ТОП 10:

Политическая смена государственного строя. Принятие конституции 1993 г. Правление Б.Н. Ельцина и политическая нестабильность в стране.



Отношения ветвей власти зашли в тупик. Президент предложил создать Совет Федерации, в который д.б. войти по два представителя от каждого региона, и наделить его всеми законодательными правами. Верховный Совет начал разработку законов, направленных на отстранение президента от руководства исполнительной властью. Верховный Совет отверг все правительственные законопроекты, попытался установить свой контроль над средствами массовой информации.21 СН Ельцин выступил по телевидению и объявил о роспуске Верховного Совета и Съезда народных депутатов. Одновременно был издан президентский указ "О поэтапной конституционной реформе в РФ". На 11-12 ДК назначались выборы в новый парламент России - Государственную Думу. Фактически водилось президентское правление. Указ нарушал Конституцию, которая не допускала роспуска парламента президентом. Верховный Совет охарактеризовал указ как государственный переворот, объявил о низложении Ельцина и привел к присяге в качестве президента вице-президента 24 СН вооруженные сторонники Руцкого и Хасбулатова во главе с главой Союза офицеров подполковником С. Н. Тереховым попытались захватить штаб Объединенных вооруженных сил СНГ на Ленинградском проспекте. 24 СН "Белый дом" был блокирован милицией (без оружия), которая не препятствовала выходу из здания, но никого не пропускала вовнутрь. В "Белом доме" были отключены электричество и водоснабжение.

Положение в Москве было чрезвычайно тревожным. 4 ОК войска были введены в Москву. "Белый дом" был подвергнут обстрелу из танковых орудий. Во второй пол.дня 4 ОК защитники "Белого дома" капитулировали. Руководители - Руцкой, Хасбулатов, Макашов и др.- были отправлены в тюрьму в Лефортово. 12 декабря 1993 состоялся референдум, одобривший новую Конституцию России. Российская Конституция провозгласила важнейшей ценностью соблюдение прав и свобод граждан. Высшей законодательной властью в Российской Федерации стало Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации, в который входили главы исполнительной и законодательной властей субъектов Федерации. Огромные полномочия получил президент. Он мог налагать вето на решения обеих палат парламента, распустить Думу в случае троекратного отклонения предложенной им кандидатуры премьер-министра. Если Дума выносила вотум недоверия правительству, президент мог либо отправить правительство в отставку, либо распустить Думу. Фактически Россия стала президентской республикой. В апреле 1994 по инициативе президента был заключен Договор об общественном согласии. Его подписали свыше 800 представителей различных ветвей власти, политических партий и общественных организаций. Они обязались в течение двух лет не вносить в Конституцию изменений, направленных на дестабилизацию общества, не добиваться досрочных выборов федеральных органов власти. Однако ведущие оппозиционные партии (КПРФ, Аграрная партия и др.) договор не подписали. Позднее ещё 10 оппозиционных организаций отозвали свои подписи под договором. В 1992-1993 федеративные отношения в России характеризовались преобладанием центробежных тенденций. Ещё в 1990-1991 российская власть, стремясь заручиться поддержкой регионов в борьбе с союзным центром, предложила резко расширить их суверенитет. После распада СССР российские автономии стали добиваться передачи им многих полномочий федеральных властей. При этом они опирались на национальные движения, которые обрели большое влияние в последние годы перестройки. Начался т.н. парад суверенитетов. Особенно сложное положение возникло в Татарстане, Башкирии, Якутии, Туве, в некоторых республиках Северного Кавказа. В ФВ 1994 был подписан договор о разграничении полномочий м. федеральной властью и Татарстаном, давший республике значительно более широкие права по сравнению с др.субъектами Федерации вплоть до предоставления татарского гражданства и установления отношений с иностранными государствами. В общей сложности в 1994-1995 было подписано 20 двусторонних договоров с российскими автономиями. В результате национально-территориальные субъекты Федерации приобрели существенно большую самостоятельность, чем территориальные, что вызвало обоснованное недовольство руководителей многих краев и областей

В МР 1997 Ельцин выступил с программой радикальных реформ. В правительство в ранге первых вице-премьеров вошли "молодые реформаторы" Чубайс и Немцов. Экономическое положение страны оставалось крайне сложным . Значительная часть демократической интеллигенции, ориентирующаяся на партию "Яблоко", также отрицательно относилась к деятельности правительства и президента. Одновременно "молодые реформаторы" подверглись массированным атакам со обороны СМИ, подконтрольных крупным бизнесменам ("олигархам"), интересы которых были ущемлены действиями правительства. В связи с так называемым книжным делом из правительства пришлось уйти группе соратников Чубайса. Осложнение экономической ситуации в к.1997-н.1998 и недовольство правительством в различных слоях общества побудили Ельцина в МР 1998 отправить правительство Черномырдина в отставку. Президент предложил Думе утвердить премьер-министром Кириенко, занимавшего перед этим должность министра топлива и энергетики. Согласие депутатов было получено лишь через месяц, когда стало ясно, что Ельцин готов пойти на роспуск Думы. В МЙ 1999 Ельцин отправил Примакова в отставку. Премьер-министром стал С. В. Степашин, ранее работавший министром внутренних дел и министром юстиции. Предполагалось, что именно он выбран на роль преемника Ельцина на президентском посту. Однако спустя три месяца правительство Степашина тоже было отправлено в отставку. Не только рядовые граждане, но и многие политологи восприняли это как доказательство бессмысленного самодурства. Большинство было уверено, что и новый премьер-министр - бывший глава Федеральной Службы Безопасности (ФСБ) В. В. Путин недолго останется на своем посту.

ЭкономикаЭкономическое развитие в 1993-1998 осложнялось нестабильной политической ситуацией, Президент и правительство действовали в условиях, когда в Верховном Совете, а затем в Государственной Думе большинство принадлежало оппозиции. С 1994 началась война в Чечне, потребовавшая колоссальных средств.Правительству удалось в целом обеспечить финансовую стабилизацию и снизить инфляцию. Однако продолжался спад производства, особенно в отраслях ВПК, а также в целом в обрабатывающей промышленности. Правительство в 1995 разработало программу стимулирования инвестиций, но реализовать её не смогло. Росту инвестиций препятствовали нестабильная политическая ситуация, война, отсутствие частной собственности на землю, полноценного законодательства. Отечественные предприниматели предпочитали вывозить деньги за границу или "прокручивать" их в коммерческих банках. Из-за непомерно высоких и разорительных налоговых ставок широкие масштабы приобрело уклонение от уплаты.

В результате казна столкнулась с нехваткой средств для выплаты зарплаты бюджетникам, пр.всего работникам науки, учителям, врачам и военным. Нерегулярно выплачивалась зарплата и работникам акционированных предприятий, особенно шахтерам и работникам оборонных отраслей. Задержки зарплаты составляли в ряде регионов до полугода: Основными источниками пополнения бюджета стали доходы от приватизации, внутренние и внешние займы. Государственный долг стал быстро расти. В 1997 в экономике появились признаки оздоровления. Золотовалютные ресурсы возросли в первом полугодии с 2,8 до 10,7 млрд.долл., уровень инфляции снизился до 9,3% за восемь месяцев против 16,2% за тот же период 1996 Наметился небольшой экономический рост. Однако с осени 1997 экономика России подверглась новым тяжелым испытаниям. Разразился азиатский финансовый кризис, одновременно резко упали цены на нефть - основной продукт российского экспорта.

Принципы внешней политики. Распад СССР изменил положение России на международной арене, ее политические и экономические связи с внешним миром.В 1993—1994 гг. были заключены соглашения о партнерстве и сотрудничестве между государствами ЕС и Российской Федерацией. Правительство России присоединилоськ предложенной НАТО программе «Партнерство во имя мира».Страна была включена в состав Международного валютного фонда. В мае 1997 г. в Париже было подписано соглашение о взаимоотношениях между РФ и странами НАТО. Документ зафиксировал обязательства сторон об отказе от применения силы в отношениях друг с другом.

Отношения с государствами СНГ. Распад СССР разрушил традиционные экономические связи с бывшими республиками. Между шестью (Россией, Белоруссией, Казахстаном и др.) государствами был заключен договор о коллективной безопасности, разработан и утвержден Устав СНГ (1993 г.).Межгосударственные отношения России с некоторыми бывшими республиками СССР складывались непросто. Велись острые споры с Украиной из-за раздела Черноморского флота и владения Крымским полуостровом.

 

59.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.120.174 (0.004 с.)