Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Что такое политический процесс? Каковы его основные типы, структура, компоненты, базовые интерпретации?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Политический процесс – это определенная последовательность действий и взаимодействий между политическими факторами, которая проистекает в определенное время и в определенном пространстве. Политический процесс развертывается в каждой стране в рамках политической системы общества, а также в региональных и глобальных масштабах. В обществе он осуществляется на государственном уровне, в административно-территориальных районах, в городе и деревне. Кроме того, он действует внутри различных наций, классов, социально-демографических групп, политических партий и общественных движений. Тем самым политический процесс раскрывает поверхностные или глубинные изменения политической системы, характеризует её переход от одного своего состояния к другому. Поэтому в целом политический процесс по отношению к политической системе раскрывает движение, динамику, эволюцию, изменение во времени и пространстве.
Можно выделить четыре основных типа политических процессов: 1. Экономико-политические; 2. Структурообразующие - следствие образования определенных институтов и систем норм, моделирующих способ продолжительности жизни базисных социальных структур; 3. Идеологически-политические – следствие создания и поддержки идеологических систем; 4. Формирование общественного мнения. Типология политического процесса По объектам политического воздействия политические процессы подразделяются на внешнеполитические и внутриполитические. Внешняя политика регулирует отношения государства с другими субъектами внешнеполитической деятельности. Содержание внутриполитических процессов существенно различается во многих странах. Оно зависит от форм правления и форм государственного устройства конкретных государств, существующих там демократических или недемократических политических режимов, качеств правящей элиты и других факторов. Фундаментом внутриполитического процесса любой страны является соотношение социально-экономических укладов, сложившаяся социальная структура общества, степень удовлетворенности населения своим положением. Можно говорить об эволюционном и революционном политических процессах. При революционном процессе используются как мирные, так и не мирные средства, насилие. Преобразования осуществляются за сравнительно короткое время, имеют часто обвальный характер и далеко не всегда достигают тех результатов, на которые были рассчитаны. Основа эволюционного развития – легитимность властей, единые социокультурные ценности элиты и масс, этика согласия, наличие конструктивной оппозиции. С точки зрения публичности осуществления правящими кругами своих властных полномочий, принятия решений выделяются открытый и скрытый (теневой) политические процессы. При открытом политическом процессе интересы групп и граждан выявляются в программах партий и движений, в голосовании на выборах, через обсуждение проблем в средствах массовой информации, через контакты граждан с институтами власти, через учет общественного мнения. Такая практика сложилась в демократических государствах. Теневые, скрытые политические структуры располагаются на высших и средних уровнях власти. Речь идет о скрытых действиях государственных учреждений, секретных документах, приказах, существовании органов с секретными функциями (органы безопасности) и полностью законспирированных учреждений (разведка, контрразведка и т.п.). Может возникать противоправная деятельность и коррупция официальных лиц и властей. При определенных условиях формируются нелегальные (теневые) структуры неполитического характера (параллельная экономика, чёрный рынок, организации преступного мира, мафии и мафиозные корпорации разного рода). Они имеют тенденцию смыкаться с легальными государственными структурами и могут оказывать на них серьёзное влияние, вплоть до скрытого участия в политической жизни отдельных регионов. Они проводят своих представителей в депутаты, на должности в госаппарате и т.д. Такая ситуация может возникать, если государство передает властные функции своим отдельным структурным звеньям, например, органам политического сыска, тайной полиции, партийным формированиям. Так было в СССР в 20-50 годы, когда революционные трибуналы, "тройки", органы госбезопасности имели власть, не контролируемую населением. С точки зрения устойчивости политической системы можно говорить о стабильном и нестабильном политических процессах. Стабильный процесс основывается на устойчивой социальной структуре, повышающемся жизненном уровне населения, легитимности режима. Граждане поддерживают правила игры, доверяют власти. Все участники политического процесса настроены на сотрудничество, поиск компромиссных решений, их объединяет приверженность демократическим ценностям. Люди уверены в своих возможностях влиять на власть, ибо правительство учитывает общественное мнение в своих решениях.
Структурными элементами политического процесса являются причина (или причины) его возникновения, объект, субъект и цель. Причина возникновения политического процесса - это появление противоречия, требующего разрешения. Объект политического процесса - это конкретная политическая проблема, ставшая его причиной: 1) возникновение и необходимость реализации каких-либо политических интересов; 2) создание новых политических институтов, партий, движений и т.д.; 3) реорганизация властных структур, создание нового правительства; 4) организация поддержки существующей политической власти. Субъект политического процесса - это его инициатор: какой-либо орган власти, партия, движение или даже индивид. Цель политического процесса - это то, ради чего начинается и развивается политический процесс. Знание цели позволяет оценить реальность её достижения, взвесив ресурсы, которыми располагают участники процесса. Основными компонентами политического процесса являются: субъекты политики (социальные и институциональные); динамика политических отношений; политическое поведение и политическая деятельность. Политический процесс – это определенная последовательность действий и взаимодействий между политическими факторами, которая проистекает в определенное время и в определенном пространстве. Политический процесс развертывается в каждой стране в рамках политической системы общества, а также в региональных и глобальных масштабах. В обществе он осуществляется на государственном уровне, в административно-территориальных районах, в городе и деревне. Кроме того, он действует внутри различных наций, классов, социально-демографических групп, политических партий и общественных движений. Тем самым политический процесс раскрывает поверхностные или глубинные изменения политической системы, характеризует её переход от одного своего состояния к другому. Поэтому в целом политический процесс по отношению к политической системе раскрывает движение, динамику, эволюцию, изменение во времени и пространстве. Основные стадии политического процесса выражают динамику развития политической системы, начиная с её конституирования и последующего реформирования. Его главное содержание связано с подготовкой, принятием и оформлением на соответствующем уровне, исполнением политических и управленческих решений, необходимой их коррекцией, социальным и иным контролем в ходе практического осуществления. можно выделить четыре основных типа политических процессов: 1. Экономико-политические; 2. Структурообразующие - следствие образования определенных институтов и систем норм, моделирующих способ продолжительности жизни базисных социальных структур; 3. Идеологически-политические – следствие создания и поддержки идеологических систем; 4. Формирование общественного мнения. Отечественный политолог Л. С. Мамут выделяет следующие типы политических процессов: • Формирование органов политической системы (институционализация); • Воспроизведение компонентов и признаков политической системы в процессе ее функционирования: • Принятие и исполнение политических решений. По сфере действия политические процессы разделяются на внутриполитические и внешнеполитические. В зависимости от сроков протекания выделяют продолжительные процессы (например, переход к демократическим формам правления); непродолжительные (например, избирательные кампании А. И. Соловьев выделяет открытые и закрытые политические процессы. Закрытые политические процессы «означают тот тип изменений, который может быть достаточно однозначно оценен в рамках критериев лучшее/худшее, желательное/нежелательное и т. д. Открытые же процессы демонстрируют такой тип изменений, который не позволяет предположить, какой – позитивный или негативный для субъекта « А. Ю. Шутов выделяет два идеальных типа политических процессов: • технократического типа; • идеократического типа. Крайними позициями в отношении к политическим процессам служат КОНСЕРВАТИЗМ, (назначение политических процессов в сохранении постоянства, неизменности политической системы, воспринимают любую ее трансформацию как нечто опасное и нежелательное); и РЕВОЛЮЦИОНАРИЗМ, (политическая жизнь в качестве непрерывной и крутой ломки форм ее организации). РЕВОЛЮЦИЯ - это коренное, полное преобразование структуры власти в обществе, радикальное изменение его политической системы, открывающее возможность значительных социально-экономических преобразований. Принудительный характер осуществляемых в обществе перемен, сопротивление тех социальных сил, против которых они направлены, делает практически неизбежным большую роль насилия в любом революционном процессе. РЕФОРМА характеризуется постепенностью намечаемых преобразований, а в ее программе акцент делается не на обеспечение полноты, радикальности и всесторонности их, а на доведение до конца, и этому придается ключевое значение. такие изменения как бы вытягивают за собой цепь всех остальных социальных перемен Если революция и реформа нацелены на целостное в конечном счете преобразование политической системы. то такой часто встречающийся политический процесс как восстание, имеет по сравнению с ними некоторые существенные отличия. По своей структуре политический процесс состоит из следующих элементов: - субъекта, носителя власти; - объекта, который должен быть создан или достигнут как цель процесса; - средств, методов, ресурсов, исполнителей процесса. Ресурсами могут служить знание, наука, технические и финансовые средства, настроения масс, идеология, общественное мнение и другие факторы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.98.153 (0.006 с.) |