ТОП 10:

Внешние предпосылки формирования древнерусского государства



К внешним предпосылкам развития Древнерусского государства историки относят влияние хазаров и норманнов, под которым находились славяне. Их намерение контролировать торговые пути, которые соединяли Запад, Юг и Восток, ускоряло формирование княжеско-дружинных организаций, которые втягивались в торговлю. Когда князья брали дань, то они в первую очередь предпочитали серебро и дорогие продукты потребления. Они обменивали у купцов взятых в плен людей на это добро. Таким образом они всё больше подчиняли своей власти племена, становились богаче. Контакт с более развитыми обществами повлёк за собой заимствование нескольких общественно-политических видов жизни. Не зря длительный период времени князья на Руси величались каганами, по примеру Хазарского каганата. Византийская империя длительный период была идеалом государственно-политического устройства. В то время в Низовьях Волги существовало могучее государство под названием Хазарский каганат. Он был защитой от набегов кочевников для восточных славян. Все эти набеги замедляли их прогресс, мешали мирной работе и, в конечном счёте, тормозили появление “зародыша” государственности. Эти события напрямую или косвенно влияли на предпосылки формирования Древнерусского государства.

Вопрос №4

Главные этапы формирования древнерусского государства.

Первый этап

На первом этапе формирования Древнерусского государства в 8- в середине 9 веков происходит формирование межплеменных союзов и княжений. В 9 веке появляется система полюдья — сбор дани в пользу князя, которая по тем временам имела в большей степени добровольный характер и её считали компенсацией за управленческие и военные услуги.

Второй этап

На 2-м этапе (2-ая половина 9 — середина 10 века) Древнерусское государство формируется быстрее, благодаря активному вмешательству варягов и хазар. «Повесть временных лет» описывает нашествия воинов Северной Европы, которые вынудили подчинившиеся племена платить дань. Эти летописные данные являются основой “норманнской теории” возникновения Древнерусского государства, разработанной в 18 веке. Сторонники теории приписывали варягам, давшим свое имя — “Древняя Русь”. Некоторые норманисты считали, что славяне отстали по развитию и не могут самостоятельно творить историю.

Третий этап

Третий, и завершающий этап формирования Древнерусского государства начинается с княгини Ольги. Она отомстила древлянам за любимого мужа, устанавливает четкий размер дани, а для того, чтоб её собрать устраивает “погосты”, которые были опорой. Политика сына Святослава (964-972 год), который был знаменит победой над Хазарией, закончившимися настоящей неудачей, требовала больших сил для осуществления внешних завоеваний.

Следующим важным этапом, завершающим формирование Древнерусского государства была замена Владимиром князей на своих сыновьями, которые призваны защищать христианство и укрепить власть отца на местах.

 

ВЫВОД

Тем самым Владимир превратил Русь во владение Рюриковичей. Укрепление власти позволило ему организовать население всей страны для формирования мощных оборонительных рубежей на юге и переселить сюда часть вятичей, кривичей, и славян. На этом этапе народ воспринимает великого князя не как защитника, а как главу государства, которая охраняет его границы.

К концу 10 века сформировались основные принципы существования Древнерусского государства. Это власть княжеского рода; простой государственный аппарат во главе дружины и наместников князя; система сбора дани; территориальный принцип расселения, который вытесняет племенной; принятие христианства.

Благодаря возникновению государства сформировалась культура, складывается одна идеологическая система общества.

 

 

 


 

 

Дмитрий Акимушкин, Тимур Карпов

Тема 3

«Русские земли в 12-15 веках»

Вопрос №1.

РАЗВИТИЯ РУССКОГО ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА.
С 30-х годов XII века на Руси начинается процесс феодальной раздробленности. Феодальная раздробленность – это неизбежная ступень эволюции феодального общества, основой которого служит натуральное хозяйство с его замкнутостью и обособленностью.

Сложившаяся к этому времени система натурального хозяйства способствовала изоляции друг от друга всех отдельных хозяйственных единиц (семья, община, удел, земля, княжество), каждая из которых становилась самообеспечиваемой, потребляющей весь производимый ею продукт. Товарный обмен в этой ситуации практически отсутствовал.

В рамках единого русского государства за три века сложились самостоятельные экономические районы, выросли новые города, зародились и развились крупные вотчинные хозяйства, владения многих монастырей и церквей. Выросли и сплотились феодальные кланы – боярство со своими вассалами, богатая верхушка городов, церковные иерархи. Зарождалось дворянство, в основу жизнедеятельности которого была положена служба сюзерену в обмен на земельное пожалование на время этой службы. Огромная Киевская Русь с её поверхностным политическим сцеплением, необходимым, прежде всего, для обороны от внешнего врага, для организации дальних завоевательных походов, теперь уже не соответствовала нуждам крупных городов с их разветвлённой феодальной иерархией, развитыми торгово-ремесленными слоями, нуждами вотчинников.

Необходимость объединения всех сил против половецкой опасности и могучая воля великих князей – Владимира Мономаха и его сына Мстислава – на время замедлили неизбежный процесс дробления Киевской Руси, но потом он возобновился с новой силой. «Раздрашася вся Русская земля», как сказано в летописи.

С точки зрения общеисторического развития политическое дробление Руси – это закономерный этап на пути к будущей централизации страны, будущему экономическому и политическому взлёту на новой цивилизационной основе.

Европа также не избежала распада раннесредневековых государств, раздробленности и локальных войн. Затем здесь получил развитие процесс образования национальных государств светского типа, существующих и до сих пор. Древняя Русь, пройдя полосу распада, могла прийти к аналогичному результату. Однако монголо-татарское нашествие нарушило это естественное развитие политической жизни на Руси и отбросило его назад.

Вопрос №2.

РАЗДРОБЛЕННОСТИ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ.
Можно выделить экономические и социально-политические причины феодальной раздробленности на Руси:

1.Экономические причины:

- рост и развитие феодального боярского землевладения, расширение вотчин путём захвата земель смердов-общинников, покупки земли и т.д. Всё это вело к усилению экономической мощи и самостоятельности бояр и, в конечном итоге, к обострению противоречий между боярами и великим князем киевским. Бояре были заинтересованы в такой княжеской власти, которая могла бы обеспечить им военную и правовую защиту, в частности в связи с ростом сопротивления горожан, смердов, способствовать захвату их земель и усилению эксплуатации.

- господство натурального хозяйства и отсутствие экономических связей способствовало созданию сравнительно небольших боярских мирков и сепаратизму местных боярских союзов.

- в XII веке торговые пути стали обходить Киев, «путь из варяг в греки»,

объединявший некогда вокруг себя славянские племена, постепенно терял своё прежнее значение, т.к. европейских купцов, а также новгородцев всё более привлекали Германия, Италия, Ближний Восток.

2. Социально-политические причины:

- усиление могущества отдельных князей;

- ослабление влияние великого киевского князя;

- княжеские усобицы; в основе их лежала сама ярославова удельная система, которая не могла уже удовлетворять разросшийся род Рюриковичей. Не было ясного, чёткого порядка ни в распределении уделов, ни в их наследовании. После смерти великого киевского князя «стол» по существующему праву доставался не его сыну, а старшему в роду князю. При этом принцип старшинства приходил в столкновение с принципом «отчины»: при перемещении князей-братьев с одного «стола» на другой одни из них не желали менять насиженные места, другие же рвались к киевскому «столу» через головы старших братьев. Таким образом, сохранявшийся порядок наследования «столов» создавал предпосылки для междоусобных конфликтов. В середине XII века междоусобицы достигли невиданной остроты, и число их участников многократно возросло вследствие дробления княжеских владений. В то время на Руси было 15 княжеств и отдельных земель. В следующем столетии, накануне нашествия Батыя, - уже 50.

- рост и укрепление городов как новых политических и культурных центров также можно считать причиной дальнейшего дробления Руси, хотя некоторые историки, напротив, расценивают развитие городов как следствие этого процесса.

- борьба с кочевниками также ослабляла Киевское княжество, замедляла его прогресс; в Новгороде и Суздале было гораздо спокойнее.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что феодальная раздробленность на Руси XII-XIII веков была закономерным явлением, связанным с особенностями становления феодального строя. При всей прогрессивности этого процесса феодальная раздробленность имела существенный отрицательный момент: постоянные усобицы между князьями истощали силы русских земель, ослабляя их перед лицом внешней опасности, в частности перед приближающимся монголо-татарским нашествием.

В середине XII века некогда единая Киевская держава распалась на ряд самостоятельных земель и княжеств. Этот распад произошёл под влиянием феодального способа производства. Особенно ослабилась внешняя оборона Русской земли. Князья отдельных княжеств проводили свою обособленную политику, считаясь в первую очередь с интересами местной феодальной знати и вступали в бесконечные междоусобные войны. Это привело к потере централизованного управления и к сильному ослаблению государства в целом.

Дальнейшие процессы феодализации, продолжавшиеся в русских землях, специфика местных условий, особенности географического положения, социально-экономического развития обусловили различные типы политической власти в русских землях, определили три основных политических центра: на юго-западе – Галицко-Волынское княжество; на северо-востоке – Владимиро-Суздальское княжество и Новгородская земля на северо-западе. Эти три феодальных образования различались между собой степенью влияния княжеской власти и ролью феодальной аристократии, а также степенью развитости одной из форм феодальной земельной собственности (вотчины и поместья), воздействия внешних факторов на внутриполитическую жизнь и играли главную роль в истории Руси XII-XIII вв.

В Новгороде Великом установилась феодальная вечевая республика. В Галицко-Волынских землях сложился конфликтный тип власти. Политический строй Северо-Восточной Руси тяготел к княжеской монархии.

Постепенно центр экономической и политической жизни перемещался на северо-восток в бассейн Верхней Волги. Здесь и сформировалось сильное Владимиро-Суздальское княжество – впоследствии главенствующая территория Северо-Восточной Руси, оно стало центром объединения русских земель. В период же феодальной раздробленности (после 30-х годов XII века) оно выступало конкурентом Киева.

КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЙ ЗЕМЛИ.
В течение долгих веков Северо-Восточная Русь была дикой окраиной. Плодородные почвы, богатые леса, множество рек и озёр создавали благоприятные условия для развития земледелия, скотоводства и ремесла. Здесь проходили торговые пути на юг, восток и запад, что обусловило развитие торговли. Немаловажное значение имело и то, что северо-восточные земли хорошо были защищены лесами и реками от набегов кочевников. Лесные чащобы этой земли были столь обширны, что в XIII веке два княжеских войска, вышедшие на битву, заплутались и не нашли друг друга. То была земля непокорного племени вятичей.

На северо-востоке от современной Москвы, там, где расположены города Владимир и Суздаль, леса редели, появились широкие открытые пространства – начинались земли так называемого ополья, опушки гигантского леса. Природа сотворила здесь чудо. Как известно, эта территория расположена в нечернозёмной зоне. Почвы здесь подзолистые, сравнительные бедные. Но именно в ополье они внезапно сменяются мощными чернозёмами.

В XI-XIII веках сюда двинулся поток переселенцев. В поисках плодородной земли шли в Северо-Восточную Русь новгородцы. Спасаясь от набегов кочевников, перебирались в эти защищённые лесами места обитатели Приднепровья. Но колонизация вызывалась и другими причинами. Техника земледелия была примитивной, рост населения требовал освоения новых земель. Это подталкивало земледельцев к поискам лучшей доли на Северо-Востоке, где феодальное землевладение появилось лишь во второй половине XII века.

Владимиро-Суздальское княжество охватывало междуречье Оки и Волги. На его территории лежал путь из Белого озера по Шексне на Волгу. Связано было княжество не только с торговлей новгородской, что уже немало значило, но и с торговлей европейской, и по Волге с Каспием, Средней Азией, Поднебесной Империей, с Византией. По Москве-реке вёл путь в Коломну, по Оке на Волгу и по Клязьме на Волгу.

Постепенно здесь сложились крупные городские центры: Ростов, Суздаль, Ярославль, Муром, Рязань. При Владимире Мономахе были построены города Владимир и Переяславль.

Вопрос №3.

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО

РАЗВИТИЯ ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОГО КНЯЖЕСТВА.
Политический строй Северо-Восточной Руси тяготел к княжеской монархии.

В 1125 году суздальским князем стал младший сын Мономаха Юрий, за жажду власти, за свою военную активность получивший прозвище Долгорукий. При князе Юрии княжество отделилось от Киева, превратилось в обширное, независимое государство. Его первые князья сумели сформировать крупный княжеский домен, из которого обеспечивали землёй служилых бояр и дворян, создав для себя прочную социальную опору в их лице.

Значительная часть земель княжества была освоена в процессе колонизации и была собственностью князя. Князь не испытывал сильной экономической конкуренции со стороны боярских семейств. В княжестве отсутствовала старая боярская аристократия и крупные земельные вотчины. Основной формой феодального землевладения здесь становилось поместное землевладение (условное держание, назначаемое за службу)

Верховная власть принадлежала князю, имевшему титул великого. Существовавшие органы власти и управления были аналогичны сложившимся в раннефеодальных монархиях: княжеский совет, вече, феодальные съезды, наместники и волостели. Действовала дворцово-вотчинная система управления.

Юрий Долгорукий постоянно воевал с Волжской Булгарией, вёл борьбу с Новгородом за влияние на пограничные земли. Он энергично поддерживал колонизацию неосвоенных земель: строил города, возводил и украшал церкви и монастыри. При нём впервые упоминается Москва.

Когда Юрий ещё княжил в Киеве, его сын Андрей самовольно уехал на север, взяв с собой чудотворную икону Божьей Матери, ставшую впоследствии святыней Владимирской земли. Князь Андрей наперекор всем традициям перенёс княжеский престол во Владимир, а рядом с ним, в селе Боголюбове построил себе резиденцию. По названию села, Андрей получил прозвище Боголюбский.

Он продолжил политику своего отца, направленную на расширение княжества: он воевал с Новгородом, с Волжской Булгарией. Вместе с тем он стремился к возвышению своего княжества над другими русскими землями, ходил на Киев, взял его. Андрей Боголюбский проводил жёсткую политику по отношению к боярам в своём княжестве. Наступая на их права и привилегии, он жестоко расправлялся с непокорными, изгонял из княжества, лишал вотчины.

В правление Андрея особенно ярко проявились новые тенденции во взаимоотношении князя и дружины. На Северо-Востоке дружинники стали постепенно превращаться в княжеских слуг. Не доверяя старшей дружине, князь всё больше стремился опереться на младших дружинников. Характерно, что их всё чаще именовали дворянами: не вассалами князя, а его слугами. Известный русский историк С.М.Соловьёв писал: « Андрей переменяет обращение с младшими князьями-родичами; последние изумились этой перемене, поняли всю опасность для себя от неё и вооружились против новизны. «Мы признали тебя старшим, - говорили они Андрею, - а ты поступаешь с нами не как с родственниками, но как сподручниками».¹ Самовластие Андрея стало невыносимо его подданным и приближённым. Между Андреем Боголюбским и боярами назревал серьёзный конфликт. В 1174 году заговорщики убили князя. После смерти Андрея Боголюбского началась усобица. В конце концов, князем стал Всеволод, прозванный Большим Гнездом.

Годы правления Всеволода ознаменовались внутренним и внешним укреплением княжества, утверждением и дальнейшим развитием традиций княжеского самовластия. Сильная княжеская власть, опиравшаяся на поддержку мелких и средних военных слуг и городских общин, способствовала становлению единого и крепкого государства, экономическому и культурному подъёму. Вырос авторитет княжества в отношениях с другими русскими землями и соседними государствами.

Всеволод первым из русских князей официально принял титул великого князя. При нём Владимиро-Суздальская земля стала доминировать среди других княжеств. Всеволод жестоко наказывал мятежных бояр. При нём была захвачена Рязань. Всеволод вмешивался в дела Новгорода, его опасались в Киеве. После смерти князя его сыновья разделили княжества на части и вели усобицы. Владимиро-Суздальская земля распалась на целый ряд уделов, доставшихся сыновьям Всеволода. Походы на Волжскую Булгарию, борьба с мордовскими племенами на восточных границах, основание в устье реки Оки крепости Нижний Новгород – вот основные моменты истории княжества в этот период.

Владимиро-Суздальская Русь стала одной из самых передовых и могущественных в экономическом, военном и культурном отношениях русских земель.

Культура Северо-Восточной Руси сформировалась на основе древнеславянской культуры. В ней отразились традиции вятичей – славянских племён. Различные культурные влияния и традиции сливались и переплавлялись под воздействием общих политических и социально-экономических отношений. Культура Северо-Восточной Руси была связана с расцветом торговли и ремёсел, развитием межгосударственных отношений и торговых связей.

_________________

¹ Соловьёв С.М. «Чтения и рассказы по истории России», М., 1989, с.222.
Огромное влияние на культуру в целом – на литературу, зодчество, живопись – оказало христианство. Вместе с тем существовавшее двоеверие обусловило то, что в культуре Северо-Восточной Руси долгое время сохранялись и языческие духовные традиции. Суровые каноны церковного византийского искусства в Северо-Восточной Руси претерпели изменения, изображения святых стали более мирскими, человечными. Важнейшим памятником культуры того времени являются летописи – погодное изложение исторических событий. По мере дробления Руси, во Владимире, Суздале и других крупных городах Северо-Восточной Руси появляются центры местного летописания. Летописцы, как правило, грамотные, литературно-одарённые монахи, знавшие переводную литературу, легенды, былины, описывали события и факты, связанные главным образом с жизнью князей, делами монастырей. Местные летописи писали также по заказу князя приближённые бояре или дружинники. Летописи Владимиро-Суздальской Руси отличались предметами повествования, стилистикой.

Большого расцвета достигло зодчество. В XII веке строились однокупольные храмы: Дмитровский и Успенский во Владимире, храм Покрова-на-Нерли.

Б.А.Рыбаков писал: «На рубеже XII и XIII веков в связи с появлением в городах высоких трёх-, четырёхэтажных зданий рождается новый стиль церковной архитектуры: храмы вытягиваются ввысь, чтобы не утонуть в многообразии городских строений. Стены церквей щедро расписывались фресковой росписью на библейские и евангельские сюжеты. В куполе храма над световым поясом окон обязательно помещалось огромное изображение Христа-Пантократора «всевластного», как бы заглядывающего с неба в эту церковь на молящихся »¹.

Закладывались новые крепости, каменные дворцы, палаты богатых людей во Владимире и Суздале. Камень, как правило, был украшен резьбой. Храмы ставили на высоких холмах, они сочетались с природным ландшафтом. Город Владимир был окружён каменной стеной с позолоченными Золотыми воротами.

Получила распространение и иконопись. Икона – это изображение на специально обработанных досках почитаемых церковью святых. Во Владимиро-Суздальской Руси строгая византийская техника иконописи испытала влияние древнерусской культуры, которая привнесла мягкость, глубину, лирику в аскетические византийские каноны. Древнейшим дошедшим до нас памятником иконописи является икона «Владимирской Богоматери». Она была названа так после перенесения иконы Андреем Боголюбским из Киева во Владимир. Один из древнейших сохранившихся памятников владимиро-суздальского искусства иконописи – главный «Деисус». Написанный в конце XII века, «Деисус» означает «моление». К этой же школе иконописи относится и икона «Оранта». Дмитровский собор во Владимире украшали фрески «Страшного суда».


Высокого уровня достигло искусство резьбы по дереву, камню, ею украшались дворцы князей и жилища бояр. Русские ювелиры, используя сложнейшую технику – скань, чернь, зернь, филигрань, создавали золотые и серебряные украшения, являвшиеся шедеврами мирового искусства. Великолепная чеканка и изящная художественная отделка оружия ставили русских мастеров - златокузнецов в один ряд с западноевропейским.

 

 


¹ Рыбаков Б.А. «Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв.», М., 1982, с.377

Учитывая всё вышесказанное, можно сделать вывод: культура Северо-Восточной Руси накануне монгольского вторжения находилась на очень высоком уровне развития, не уступая культуре передовых стран Европы и активно с ней взаимодействуя. Удар, нанесенный с Востока татаро-монгольскими ордами, нарушил естественное развитие политической, экономической и культурной жизни Руси и отбросил его назад.

Вопрос №4.

МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ ИГО И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ДРЕВНЕРУССКУЮ ИСТОРИЮ.
Нашествие Батыя не было простым грабительским набегом наподобие прежних походов на Русь кочевников – печенегов и половцев. Монгольская знать стремилась не только поживиться за счёт богатств Руси, но и подчинить русские княжества своей власти, включить их в империю, управляемую потомками Чингиз-хана. Раздробленность русских земель сыграло роковую роль, не позволив отразить вторжение завоевателей. Выжженная, разграбленная, обезлюдевшая Русь вынуждена подчиниться врагам.

__________________

¹ Соловьёв С.М. Чтения и рассказы по истории России. «Русская летопись», гл. XIX, М., 1989, с.155

В истории России началась долгая эпоха, которая характеризуется старинным понятием «иго». Монголо-татарское нашествие явилось тем рубежом, который разделил историю Руси на две эпохи – до и после Батыева нашествия.

С этого времени началось экономическое и культурное отставание Руси от ряда европейских стран. Погибло большинство русских князей и дружинников-бояр, тысячи крестьян и горожан. Многие ремесленники были угнаны в рабство. Секреты и приёмы мастерства утеряны, исчезли целые ремёсла. Разорены города и сёла.

Попавшим под власть завоевателей русским людям пришлось учиться жить в новых условиях, при новой государственной системе. Князьям и населению было объявлено, что отныне высшим правителем Руси является глава Монгольской империи, а непосредственное управление осуществляет хан Батый. За ордынским ханом закрепилось название «царь» (раньше русские титуловали так только византийского императора). Каждое княжество считалось теперь в первую очередь «царёвым улусом» (ханским владением) и лишь во вторую – «княжей отчиной» (т.е. наследственным владением князя). В соответствии с порядками, принятыми в Монгольской империи, все уцелевшие во время нашествия князья, обязаны были явиться к Батыю и получить от него ярлык – жалованную грамоту, которая подтверждала полномочия на управление княжеством. Великий князь владимирский, кроме того. Должен был ехать на поклон к имперскому двору в Каракоруме. Ордынские властители не содействовали централизации Руси. В их интересах было разжигание вражды между князьями и недопущение их единства.

Чтобы знать, сколько людей осталось в живых после походов Батыя и Субедэя, в 1248 году монголы провели перепись населения Южной Руси, в 1257 году переписчики добрались до северных княжеств. Итогом этих подсчётов стало обложение страны колоссальной данью – выходом. Кроме «выхода» существовали экстренные выплаты – запросы. Если хану нужны были средства на войну, то он направлял на Русь неожиданный «запрос», который взимался столь же неукоснительно, как и «выход». Огромные богатства уходили на подарки хану, его родичам и послам, на взятки придворным и подкуп ордынских чиновников. За выплатой дани следили особые монгольские наместники – баскаки.

Из обескровленных княжеств потянулись в степь обозы с пушниной и серебром, вереницы невольников. В рабство забирали тех, кто не смог заплатить «выход». Ведь сумма дани была «развёрстана» между отдельными семьями.

Русь не только платила дань и поставляла воинские отряды при объявлении Ордой мобилизации. Она ещё включалась и в общую систему путей сообщения Монгольской империи. Заимствованная их Китая сеть почтовых сообщений была внедрена и на территории завоёванных княжеств. Через определённые расстояния на проезжих путях устраивались конюшни и постоялые дворы. Служило там, отрабатывая повинность, окрестное население, оно же поставляло лошадей. Такой пункт назывался ям, а его служители – ямчи. Задачей ямчи было обеспечивать безостановочное движение гонцов с ханскими поручениями, держать наготове и предоставлять свежих, отдохнувших коней проезжим послам и чиновникам.

Ещё одним средством удержания Руси в повиновении были неоднократные монгольские набеги. По подсчётам историков во второй половинеXIII века враг вторгался в русские пределы четырнадцать раз.

Нашествие Батыя жестоко разорило Русь. Папский посол Плано Карпини, проезжавший в Монголию через южнорусские земли в 1246 году, писал: «Когда мы ехали через их землю, мы находили бесчисленные головы и кости мёртвых людей, лежавшие на полях».

Какой же слой населения пострадал сильнее? Крестьяне? Конечно, монголы их не щадили. Но многие затерянные в лесах деревни могли даже и не видеть завоевателей. Горожане? Да, им пришлось очень тяжело. По данным археологов, из 74 городов, существовавших на Руси, в XII-XIIIвеках, 49 были разрушены Батыем, причём, 14 обезлюдели навсегда, ещё 15 не смогли восстановить своего былого значения, превратившись в сёла. По словам того же Плано Карпини, во Владимире-Волынском «церкви наполнены были телес мёртвых». Многие из уцелевших, особенно ремесленники, были угнаны в рабство. Ремесленное производство, секреты которого веками передавались из поколения в поколение, пришло в упадок. Исчезли целые специальности. Так, например, утрачено было умение изготовлять стеклянную посуду и оконное стекло, многоцветную керамику и украшения с перегородчатой эмалью. На полвека замерло каменное строительство. Но самый тяжёлый урон был нанесён феодалам: князьям и дружинникам. Именно они, профессиональные воины, первыми встречали захватчиков с оружием в руках и первыми гибли на поле боя. Из двенадцати рязанских князей погибли девять, из трёх ростовских – двое, из девяти суздальских – пятеро. Доля погибших дружинников была, скорее всего, не меньше, а больше. Среди московских бояр XVI века нет никого, чьи предки были бы известны до нашествия. Состав дружины сменился едва ли не полностью. На смену погибшим пришли совсем иные люди – выходцы из непривилегированных слоёв общества. Они привыкли быть не соратниками князей, а их покорными слугами. Так монгольское вторжение резко усилило процесс превращения князя из первого среди равных в полновластного господина.

Однако, два с половиной столетия ордынского ига не были сплошной полосой лишений и невзгод для русского народа. Воспринимая завоевание, как неизбежное, но временное зло, наши предки научились извлекать пользу из тесных отношений с Ордой. Русские перенимали у татар некоторые боевые навыки, тактические приёмы военных операций. Кое-что перешло в Россию из ордынской экономики: слово «таможня» происходит от ордынского слова «тамга» (торговая пошлина), да и само слово «деньги» пришло к нам в те годы с Востока. Кафтан, халат, башмак, колпак – эти и другие предметы одежды вместе с их названиями были переняты у восточных соседей. На несколько столетий пережила Золотую Орду ямская служба на дорогах России.

Взаимному проникновению культур способствовали смешанные браки. Нередко русские юноши – москвичи, новгородцы, рязанцы – женились на татарках. Слияние народов при этом не происходило, но таких семей становилось всё больше. Иногда действовал политический расчёт – ведь породниться с ордынской знатью или даже с самим ханом считалось чрезвычайно престижным для княжеских родов. Позднее, после падения Золотой Орды, татарские вельможи стали переселяться в Россию и положили начало многим известным в нашей истории и культуре фамилиям.

Именно с Батыева нашествия началось отставание Руси от ряда западноевропейских стран. Если там продолжался хозяйственный и культурный прогресс, возводились прекрасные сооружения, создавались литературные шедевры, не за горами была эпоха Возрождения, то Русь лежала, и ещё довольно долго, в руинах.

Ордынское иго на Руси сыграло, несомненно, отрицательную роль. Это признаёт подавляющее большинство историков, публицистов, литераторов, хотя высказывались мнения о том, что иноземное владычество оказало и положительное воздействие на развитие Руси - укрепление там государственного порядка, ослабление княжеских усобиц, заведение ямской связи и.т.д. Конечно, более чем двухвековое господство ордынцев привело, помимо прочего, к обоюдным заимствованиям – в хозяйстве, быту, языке и прочем. Но главное – нашествие и иго отбросили русские земли назад в их развитии. Причиной этого была не только ордынская дань и всяческие поборы, разорявшие население и подрывающие развитие товарно-денежных отношений, но и постоянное опустошение русских земель частыми «ратями» - карательными походами ордынцев, разрушение десятков городов, гибель и рабство тысяч людей, гибель ремёсел, прерванные связи с Европой. Социально-экономическое и политическое развитие Русского государства было приостановлено в связи с вторжением на Русь монголо-татарских полчищ, в результате которого Русь была превращена в улус Золотой Орды. Церковное устройство, вера, политические порядки, порядок княжения был оставлен прежним, но ордынские правители присвоили себе право судить князей, утверждать их на великие и удельные княжения, выдавая им ханские ярлыки. Ордынские властители отнюдь не содействовали централизации на Руси, объединению её земель, а, наоборот, препятствовали в этом. В их интересах было разжигать вражду между русскими князьями, не допускать их единства. Коварная ордынская дипломатия не допускала возвышения какого-либо княжества и роста авторитета одного из князей в ущерб другим.

Ордынцы контролировали и внешнюю политику Руси. Целью ханской дипломатии была политическая изоляция Руси от враждебных Орде восточноевропейских государств – Венгрии, Польши, Литвы, Чехии.

Все, что происходило в эти годы в плане дальнейшего развития Руси, делалось волей и героизмом русских людей, оплачивалось ими дорогой ценой.

ЭКСПАНСИЯ НА ВОСТОК ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН И
РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В XIII ВЕКЕ.
Одновременно с нашествием восточных степняков на Русь обрушились завоеватели с запада. Это были немцы – члены духовно-рыцарских орденов и шведы, начавшие в XII-XIII веках завоевание земель Восточной Прибалтики.

Восточноевропейские земли издавна привлекали внимание немецких феодалов выгодным географическим положением и своим богатством. ВX-XII веках они начинают захваты юго-восточного побережья Прибалтики, где жили племена угро-финны (эсты) и балты – предки современных латышей и литовцев. У литовских племен уже началось формирование государства.

В конце XII в. в землях ливов появились католические миссионеры, но насильственное крещение местных жителей не удалось. Тогда Римский Папа организовал в 1198 году крестовый поход против ливов. Под предлогом борьбы с язычеством и распространения католичества шел самый настоящий грабеж местного населения.

В 1201 году немецкие и датские феодалы основали Ригу и создали рыцарский Орден меченосцев для покорения Прибалтики, который беспощадно истреблял балтийских язычников. На Руси этот орден именовался Ливонским. В1212 году рыцари подчинили Ливонию и приступили к завоеванию Эстонии, подойдя вплотную к новгородским землям. В это время в Европу переместился Тевтонский орден, поголовно истребил племена пруссов, а их земли были отданы немцам. В 1237 году Орден меченосцев и тевтонский объединились для совместной борьбы с прибалтами. В 1238 году был заключен союз немецких, датских и шведских феодалов против Руси.

Когда на Русь с востока обрушились орды монголо-татар, крестоносцы сочли, что настало время начать решающее наступление на новгородские земли. Папа римский помог объединить силы крестоносцев. Орден меченосцев был присоединён к Тевтонскому ордену, кроме того, было получено подкрепление из Германии и других католических стран.

Для господствующего класса Руси, в том числе и для Русской православной церкви, немцы представляли гораздо большую опасность, чем монголы. Это объяснялось тем, что монголы, являясь язычниками, были веротерпимы и не вмешивались в религиозную жизнь Руси, а немцы угрожали католизацией. В это время в Новгороде правил Александр, сын Ярослава, внук Всеволода. Роль его в истории оценивается неоднозначно. Традиционно он воспринимается отечественными историками как русский национальный герой, истинно христианский правитель, причисленный церковным собором 1547 года к числу общерусских святых.

Но существует и абсолютно другой взгляд на его деяния, наиболее чётко и последовательно выраженный английским историком Джоном Феннелом. По его мнению, Александр Невский проводил политику «крепких связей с татарами из Золотой Орды и подчинения любому требованию хана»; решительно действуя в отношении западных соседей, он в то же время укреплял собственную власть, оказывая ордынцам помощь в разгроме своих братьев. Но, несмотря на попытки приуменьшить заслуги князя некоторыми историками, слава Святого Александра Невского столь велика, что он навечно останется в памяти русского народа как мудрый правитель, прославленный полководец и отважный воин.

«Чёрные годы» – вот точное название целой эпохи в истории русской земли, времён жизни и деятельности князя Александра Невского. После ураганного нашествия орд Батыя, когда была перемолота русская воинская сила и сожжены десятки городов, начала складываться система тяжёлой зависимости от ордынских завоевателей, державшаяся на страхе перед новыми вторжениями. В то же время западные границы испытали сильнейший натиск со стороны шведов, немцев, литовцев.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.236.171.181 (0.025 с.)