
3) диалектическая модель (Испания, Португалия, Греция) как и модель циклическая характеризуется нестабильностью переходных политических режимов, но здесь переход к демократии осуществляется под влиянием уже достаточно созревших для нее внутренних предпосылок (индустриализации, многочисленного среднего класса, достаточно высокого образовательного уровня граждан, рационализации и индивидуализации массового сознания и т.д.); нарастание этих и других факторов приводит к довольно быстрому и внезапному краху авторитарных режимов; в результате постепенно (после череды смен) устанавливается стабильная, жизнеспособная демократия.
В политологии популярна теория «волн» демократизации, согласно которой демократические институты правления – полиархии – утверждались тремя этапами. Причем на каждом из них тот процесс затрагивал разные группы стран. С. Хантингтон в своей книге "Третья волна: демократизация в конце XX века" дает следующую датировку: — Первая, длинная волна демократизации 1828-1926 — Первый откат 1922 -1942 — Вторая, короткая волна демократизации 1943-1962 — Второй откат 1958-1975 — Третья волна демократизации 1974-?
Первая волна демократизации стала нарастать со второй половины 19 века и достигла пика незадолго до завершения первой мировой войны. Вторая волна была стимулирована победой союзников во второй мировой войне и процессами деколонизации, длившимися до 1960-х годов. И наконец Третья волна началась в начале 1970-х с падения авторитарных режимов в Португалии, Испании и Греции. Далее она распространилась на часть Латинской Америки, Восточную Азию, бывший СССР, страны Центральной и Восточной Европы.
Условия демократии: 1)Национальная идентичность и государственное единство. 2)Уровень экономического развития: - продвинутая индустриализация -распространенная урбанизация -высокая грамотность -определенное благосостояние -достаточное развитие СМИ. Однако, экономическое развитие скорее предпосылка, а не гарантия демократии. 3)Культурные условия. Прежде всего, относительная распространенность ценностей и установок, ориентированных на индивидуализм, рационализм и демифологизированное мировосприятие. Сами по себе все эти условия способствуют возникновению демократии, но ни одно из них не является ни необходимым, ни достаточным для перехода к демократическому режиму. Демократический транзит – переход от авторитарного режима к демократическому. Различают три стадии: либерализация, демократизация, консолидация. Либерализация - процесс закрепления некоторых гражданских свобод без преобразования аппарата власти. Авторитарный режим ослабляет свой контроль, позволяет самоорганизацию оппозиции, а порой либерализация происходит в результате давления масс снизу. Она приводит к несовпадению мнений относительно дальнейшего развития государства и общества, происходит столкновение различных интересов. Именно тогда во время конфликта, во избежание гражданской войны начинается процесс демократизации, на которой главное - внедрение новых политических институтов. На этом этапе заключается неформальный пакт об основополагающих правилах политического поведения. Появляются выборы, их соревновательность и представительность. Затем наступает стадия консолидации, уже собственно современной демократии – соревновательной, плюралистической, исполненной альтернатив и начинаний – всегда «незавершенный процесс».
15) Государство как политический институт. В чем сложность определения понятия государства? Внутренние и внешние функции государства. Почему государство является центральным политическим институтом и как оно взаимодействует с другими субъектами политики? Существует очень много подходов к определению государства, его изучением занимаются сразу несколько наук, поэтому дать однозначное определение государства почти невозможно. Государство - основной элемент политической структуры социально дифференцированного общества. Государство - это организация публичной власти на определенной территории, обладающая специальным аппаратом и регулирующая общественные отношения путем издания правовых норм. Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние. К внутренним функциям государства относятся: · Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина. · Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества. · Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы. · Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций. · Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта. · Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования. · Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики. · Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования. К внешним функциям государства относятся: · Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета государства. · Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества. · Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами. Государство является центральным институтом политической системы, так как в его деятельности концентрируется основное содержание политики.
Государство в отношении к политическим партиям: – устанавливают правовые рамки деятельности партий и политических объединений; – регистрируют в установленном законом порядке; – определяют роль и место в политической системе; – предъявляют требования к идеологии и программе партии, организационному строению и порядку деятельности, ее финансово-экономической базе и т. п. Политические партии в отношении государства: – в ходе политической борьбы определяют принадлежность государственной власти, ее использование, способы и формы осуществления; – в условиях авторитаризма правящая партия может сливаться с государством, быть выше закона; – в условиях демократии существует многопартийная система; государство стоит на принципе департизации и деполитизации должностных лиц.
Государство и общественно-политические организации: – как и в отношениях с политическими партиями, государство взаимодействует с массовыми общественно-политическими организациями; – контролирует их деятельность (включая финансовую отчетность), регистрирует в компетентных органах (министерстве юстиции), разрешает проведение массовых мероприятий и т. п.); – прислушивается к мнению наиболее влиятельных и массовых из них (профсоюзы); – деятельность организаций, расходящуюся с требованиями закона, государство запрещает. Общественные объединения: – воздействуют на государство в ходе избирательных кампаний, защищают законные интересы своих членов в государственных органах; – могут работать в парламентских комиссиях, влияя на содержание принимаемых проектов нормативных актов; – такие массовые общественные организации, как профсоюзы, иногда выступают настолько мощной социальной силой, что государство устанавливает с ними отношения партнерства, разрабатывает соответствующее законодательство. Взаимоотношения государства с церковью были всегда важными, они остаются таковыми и в современных условиях, в которых светское государство отделено от церкви, а церковь не выполняет политических функций и формально могла бы не считаться элементом политической системы. Светское государство, не вмешиваясь в конфессиональные вопросы, охраняет и гарантирует законные интересы и правомерную деятельность церкви, идет на сотрудничество с ней по ряду направлений. Законодательство признает свободу совести, но в свободе исповедовать веру устанавливает ограничения, необходимые для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали. В клерикальном (от лат. cliricalis – церковный) государстве церковь признается государственной и тесно сотрудничает с государственными институтами, в теократическом государстве церковь доминирует, а глава государства (монарх) выполняет также функции верховного священнослужителя. Взаимоотношения государства с объединениями предпринимателей, торгово-промышленными палатами, союзами промышленников и т. п. регламентируются современным законодательством достаточно детально, предоставляя большие возможности для учета позиции капитала при разработке проектов законов и социально-экономических программ правительства. Особенности взаимодействия государства с общественными движениями объясняются во многом спонтанными действиями, плохой управляемостью массовых протестных акций, иногда «на грани» закона по различным поводам: за предотвращение экологической катастрофы, за сохранение культурного наследия, устранение ядерной опасности, против СПИДа, глобализации и т. п. Совместная деятельность государства и органов местного самоуправления проявляется в соотношении последнего с местным управлением – административными структурами, назначаемыми вышестоящей властью на местах. Обеспечивая свободу информации, государство создает законодательные возможности для деятельности средств массовой информации (коммуникации), которые могут выступать и эффективными инструментами осуществления демократического процесса, и средством манипулирования общественным сознанием.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 888; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.164.47 (0.01 с.) |