ТОП 10:

Переход страны к НЭПу. Ее сущность, характерные черты, противоречия, трудности осуществления, причины ликвидации.



Россия вышла из Гражданской войны 1918— 1920 гг. в состоянии глубокого кризиса. Он имел всесторонний характер: экономическая разруха дополнялась социальной и политическим напряжением. Грозным предупреждением были восстание крестьян в Тамбовской губернии и восстание матросов, солдат и рабочих в Кронштадте под лозунгами политических свобод, переизбрания Советов, отстранения большевиков от власти. Кризис не был лишь следствием войны. Он свидетельствовал о крахе «военного коммунизма» как попытки непосредственного, стремительного, с опорой на насилие перехода к коммунизму. Весной 1921 г. на X съезде РКП(б) было объявлено о новой экономической политике.

НЭП включал в себя ряд мер (сущность): замена продразверстки меньшим по размеру продналогом; допущение свободы торговли продуктами сельскохозяйственного производства; денационализация мелкой и средней промышленности при сохранении за государством так называемых командных высот (металлургия, транспорт, топливная промышленность, нефтедобыча и др.);объединение крупных предприятий в тресты, работавшие на основе хозрасчета и подчиненные Высшему совету народного хозяйства; отмена трудовой повинности и трудовой мобилизации, внедрение оплаты труда по тарифам с учетом количества и качества продукции; разрешение свободы частного капитала в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, сфере обслуживания (с ограничениями), поощрение кооперации; допущение иностранного капитала (концессии, аренда); воссоздание банковской и налоговой систем; проведение денежной реформы на основе ограничения эмиссии, вытеснения совзнаков и введения устойчивой валюты — червонца.

Достижения нэпа значительны: к 1925 г. был достигнут довоенный уровень промышленного и сельскохозяйственного производства, остановлена инфляция, стабилизирована финансовая система, улучшилось материальное положение населения.

Вместе с тем успехи нэпа не следует преувеличивать. По удачному выражению историка В. П. Дми-тренко, он привел к восстановлению отсталости: задач модернизации, стоявших перед российской экономикой уже в начале XX в., он не решал. Более того, нэпу были свойственны весьма серьезные противоречия, которые привели к целой череде кризисов: сбыта промышленных товаров (осень 1923), дефицита промышленных товаров (осень 1924, осень 1925), хлебозаготовок (зима 1927/28) — и породили острую борьбу в руководстве партии и государства.

Противоречия нэпа проявлялись в: экономике (техническая отсталость промышленности — высокие темпы ее восстановления, острая потребность в обновлении производственных мощностей — нехватка капиталов внутри страны. невозможность широкого привлечения иностранных капиталовложений, абсолютное преобладание мелких, полунатуральных крестьянских хозяйств на селе); социальной сфере (усиление неравенства, неприятие нэпа значительной частью рабочего класса и крестьянства, ощущение временности своего положения у многих представителей нэпманской буржуазии); политике (понимание нэпа как временного отступления, маневра, необходимого для перегруппировки сил, сохранение многочисленных ограничений для частного капитала в промышленности, торговле и сельском хозяйстве, острая борьба по вопросам, связанным с перспективами нэпа). Самым главным было противоречие между экономикой и политикой: экономика, основанная частичном признании рынка и частной собственности, не могла стабильно развиваться в условиях ужесточения однопартийного политического режима, программные цели которого состояли в переходе к коммунизму — обществу, свободному от частной собственности.

Причины свертывания НЭП: Недовольство крестьянской бедноты и рабочих, которые, имея небольшую зарплату, выступали за твердые цены. Принятие программы строительства 300 новых предприятий потребовало перекачки средств их сельского хозяйства в промышленности, что привело к давлению на крестьянство. Партийное руководство и члены партии боялись угрозы реставрации капитализма. Поводом для полного отказа от НЭП стал кризис хлебозаготовок 1927 – 1928 гг. Официально об отказе от нэпа было объявлено в декабре 1929 г.

 

46.

образование СССР: предпосылки, этапы, проекты объединения и развития национально-государственного строительства в стране.

Предпосылки:

Самостоятельность советских республик была неполной. Власть в них принадлежала единой коммунистической партии, руководимой ЦК РКП(б). Существовали единая для всех республик армия, общие профсоюзы. Советские республики не имели настоящих государственных границ, собственной валюты. Важнейшие предприятия, железнодорожный транспорт непосредственно подчинялись московским хозяйственным органам. Республиканские бюджеты утверждались правительством РСФСР. На международной арене советские республики выступали как единое государство. Формально существовал хозяйственный и военно-дипломатический союз республик, фактически уже шло складывание единого государства. Воссоединение республик имело не только политические и идеологические, но и глубокие исторические и экономические предпосылки. В течение длительного периода они составляли единое государство с определенной системой хозяйственных связей и единой дорожной сетью. Во всех республиках, хотя и в разной мере, имелось русское население. Русская культура оказывала большое влияние на культурную жизнь национальных окраин.

Этапы: Военно-политический союзВойна и особенно иностранная интервенция продемонстрировали необходимость создания оборонительного союза. 1 июня 1919 г. был подписан декрет Об объединении советских республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом. Было утверждено единое военное командование, объединялись совнархозы, транспорт, комиссариаты финансов, труда. Понятно, что в тех условиях управление объединенной финансовой системой осуществлялось из Москвы, точно также, как национальные воинские образования были полностью подчинены Главному командованию Красной Армии. Организационно-экономический союзВ 1920 - 1921 гг. Россия, Украина, Белоруссия, Грузия, Армения, Азербайджан заключили между собой военно-хозяйственные договоры. В этот период во ВЦИК РСФСР вошли представители Украины, Белоруссии, Закавказских республик, началось объединение некоторых наркоматов. В результате ВСНХ РСФСР фактически превратился в орган управления промышленностью всех республик. С весны 1921 г. в ответ на указание В.И. Ленина о хозяйственном объединении Грузии, Армении, Азербайджана началось создание Закавказской Федерации, организационно оформившейся в марте 1922 г. (ЗСФСР). Дипломатический союзВ феврале 1922 г. в Москве совещание представителей РСФСР, Украины, Белоруссии, Азербайджана, Армении, Грузии, Бухары, Хорезма и Дальневосточной республики поручило делегации ВЦИК представлять на международной конференции в Генуе по вопросам экономического восстановления Центральной и Восточной Европы (апрель 1922 г.) интересы всех советских республик, заключать от их имени любые договоры и соглашения. Делегация РСФСР была пополнена представителями Украины, Азербайджана, Грузии и Армении.

Проекты объединения:Основу национальной политики Советской власти составляла принятая в 1917 Декларация прав народов России, предоставившая всем народам бывшей Российской империи право на самоопределение вплоть до отделения и создания собственного национального государства. Большевики понимали, что в многонациональной России, где отношения между народами были отягощены давними обидами, наиболее приемлемой формой являлось федеративное государство. В 1922 была создана комиссия Оргбюро ЦК РКП(б) для подготовки проекта объединения республик в государство. В основу выработанного ею проекта легли предложения И. В. Сталина, предусматривавшие вхождение республик в состав РСФСР на правах автономий, - план автономизации. Руководство Украины и Белоруссии склонялось к сохранению договорных отношений между республиками. ЦК компартии Грузии категорически отверг проект и заявил, что считает необходимым объединение хозяйственных усилий и общей политики, но с сохранением всех атрибутов независимости. В конце сентября комиссия Оргбюро ЦК РКП(б) приняла проект Сталина и отклонила возражения представителей Грузии. Ознакомившись с решением комиссии и возражениями грузин, В. И. Ленин предложил вместо вступления республик в РСФСР объединить их вместе с РСФСР в новое государство - Союз советских республик Европы и Азии. За республиками, в отличие от проекта Сталина, оставалось право выхода из Союза. Сталин охарактеризовал эту позицию как "национальный либерализм", но все же переработал проект в предложенном Лениным духе. 6 октября 1922 переработанный проект был утвержден Пленумом ЦК.

Национально-госсударственное строительство:Со времени принятия Конституции 1924 г. и до Конституции 1936 г. происходил процесс национально-государственного строительства, которое осуществлялось по следующим направлениям: образование новых союзных республик; изменение государственно-правовой формы некоторых республик и автономных областей; усиление роли центра, союзных органов власти. В 1924 г. в результате национально-государственного размежевания в Средней Азии, где границы не совпадали с этническими границами расселения народов, были образованы Туркменская ССР и Узбекская ССР, в 1931 г. - Таджикская ССР. В 1936 г. образовались Киргизская ССР и Казахская ССР. В том же году упраздняется Закавказская Федерация, и Республики - Армения, Азербайджан, Грузия непосредственно входят в состав Союза ССР. В 1939 г., после подписания советско-германского пакта о ненападении, к СССР были присоединены Западная Украина и Западная Белоруссия. В 1940 г. включаются в состав СССР Латвия, Литва, Эстония и бывшие российские земли, захваченные в 1918 г. Румынией (Бессарабия и Северная Буковина).

47.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.93.74.227 (0.004 с.)