Русская культура XIX – начала XX вв.: общие достижения и противоречия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русская культура XIX – начала XX вв.: общие достижения и противоречия.



Просвещение Общий кризис самодержавного строя, который явственно ощущался уже в конце XIX в., бурные события начала нового века — все это наложило неизгладимый отпечаток на русскую культуру. Тяжелые времена переживала система народного просвещения и, прежде всего, высшие учебные заведения. Уже с начала 1860-х гг. студенческие беспорядки стали обычным явлением русской жизни, однако с конца XIX в. они приняли совершенно небывалый характер. Своеобразный сигнал к взрыву недовольства подала сама власть: в 1899 г. она усугубила жесткий административный надзор т.н. "Временными правилами", согласно которым участники студенческих беспорядков подлежали отдаче в солдаты. Эта мера вызвала последствия диаметрально противоположные тем, на которые рассчитывало правительство: с 1899 г. вплоть до первой революции студенческие волнения продолжаются почти беспрерывно, время от времени перерастая в стачки, которые приводили к закрытию университетов и других высших учебных заведений. В годы революции студенчество стало одним из самых активных ее участников. В годы правления Столыпина власти, действовавшей самыми жесткими методами, удалось навести относительный порядок в высших учебных заведениях. Однако в 1911 г. вспыхнула общая студенческая забастовка, борясь с которой министр просвещения Л.А.Кассо исключил из университетов несколько тысяч студентов. Вслед за этим начался "исход" из Московского университета профессуры, составлявшей его цвет: в знак протеста против подобных репрессий в отставку подали Н.Д.Зелинский, П.Н.Лебедев, К.А.Тимирязев и многие другие. Таким образом, с конца XIX в. нормальная жизнь в высших учебных заведениях была нарушена, учеба велась урывками, политика оттеснила на задний план науку.

Литература Кризисные черты русской жизни оказывали мощное воздействие и на русскую художественную культуру этого времени. В литературе, с одной стороны, продолжалось развитие реалистических традиций, унаследованных от XIX в. И.А.Бунин, А.И.Куприн, Л.Н.Андреев, А.Н.Толстой создали великолепные образцы реалистического искусства. Однако сюжеты их произведений становились год от года все более тревожными и мрачными, идеалы, которыми они вдохновлялись, все более неясными. Жизнеутверждающий пафос, который был так характерен для русской классики XIX в., под гнетом начальных событий постепенно исчезал из их творчества.В известной мере подобные черты были присущи и произведениям А.М.Горького — самого значительного и популярного в то время писателя-реалиста. В то же время уже в конце XIX в. в русской литературе возникают модернистские течения, враждебные реализму — символизм, акмеизм и др. При всех их различиях эти течения объединяла одна общая черта — отказ от воспроизведения окружающей действительности, которая представлялась неинтересной, скучной и в то же время пугающе опасной. Для многих модернистов — особенно поэтов — характерна упорная и нередко плодотворная работа над формой своих произведений — стихи В.Я.Брюсова, К.Д.Бальмонта, Н.С.Гумилева поражают своей звучностью, изысканными, неожиданными рифмами. Что же касалось самых ярких и глубоких представителей этих течений — А.А.Блока, Андрея Белого (Б.Н.Бугаева) — то они так и не смогли отстраниться от трагических проблем русской жизни.

Живопись С конца XIX в. влияние модернизма заметно проявляется и в русской живописи — в импрессионистских полотнах В.А.Серова и К.А.Коровина, в символистских картинах М.А.Врубеля ("Демон", "Пан", и другие). Движение передвижников в это время переживало глубинный кризис, организационный и творческий, и вполне закономерным было появление в 1898 г. нового художественного объединения "Мир искусства", члены которого решительно отвергли идейные и эстетические принципы своих предшественников. В "Мир искусства" вошло немало талантливых художников, таких как А.Н.Бенуа, К.А.Сомов, Л.С.Бакст, которые, пренебрегая "прозой жизни", создавали изящные, эстетически привлекательные полотна, посвященные придворным празднествам времен последних Бурбонов во Франции, сценам помещичьей жизни дореформенной России и т.п. Не удивительно, что при подобном подходе к живописи наиболее значительных результатов мирискусники достигли в книжной графике и театрально-декорационном искусстве. Часть "мирискусников" вышла из этой организации и, объединившись с бывшими передвижниками, учредила в 1903 г, "Союз русских художников". В "Союзе", таким образом, произошел органичный и очень плодотворный сплав традиционного и новаторского направлений в русской живописи. В нем работали мастера различных жанров, но самыми яркими и значительными из них были пейзажисты: И.Э.Грабарь, К.Ф.Юон, А.А.Рылов.

Музыка Отход от старых традиций в сторону эстетической утонченности, поисков новых форм был характерен и для русской музыки XIX- нач. XX вв. В известной степени эти поиски обогащали музыкальную культуру — во всяком случае, когда их вели такие великолепные мастера, как А.Н.Скрябин, С.В.Рахманинов, И.В.Стравинский. В начале XX в. русская музыка становится все более заметным явлением мировой культуры. Немалую роль в ее популяризации сыграли т.н. Русские сезоны, организованные в 1907-1913 гг. в Париже известным театральным и художественным деятелем С.П.Дягилевым.

Архитектура Русская архитектура в начале XX в. переживает последний — короткий, но яркий период своего расцвета, связанный с появлением стиля модерн. В случае удачного воплощения этих замыслов здания банков, например, Азово-Донского (архитектор Ф.И.Мидваль), вокзалов — Казанского (А.В.Щусев), Ярославского (Ф.О.Шехтель), типографий — газеты "Утро России" (Шехтель) превращались в настоящие произведения искусства.В целом русская культура конца XIX — начала XX в. поражает своей яркостью, богатством, обилием талантливых людей в самых разных ее сферах. И в то же время, это была культура общества, обреченного на гибель, предчувствие которой прослеживалось во многих ее проявлениях.

41.

Расстановка и противостояние политических сил в стране после Октября 1917 г. Первые преобразования Советского государства.

Расстановка политических сил С конца августа 1917 г. руководство Советами постепенно переходит к большевикам. Сотни Советов принимают в качестве программных резолюции о власти, предложенные фракциями РСДРП(б). Большевики снова выдвинули лозунг «Вся власть Советам», не отказываясь в принципе от курса на вооруженное восстание. Большевистская партия представляла собой к этому времени серьезную политическую силу. Кроме разветвленной партийной структуры, РСДРП(б) располагала Военной организацией для прямой работы в армии, а также контролировала вооруженные отряды Красной гвардии.Главные конкуренты большевиков в борьбе за влияние на народ, социалистические партии, напротив, переживали серьезный кризис. Падало их влияние в рабочих массах, сокращалась численность из-за оттока рядовых членов. Среди эсеров в октябре произошел раскол. Выделилось левое крыло, возглавляемое М.А.Спиридоновой. В конце ноября 1917 г. оно оформилось в самостоятельную партию левых эсеров. Участились случаи перехода меньшевиков и эсеров в большевистскую партию.

Противостояние новой власти составили свергнутые классы и выразители их интересов — монархические, буржуазные и мелкобуржуазные партии. Весь спектр политических сил, противостоящих большевикам, разделялся на три лагеря. Первый — откровенно антисоветский, его составляли монархические и буржуазные партии. Еще более жесткую позицию заняла партия либеральной буржуазии — конституционные демократы. Партия кадетов уже 26 октября 1917 г., собравшись на экстренное заседание ЦК, приняла решение объявить войну большевикам. В различных регионах страны создавались антисоветские политические коалиции ("Национальный центр", "Союз возрождения России" и др.), активно сотрудничавшие с белым движением. кадеты все больше стали проводить подпольную деятельность, направленную против Советской власти. Серьезный лагерь представляли партии правых эсеров и меньшевиков, которые делали ставку на крестьянство, средние слои рабочих и другие группы населения. Отчетливо проявилась позиция партии правых эсеров. Ее линией стала подготовка вооруженного восстания с целью свержения Советской власти и замены ее Учредительным собранием. С осени 1918 г. в меньшевистской партии усиливается кризис. Руководители меньшеви­ков заявили, что их партия, не отказываясь от парламентской республики, отвергает приемы насильственного свержения Советской власти. Следующий политический лагерь составляли те, кто вместе с большевиками принимали участие в Октябрьском восстании. Это — левые эсеры, и анархисты. Партия левых эсеров прошла сложную, противоречивую эволюцию от поддержки Советской власти к борьбе с ней. Кроме левых эсеров, вступивших в политическую коалицию с большевиками, к этому лагерю относились и анархисты. В эти напряженные дни одновременно с подавлением открытых вооруженных выступлений большевикам пришлось вести борьбу против попыток ликвидировать Советскую власть так называемыми "мирными средствами". Инициаторами этой попытки выступили партии меньшевиков и эсеров. Опорой их стал Викжель — Всероссийский исполком профсоюза железнодорожников. Руководство Викжеля в момент выступления Керенского — Краснова против Советской власти в ультимативной форме заявило, что единственным средством избежания гражданской войны и до­стижения мира внутри страны оно признает создание однородного социалистического правительства, в котором должны принять участие все социалистические партии от большевиков до народных социалистов включительно. Большевики поддержали идеи Викжеля о создании правительства, в котором большевикам отводилась второстепенная роль, что вызвало резкое осуждение их поведения со стороны подавляющей части большевистского руководства и партийного актива. Так возник первый правительственный кризис. Но состоявшийся в декабре 1917 г. Чрезвычайный Всероссийский съезд железнодорожников в свою очередь осудил политику руководства Викжеля и высказался за поддержку Советского правительства, тем самым кризис был ликвидирован. Формирование однопартийной системы в Советской России было обусловлено историческими обстоятельствами. Она сложилась не сразу после Октябрьской революции, а значительно позднее. Объясняется это тем, что сотрудничество с партиями меньшевиков и правых эсеров, демон­стративно покинувшими II съезд Советов, а затем перешедшими в противоположный лагерь, стало в этих условиях невозможным. Большевики предложили войти в правительство левым эсерам, которые оформлялись тогда в самостоятельную партию. Но они отказались послать своих пред­ставителей в Совнарком и заняли выжидательную позицию, хотя и вошли в состав ВЦИК.В результате переговоров между ними в декабре 1917 г. было достигнуто соглашение о вхождении в состав Совнаркома семи представителей левых социалистов-революционеров, что составляло треть его состава. Но уже в марте 1918 г. левые эсеры в знак протеста против заключения Брестского мира вышли из Совета Народных Комиссаров. Вместе с большевиками они продолжали при­нимать участие в советском строительстве. Однако по многим политическим вопросам левые эсеры открыто выражали свое несогласие с большевиками. Противоречия между ними нарастали, что в конечном итоге привело к разрыву между ними отношений. Не получив поддержки своей позиции в июле 1918 г. на V Всероссийском съезде Советов, ЦК партии левых эсеров организовал убийство германского посла Мирбаха, рассчитывая сорвать мир и спровоцировать войну с Германией, поднял вооруженный мятеж с целью насильственного из­менения политики Советской власти. В результате всех этих действий была исключена возможность дальнейшего сотрудничества двух партий. Большевики остались единственной правящей, но все еще одной из нескольких партий. Однако с осени 1918г. положение других политических партий стало резко ухудшаться. С 1921 г. по существу уже начала действовать однопартийность.

Декрет о мире (26 окт 1917): Провозглашение выхода России из войны; Обращение ко всем воюющим сторонам с целью заключить мир без аннексий и контрибуций;

Декрет о земле: Отменена частная собственность на землю; Установлено уравнительное землепользование с периодическими переделами земли;

Декрет о власти: Провозглашение прихода к власти рабочих, солдатских и крестьянских депутатов; Передача исполнительной власти Совету народных Комисаров; Избрание нового состава ВЦИК;

29 окт 1917 г. – декрет об установлении 8-мичасового рабочего дня
2 ноя 1917 г. – декларация прав народов России: Установление равенства и суверенности всех народов России;Право народов на свободное самоопределение; Отмена национальных привилегий и ограничений; Свободное развитие национальных меньшинств;

10 ноя 1917г. – ликвидация сословного деления

18 дек 1917 г. – уравненивались права мужчин и женщин

23 янв 1918 г. – декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви.


 

42.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 762; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.014 с.)