Основные этапы развития советской культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы развития советской культуры



Советская культура в первое послеоктябрьское десятилетие Начало этого периода (1918-1921) характеризуется разрушением и отрицанием традиционных ценностей (культура, мораль, религия, быт, право) и провозглашением новых ориентиров социокультурного развития: мировая революция, коммунистическое общество, всеобщее равенство и братство.К особенностям культуры того времени можно отнести следующие: утверждение в качестве первоосновы формирования новых социокультурных ценностей учения марксизма-ленинизма и научной концепции дарвинизма; активное использование культуры в уничтожении социального неравенства. "Открыть и сделать доступными для трудящихся все сокровища искусства, созданные на основе эксплуатации их труда".Коренные изменения коснулись системы школьного образования Усиливается влияние идеологии на искусство, художественное творчество. Церковный брак был отменен, его место занял гражданский с упрощенной системой развода. Шаг за шагом ликвидировались независимые издания, творческие союзы, профсоюзные объединения. Основной задачей пролетарского искусства считалась не стилизация под прошлое, а созидание будущего.

Отечественная культура в период тоталитаризма Советская национальная культура 30-х гг. сложилась в жесткую систему со своими социокультурными ценностями: в философии, эстетике, нравственности, языке, быте, науке. Основными чертами этой системы были следующие: утверждение нормативных культурных образцов в различных видах творчества; следование догмату и манипулирование общественным сознанием; партийно-классовый подход в оценке художественного творчества; ориентация на массовое восприятие; мифологичность; конформизм и псевдооптимизм; образование номенклатурной интеллигенции; создание государственных институтов культуры (творческие союзы); подчиненность творческой деятельности социальному заказу.

Под жесткий идеологический контроль была поставлена наука. Литература и искусство были поставлены на службу коммунистической идеологии и пропаганде. В изобразительном искусстве утверждению социалистического реализма способствовало объединение художников в Ассоциацию художников революционной России. Таким образом, вторая половина 30-х гг. - это этап формирования сталинизма, политизации культуры. Культ личности, его негативное влияние на развитие культуры достигают апогея, складывается национальная модель тоталитаризма. В целом культуру тоталитаризма характеризовали подчеркнутая классовость и партийность, отказ от многих общечеловеческих идеалов гуманизма.

Великая Отечественная война в истории отечественной культуры На первом этапе войны предпочтение было отдано оперативным формам культурной работы, таким как радио, кинематография, печать. Более тысячи писателей и поэтов в рядах действующей армии работали военными корреспондентами. Необыкновенного звучания в этот период достигли советская поэзия и песня. Одним из ведущих жанров литературы стала боевая лирическая песня. В годы войны советская драматургия создала подлинные шедевры театрального искусства. О героизме тружеников тыла рассказывалось в произведениях М.С.Шагинян и Ф.В.Гладкова. Во время войны были опубликованы первые главы романа А.Фадеева "Молодая гвардия". Огромной популярностью пользовалась поэма А.Т.Твардовского "Василий Теркин". Начало Великой Отечественной войны возродили русскую патриотическую тему в кинематографе. Для культурного обслуживания фронта создавались фронтовые бригады артистов, писателей, художников и фронтовые театры. Таким образом, перед лицом трагедии из подлинной культуры уходит идеологизированная лексика и на первый план выдвигаются вечные, глубинные, подлинно народные ценности. Отсюда поразительное единство культуры тех лет, стремление людей к защите своей Земли, ее традиций.

Послевоенная культура России Переход от войны к миру создавал благоприятные условия для развития культуры, государственные расходы на которую значительно возрастали. В послевоенное время отечественная культура продолжала художественное освоение военной темы. Но надеждам на освобождение культуры от давления официальной политики и идеологии в послевоенные годы не суждено было осуществиться. Литература и искусство по-прежнему рассматривались как средства воспитания масс. В кино такая политика привела к резкому сокращению числа новых фильмов. В сложном положении оказались театры. В большинстве театров на сцене возобладал бытовой жанр.В целом послевоенная идейно-политическая обстановка в стране не была вполне благоприятной для развития культуры и науки. Распространение получили догматизм, цитатничество. Крупные открытия зарубежных ученых в области квантовой механики, кибернетики объявлялись враждебными материализму. Особенно пострадали признанные ложными генетика и молекулярная биология, исследования в области которых почти прекратились.

Советская культура в период "Оттепели" Разоблачение культа личности, возвращение из тюрем и ссылок сотен тысяч репрессированных, в том числе представителей творческой интеллигенции, ослабление цензурного пресса, развитие связей с зарубежными странами - все это расширило спектр свободы, вызвало у населения, особенно молодежи, утопические мечтания о лучшей жизни. Впервые в истории советской культуры были поставлены вопросы: Какова роль советской интеллигенции в обществе? Каковы ее взаимоотношения с партией? Как следует оценивать культурное прошлое СССР?Попытка ответа на эти вопросы с разных историко-культурных позиций (ценностей) привела к расколу творческой интеллигенции на традиционалистов (ориентированных на традиционные ценности советской культуры) и неоавангардистов (придерживающихся антисоциалистической направленности художественного творчества с опорой на буржуазно-либеральные ценности постмодернизма).В художественной литературе противоречия в рамках традиционализма нашло отражение в противостоянии консерваторов и демократов. Журналу "Новый мир", главным редактором которого был А.Т.Твардовский, принадлежит особая роль в духовной культуре этого времени. Своеобразными центрами инакомыслия стала деятельность театральных коллективов "Современника" и "Таганки". Их постановки, всегда воспринимавшиеся с определенным подтекстом, были своего рода протестом против надвигавшегося неосталинизма. Художественные выставки московских неоавангардистов и литературный "самиздат" конца 50-х гг. означали появление ценностей, порицавших каноны социалистического реализма.В те годы был сделан первый и решающий шаг в преодолении сталинизма, началось возвращение культурного наследия эмиграции, восстановление культурной преемственности и международного культурного обмена.

Культурная политика периода "Застоя" Более 20 лет в советской истории существовала эпоха "застоя", которая в области культуры характеризовалась противоречивыми тенденциями. С одной стороны, продолжалось плодотворное развитие всех сфер научной и художественной деятельности, благодаря государственному финансированию укреплялась материальная база культуры. С другой стороны, усилился идеологический контроль руководства страны за творчеством писателей, поэтов, художников и композиторов. Существенной особенностью социокультурной модели "застоя" было начало возрождения национальных традиций "снизу". Процесс "очищения" ядра русской культуры происходит через развитие городской культуры, объективно направленной на возрождение традиционных обрядов и ценностей, и через художественное творчество "деревенщиков", показавших самобытность и жизнеспособность русского села.Усиление административного нажима можно проследить в различных сферах культурной жизни. Росло число талантливых произведений, не укладывавшихся в установленные каноны и потому не дошедших до читателя или зрителя. Политическая неблагонадежность была достаточным основанием, чтобы ученый, писатель или художник лишался возможности заниматься творчеством. Некоторые творческие деятели из-за невыносимых условий работы покинули Родину. Все это вело к разбазариванию интеллектуальных и творческих сил советского общества. В целях регулирования тематики художественных произведений с середины 70-х гг. была введена система государственных заказов, прежде всего в области кинематографии. Возросло влияние цензурного пресса.Несмотря на все сложности и противоречия, литературно-художественная жизнь 70-х гг. отличалась разнообразием и богатством. В литературе и искусстве продолжали жить идеалы гуманизма и демократии, звучала правда о настоящем и прошлом советского общества. 70-е гг. были временем подъема советского театрального искусства.. Центром музыкальной жизни оставался Академический Большой театр в Москве. В эти годы началась так называемая "магнитофонная революция". Песни прославленных бардов записывались в домашних условиях и передавались из рук в руки. Повсеместно возникали молодежные клубы самодеятельной песни. Выделились два пласта в художественной культуре - официальный и неофициальный, то есть поддержанная и поощряемая государством культура и не признанная им. Своеобразным феноменом неофициальной культуры стали "кухонные" диспуты московской интеллигенции, а также возобновление споров западников и славянофилов.

Отечественная культура и "перестройка" В ходе "перестройки" (1985-1991) развернулась интенсивная ломка сложившихся стереотипов во всех направлениях социокультурной жизни. За шесть лет ситуация в культурной жизни изменилась радикальным образом. Исчез монолит "советской культуры", искусственно скрепленный идеологическими догмами. Культурная жизнь стала несравненно сложнее, разнообразнее, многовариантнее.Решающее значение для перемен в культурной жизни общества имела политика гласности. Нормализация отношений с Русским зарубежьем и современные средства транспорта и коммуникации помогали поддерживать единство российской культуры. В СССР стала свободно продаваться эмигрантская периодика.Ослабление цензуры вызвало бурный поток публикаций на ранее запретные темы. На первый план выдвинулось обсуждение и осуждение "деформаций социализма", которых накопилось немало за 70 лет существования советской власти. Среди авторов острокритических публицистических статей преобладали "шестидесятники". Граница между подцензурной литературой и "самиздатом" размывалась. На экраны возвращались "полочные" (не пропущенные в свое время цензурой) фильмы, на сцены театров - "старые новые" пьесы. Началась реабилитация диссидентов.Вместе с тем ликвидация цензуры и политика "открытых дверей" в культурном обмене имели и негативную сторону. В страну устремились сотни проповедников различных конфессий, религиозных школ и сект, которые формировали свои отделения в СССР. На смену идеологическому диктату в искусстве пришел диктат рынка. В поток массовой западной культуры вливалась низкопробная отечественная продукция.
Советская культура - сложнейшее и неоднозначное явление. С одной стороны, она всегда определяла тенденции социокультурного процесса в мире, с другой - оказывалась под влиянием западной культуры в широком смысле этого слова. На всех этих этапах проявилась большая роль государства в развитии культуры, относительная пассивность населения, большой разрыв между культурой масс и ее наиболее выдающихся представителей.

56.

Перестройка и ее последствия. Начало преобразований социально-экономических отношений, демократизации общества и реформирования политической системы: просчеты и ошибки.

Перестройка — общее название совокупности политических и экономических перемен, происходивших в СССР в 1986-1991 годах. В истории перестройки выделяют три этапа:

1985—1986гг.: период ускорения. Избранный в марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС М. С. Горбачев исходил из того, что, во-первых, реформы необходимы и, во-вторых, они должны реализовать огромные экономические и политические возможности, которые есть у построенного в СССР социализма. Была выдвинута концепция ускорения социально-экономического развития. Ставилась цель уже к 2000 г. удвоить промышленный потенциал СССР. Методы реализации этой стратегии оказались вполне традиционными: активизация «человеческого фактора» (соцсоревнование, укрепление трудовой дисциплины, борьба с пьянством — знаменитая антиалкогольная кампания); использование скрытых резервов (полная загрузка производственных мощностей, организация многосменной работы); резкое увеличение расходов на техническое обновление предприятий; ужесточение административных мер (государственная приемка продукции). Одновременно произошло обновление высшего партийного и государственного аппарата. Наметились сдвиги во внешней политике. СССР отказался от размещения ракет средней дальности в Европе, началась нормализация отношений с США, в предшествующий период фактически зашедших в тупик. Итоги политики ускорения малоутешительны. Добиться существенного повышения темпов роста не удалось, антиалкогольная кампания привела к гигантским потерям бюджета, увеличение затрат на техническое переоснащение промышленности обострило ситуацию в социальной сфере. Пришло понимание необходимости более глубоких преобразований, которые должны затронуть базовые конструкции сложившейся экономической и политической системы.

1987—1988гг.: «гласность» и перестройка. Идеологической основой нового курса стала концепция «хозрасчетного социализма», прообраз которой был найден в нэпе, а теоретическое обоснование — в последних работах В. И. Ленина. Закон «О государственном предприятии» (лето 1987) значительно расширял самостоятельность предприятий. Предприятия самостоятельно устанавливали численность работников, уровень заработной платы. Трудовые коллективы получали право выбирать администрацию. Это была попытка изменить хозяйственный механизм, ослабить административное давление, ввести конкуренцию. Но крупных результатов она не имела: госзаказ устанавливался на пределе возможностей предприятий, система ценообразования и материально-технического снабжения не изменялась. В 1988 г. был сделан следующий Шаг: разрешено мелкое частное предпринимательство (в рамках так называемого кооперативного сектора). Итоги: Существенных сдвигов в экономике не происходило. Сопротивление при этом росло. Горбачев принял сложное решение о подготовке реформы политической системы. Уже в январе 1987 г. акцент был сделан на политике «гласности». Случилось невероятное: тираж популярных литературно-художественных журналов перевалил за миллион экземпляров. Страна бросилась наверстывать упущенное, читать то, что было у нее отнято в прежние годы: произведения 20—30-х гг. На экраны вышли фильмы «Покаяние», «Комиссар» и др. Возник небывалый интерес к истории России: общество требовало «знать всю правду» о прошлом. С 1987г. начала работу Комиссия Политбюро по реабилитации жертв политических репрессий («комиссия А. Н. Яковлева»).

1989—1991 гг.: поздняя перестройка. В 1989 г. состоялись выборы Съезда народных депутатов. Впервые они прошли на альтернативной основе, впервые заседания парламента транслировались по телевидению. Интерес к этим трансляциям был огромен: выступления депутатов становились фактом общественно-политической жизни. Между тем к 1990—1991 гг. ситуация приобрела конфликтный, взрывоопасный характер. Рушились базовые структуры советской системы. Уже в 1989 г. возникло несколько политических партий разной направленности, выступавших против всевластия КПСС. В 1989 г. часть депутатов создала Межрегиональную группу во главе с Ельциным, которая выступила с программой радикальных реформ (рынок, демократия, отказ КПСС от монополии на власть и др.). В 1990г. под мощным общественным давлением пленум ЦК КПСС предложил изъять из Конституции СССР статью о руководящей и направляющей роли партии. Между тем внутри КПСС наметился раскол на консервативное и реформаторское крыло. Ценой невероятных усилий раскола удалось избежать, но начался массовый отток из рядов КПСС.

 

Летом 1991 г. был подготовлен договор о реформе федеративного государства, расширении полномочий республик. Его подписание давало шанс на сохранение единства. В 1989—1990гг. фактически рухнула мировая система социализма. Революции в странах Центральной и Юго-Восточной Европы привели к победе демократических сил, ориентировавшихся на страны Запада. В 1990 г. произошло объединение Германии. В следующем году были распущены СЭВ и ОВД. Резко ухудшалось положение в экономике. Реформы приводили не к росту, а к снижению производства. Программа «500 дней», подготовленная либеральными экономистами и поддержанная руководством РСФСР, летом 1990г., по существу, была отвергнута. Трудности в снабжении населения продовольствием и товарами первой необходимости настолько обострились, что правительство пошло на введение их нормированного распределения по карточкам. Ширилось забастовочное движение.

Ошибки: Трагическая ошибка перестройки, если брать не суть, а форму, это выделение либеральных ценностей, тех самых свободы и демократии, при полном отрицании всей остальной совокупности общественных ценностей. В первую очередь социальных ценностей и патриотических ценностей. То есть свобода и демократия, они, конечно, существуют, но они существуют чисто формально. Хотя бы потому, что бедный, как товарищ Рузвельт сказал, по-моему, лет 75 назад или 80, не может быть свободен.

 

57.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 4564; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.95.38 (0.014 с.)