Политическая культура: возникновение понятия, многообразие трактовок. Структура и функции политической культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая культура: возникновение понятия, многообразие трактовок. Структура и функции политической культуры.



Политическую культуру можно определить как совокупеность типичных для конкретной страны образцов поведения людей в публичной сфере воплощающий их ченностные представления о смысле и целях развития мира политики и подддерживающих устоявшиеся нормы и традиции взаимоотношений государства и общества.

Пай трактует это понятие как политичская культура есть совокупность ориентацией,мнений и убеждений, которые придают логику и смысл политическому процессу обеспечивают основополагающие представления и нормы, управляющие поведением человека в политичесой сфере. Тем самым политическая культура- это обобщенное выражение психолоичесого и субъективного измерения политики.»

Возникновение, связана с появлением политических отношений. Первым же, кто употребил данный термин, был немецкий философ-просветитель XVIII века Иоган Гердер.

Однако в политическую науку термин «политическая культура» был введен американским политологом Г.Алмондом в 50-60-е годы ХХ века.

 

МНОГООБРАЗИЕ ТРАКТОВОК:

Политическая культура - термин широко известный. Существует множество трактовок как собственно термина "политическая культура", так и его содержания.

Политическая культура - не механическая совокупность тех или иных ценностей, установок, ориентаций, моделей поведения в отношении политических объектов. Это - специфический способ и образ -отражает суть понятия культуры вообще, и политической культуры в частности. Другими словами, политическая культура - это не просто распространенные в обществе ценности, но и то, как эти ценности "растворены" в тех или иных системообразующих структурах (т.е. как действуют механизмы распространения и укоренения ценностей) и какое влияние они оказывают на социально-политические процессы. При этом важно учитывать воздействие и других элементов политической культуры, таких, например, как установки, нормы и т. д.

В обобщенном виде предлагается понимать под политической культурой определенный способ существования (или в терминах социологии Парсона - способ действия) политической системы. Таким образом, политическая культура рассматривается как подсистема политической системы, и в то же время - как ее окружающая среда.

Политическая культура - противоречивая система, в которой в динамичном отношении находятся прошлое, настоящее и прогнозируемое будущее. В этом смысле можно говорить о своеобразии политической культуры любой нации вне зависимости от определенного исторического континуума. Политическая культура - единая смысловая схема, которая при заданных изначальных условиях дает на "выходе" те или иные результаты. Таким образом, политическая культура представляет собой динамическую модель, но эта динамика в меньшей степени проявляется на уровне всей системы и в большей мере - на уровне изменения значимости ("удельного веса") отдельных структурообразующих взаимосвязей и отношений между элементами и уровнями.

Формирование культуры - долговременный процесс, поэтому трудно ожидать от норм и ценностей быстрой изменчивости. Политическая культура также рассматривается как устойчивый феномен.

Политико-культурные нормы, ценности и установки во многом определяют исход политических процессов. Как отмечает С. Уэлч, распространены два основных подхода: бихевиорализм и интерпретативизм (Ч. Тэйлор, Р. Такер, А. Мейер, С. Уэлч и др.) Бихевиорализм -использование в изучении политики количественных методов, а также расширение предмета исследования от анализа институтов до анализа неформального политического поведения. Отличительная черта интерпретативистских подходов в исследовании политической культуры состоит в поиске и анализе "смыслов" политической жизни. Таким образом, политическая культура предстает как смысловой аспект политики.

 

Вопросы политической культуры исследовали выдающиеся мыслители прошлого: Аристотель, Макиавелли, Монтескье, Маркс, Спенсер, Вебер и др.

Политическая культура - неотъемлемая часть общенациональной культуры. Это прежде всего ценностно-нормативная система, которой придерживается общество. Она включает в себя: полит опыт человечества, полученный в ходе исторического развития. Этот опыт оказывает воздействие на формирование политического сознания людей и выражается в их ориентациях и установках, которые определяют политическое поведение. 


Функции политической культуры:


1. Познавательная функция - формирование у граждан необходимых общ-полит знаний, взглядов, убеждений и полит компетентности.


2. Интегративная - достижение на базе общепринятых ценностей согласия в рамках существующей полит. системы и избранного обществом полит строя. 


3. Коммуникативная функция позволяет установить связь между участниками полит процесса как "по горизонтали", так и "по вертикали". 


4. Нормативно-регулятивная функция - заключается в формировании и закреплении в общественном сознании необходимых полит ценностей, установок, целей, мотивов и норм поведения. 


5. Воспитательная функция - дает возможность сформировать личность, гражданина.

 

26) Политическое участие – это действия, по­средством которых рядовые члены общества влияют или пытаются оказать влияние на функционирование политической системы, фор­мирование политических институтов и процесс выработки политиче­ских решений.

К политическому участию можно отнести действия по делегирова­нию полномочий (электоральное поведение); активистскую деятельность, направленную на поддержку кандидатов и партий в избирательных кам­паниях; посещение митингов и участие в демонстрациях; участие в дея­тельности партий и т.п. ‘

 

Американский политолог М. Вайнер выделяет три главные черты политического участия:

- во-первых, оно определяется, как конкретное действие, имеющее вербальное выражение, а не личные переживания и внутренние предпочтения;

- во-вторых, политическое участие представляет собой добровольные действия граждан (таким образом, исключаются такие действия, как служба в армии и уплата налогов);

- в-третьих, политическое участие предполагает наличие определенного выбора, (таким образом, исключается голосование на заведомо безальтернативных выборах).

Вместе с тем, некоторые ученые, в частности С. Хантингтон, не согласны с отнесением к политическому участию исключительно добровольных и сознательных действий. Исходя из этого, С. Хантингтон выделяет две его разновидности:

- автономное участие, которое представляет собой сознательную активность отдельных граждан, целью которых является влияние на позицию и деятельность избираемых электоратом политиков;

- мобилизованное участие - вынужденно совершаемые действия, обусловленные неполитическими стимулами (страхом, чувством долга, подкупом и т. п.).

американские политологи С. Верба и Н. Най, создали признанную классической классификацию политического участия:

- основанное на обычае или принуждении, а потому нерациональное и несвободное (в определенной степени к нему относится политическая мобилизация);

- основанное на осознаваемой потребности следовать установленным нормам – соответственно, рациональное, но несвободное;

- основанное на свободном, осознанном выборе человека.

Главная цель политического участия граждан – оказание влияние на власть любого уровня, в различных формах и с различной степенью активности. Оно может быть организованным или неорганизованным, эпизодическим или постоянным, использующим законные или незаконные методы.

Понятие электорального поведения:

Электоральное поведение - совокупность действий и поступков граждан, связанных с осуществлением местных или общенациональных выборов в органы власти, а также их участием в референдумах. Формы электорального поведения могут включать:

- протестное голосование;

- голосование против всех;

- конформистское голосование за партию или лидера

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.251.72 (0.009 с.)