Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Древнерусское государство в 9-12 веках: управление в центре и на местах.
Эволюция Земских соборов в 16-17 веках.
К системе высших органов государственной власти относились Земские соборы, роль которых в первой половине XVII в. значительно возросла. Земские соборы заседали и участвовали во всех важнейших государственных актах. Среди рассмотренных вопросов: избрание царя, изменения в законодательстве, налогообложение, вопросы внешней политики и присоединения новых территорий и т. п. Земские соборы не имели четкого регламента, численности и состава. Они носили функциональный характер, и на собор созывались необходимые для решения конкретного вопроса представители сословий и территорий. В заседаниях собора обязательно участвовали царь или его представитель, боярская Дума и церковный собор. Представительство остальных групп населения могло быть по призыву (без выбора) — головы и сотники стрельцов, старосты слобод и т.п., и по выбору от различных слоев служилого и тяглового населения. Имущественный ценз, как правило, отсутствовал, а нравственный обозначался призывом выбирать “крепких, разумных, добрых, постоятельных”, умеющих рассказать о проблемах своих территорий и групп населения, которым “государевы и земские дела за обычай”. Инициатива созыва собора исходила от царя, боярской Думы или предшествующего Земского собора. Вопросы обсуждались по сословным разрядам: боярская Дума, собор духовенства, собрание стольников, московских дворян, городовых дворян, стрельцов и т.д. 1610--1613 гг. Земский собор при ополчениях превращается в верховный орган власти (и законодательной, и исполнительной), решающий вопросы внутренней и внешней политики, соборное уложение. Именно в этот период времени земский собор играл наиболее важную и существенную роль в общественной жизни России. 1613--1622 гг. Собор действует почти непрерывно, но уже в качестве совещательного органа при царской власти. Решает текущие административные и финансовые вопросы. Царская власть стремится опереться на земские соборы при проведении финансовых мероприятий: сбор пятинных денег, восстановление подорванного хозяйства, ликвидация последствий интервенции и предотвращении новой агрессии со стороны Польши. С 1622 года деятельность соборов прекращается до 1632 года. 1632--1653 гг. Соборы собираются сравнительно редко, но для решения важных вопросов как внутренней политики: составление Уложения, восстание в Пскове, так и внешней: русско-польские и русско-крымские отношения, присоединение Украины, вопрос об Азове. В этот период активизируются выступления сословных групп, предъявляющих требования правительству, не столько посредством земских соборов, сколько через подаваемые челобитные. 1653—1684 гг. Значение земских соборов снижается (небольшой взлёт наблюдался в 80-х годах). Последний собор в полном составе собирался в 1653 г. по вопросу о принятии Запорожского Войска в состав Московского государства.
Органы государственной и политической безопасности в правление Николая I.
Государственная Дума в России (1906-1917). Законодательная деятельность I-IVСозывов.
Древнерусское государство в 9-12 веках: управление в центре и на местах.
Русское общество X – XII веков было уже сильно расслоено по количеству прав и имущества. Во главе Руси стояли великие киевские князья, которые были полноправными правителями страны. Прежних мужей племенных княжений именовали боярами. Они составляли верхушку дружинного слоя, старейшую дружину. Низшим слоем была младшая дружина. Но и те, и другие являлись слугами великого князя. Они исполняли его различные поручения – в военном деле, управлении страной, суде и расправе, сборе дани и податей, в области дипломатических отношений с другими государствами. В услужении князю были и личные слуги, личная дружина, так называемые отроки и детские. Все они были членами младшей дружины и в то же время оказывали различные услуги как в великокняжеском дворце, так и в княжеских делах. Дружины старшая и младшая, прежде исполнявшие чисто военные функции, с конца Х века и в течении всего XI века все более сливаются с аппаратом управления, превращаясь в рычаг государственной власти. В городах князь опирался на бояр-посадников, в армии – на воевод, тысяцких. Сам великий князь пользовался большой властью. Он руководил войском, организовывал оборону страны и направлял все завоевательные походы. Также он стоял во главе управления страной и судопроизводства. По мере того, как исчезали остатки старого, родоплеменного, строя, тем более возрастала власть великого князя и аппарата управления в центре и на местах, и тем большее значение приобретала в глазах общества земля с работающим на ней населением. Вообще ключом к пониманию ранней русской государственности является полюдье. Это ежегодный объезд светлым князем своей подвластной территории, «сбор одежд» (очевидно пушнины) и сбыта собранных ценностей. Естественно, князь не мог объехать все деревни. Была отработана система сбора дани силами местных князей (князей союзов, родов). Через полюдье устанавливалась властная иерархическая лестница. Полюдье и стало переходной формой к классовому обществу, к государственности. Процесс этот стал сугубо русским. Власть князя князей отрывалась от старинных традиций и родственных связей и становилась многоступенчатой: «князь князей», князь племени, старосты родов. Область, занятая племенем, представляла собой союзы родов. Каждое племя, заняв особую территорию, составляло особое княжение, особое племенное государство. Каждое княжение было независимо от других княжений в политическом отношении и по своей воле определяло свои связи с соседями в мирные и военные времена. Территория племени называлась «землею», которая в свою очередь делилась на «волостью». В центре каждой из таких земель был город старший или «великий», которому повиновались младшие города. В Древнерусском государстве уже в IX — X вв. больших и многочисленных городов было не менее 25. В следующем веке прибавилось еще свыше 60 городов. Среди городского населения выделялись купцы, бывшие привилегированной категорией людей. В Киеве, Новгороде и других городах жили также искусные ремесленники, возводившие великолепные храмы и дворцы для знати, изготовлявшие оружие, украшения и т. п. Города были центрами культуры. Древнерусская деревня долгое время была неграмотной. Но в городах грамотность была распространена широко, причем не только среди купцов, но и среди ремесленников. Об этом свидетельствуют как многочисленные берестяные грамоты, так и авторские надписи на бытовых предметах. В Древнерусском государстве уже складываются сословия, то есть большие группы людей, объединенных единством правового статуса. Для управления делами своего города вече выбирало своих людей - «старейшин». В их среде одним из самых заметных был тысяцкий. Он начальствовал над городским ополчением, носившим название «тысячи». Ему были подчинены «сотские» и «десятские». Когда князья были сильны и пользовались большой властью в волостях, то тысяцких назначали они. Позже племенные союзы слились в одно государство в силу разных причин. Племенные князья полностью признали над собою власть киевских князей. Специальной задачей их являлось охрана всей территории и всего населения от неприятеля. Появляются населенные военными людьми города-крепости и множество пограничных военных сторожевых укреплений. В итоге государственная власть полностью абстрагировалась, и право на землю теперь связывалось уже с правом верховной (отчужденной) власти, с правом военной силы. Феодальная иерархия как система в известной степени цементировала новое общество. Социальная структура Древнерусского государства была сложной, но уже вполне отчетливо вырисовывались основные черты феодальных отношений. Формировалась феодальная собственность на землю — экономическая основа феодализма. Соответственно складывались основные классы феодального общества — феодалы и феодально зависимые крестьяне. Наиболее крупными феодалами были князья. Крупными феодалами были и бояре — феодальная аристократия. Низший слой класса феодалов составляли дружинники и слуги, княжеские и боярские. Они формировались из вольных людей, но иногда даже и из холопов. За верную службу перед господином, такие слуги сами порой получали земли с крестьянами. Основную массу населения составляли смерды. В Древнерусском государстве появляется фигура типичного зависимого крестьянина — закупа. Закуп имеет свое собственное хозяйство, но нужда заставляет его идти в кабалу к господину. Он берет у господина купу — денежную сумму или натуральную помощь и в силу этого обязан работать на хозяина. Труд закупа не идет в счет уплаты долга, он выступает как бы в качестве только уплаты процентов по долгу. Поэтому отработать купу закуп не может и практически остается пожизненно у господина. В случае бегства от господина закуп автоматически превращается в холопа. Для Древнерусского государства характерно еще отсутствие закрепощения крестьян: феодальная зависимость может существовать в разных формах. Для данной стадии развития феодализма характерно отсутствие прикрепления крестьянина к земле и личности феодала. Даже закуп, если он как-то изловчится набрать денег для уплаты долга, может немедленно уйти от своего господина. Древнерусское государство было относительно единым, так как подчинялось воле одного монарха. Во главе его стоял великий князь. Ему принадлежала верховная законодательная власть. Известны крупные законы, изданные великими князьями и носящие их имена: Устав Владимира, Правда Ярослава и др. Великие князья сосредоточивали в своих руках и исполнительную власть, будучи главой администрации. Великие князья выполняли также функции военачальников, они сами возглавляли войско и лично водили рать в бой. Древняя Русь стояла на европейском уровне дипломатического искусства. Она заключала различного рода международные договоры — военного, торгового и иного характера. Как тогда было принято, договоры имели устную и письменную формы. Выполняли князья и судебные функции.Став главой государства, великий князь передает свою власть по наследству, по прямой нисходящей линии, т. е. от отца к сыну. Обычно князьями были мужчины, но известно и исключение — княгиня Ольга. Совет при князе, юридически не оформленный, имел серьезное влияние на монарха. В этот совет входили приближенные великого князя, верхушка его дружины — княжи мужи. Первоначально в Древнерусском государстве существовала десятичная, численная система управления. Эта система выросла из военной организации, когда начальники воинских подразделений — десятские, сотские, тысяцкие — стали руководителями более или менее крупных звеньев государства. Так, тысяцкий сохранил функции военачальника, сотский же стал городским судебно-административным должностным лицом. Десятичная система еще не отделяла центральное управление от местного. Однако позже такая дифференциация возникает. В центральном управлении складывается так называемая дворцово-вотчинная система. Она выросла из идеи соединения управления великокняжеским дворцом с государственным управлением. Личный слуга великого князя становится государственным деятелем, администратором. Система местного управления была проста. Кроме местных князей, сидевших в своих уделах, на места посылались также представители центральной власти – наместники и волостели. Они за свою службу получали от населения «корм». Так сложилась система кормления. Низший слой класса феодалов составляли дружинники и слуги, княжеские и боярские. Основу военной организации Древнерусского государства составляла великокняжеская дружина, сравнительно небольшая. Это были профессиональные воины, которые зависели от милостей монарха, но от которых зависел и он сам. Дружинники были не только воинами, но и советниками князя. В Древней Руси еще не существовало специальных судебных органов. Судебные функции выполнялись теми или иными представителями администрации, включая самого великого князя. Однако существовали специальные должностные лица, помогавшие в осуществлении правосудия. Среди них можно назвать, например, вирников — лиц, собиравших уголовные штрафы за убийство. Судебные функции осуществляли и церковные органы. Существовал также вотчинный суд — право феодала самому судить зависимых от него людей. Сложилась система разнообразных прямых налогов, а также торговых, судебных и иных пошлин. Налоги собирались обычно мехами, но это не означает, что они были только натуральными. Важным элементом политической системы древнерусского общества стала Православная Церковь, тесно связанная с государством.
2. Государственное управление в удельный период 13-14 века.
После смерти Ярослава Мудрого в 1054 г. его наследники пытались поначалу действовать совместно, сохраняя политическую стабильность в государстве. Они с успехом противостояли натиску кочевников - торков и печенегов - на южных рубежах Древнерусского государства. Однако во второй половине 60-х гг. XI в. разразился кризис в отношениях между Ярославичами. Этим воспользовались кочевники, чьи орды нанесли им серьезное поражение в 1068 г. в сражении на р. Альте. Началась полоса княжеских междоусобиц, хотя они еще не приобрели характера открытого противостояния. В связи с половецкой опасностью и для решения общегосударственных дел не раз проводились съезды князей. Наиболее важным из них стал Любечский съезд 1097 г. На нем было принято решение, согласно которому каждый из князей-Рюриковичей имел право владеть своей вотчиной. Впоследствии именно это решение послужило основой для раздробления русских земель. Лишь благодаря выдающимся способностям государственного деятеля, внука Ярослава Мудрого, великого киевского князя Владимира Мономаха (1113 - 1125) удалось стабилизировать внутриполитическое положение Руси и преодолеть на какое-то время сепаратизм князей перед лицом внешней опасности. Однако после смерти сына Мономаха, киевского князя Мстислава Владимировича Великого (1125 - 1132) уже распавшийся на несколько ветвей княжеский род Рюриковичей утратил понятие старшинства в династии, и его заменило понятие старшинства в каждой из ветвей. В результате Древнерусское государство распалось на несколько частей - уделов фактически самостоятельных русских княжеств. Впоследствии, во второй половине XII в., формируются три наиболее крупных центра русской государственности - на юго-западе, северо-западе и на северо-востоке Русских земель. По мере упадка влияния киевского великокняжеского стола в Южной и Юго-Западной Руси постепенно возвысилось Галицко-Волынское княжество, в Северо-Восточной Руси - Ростово-Суздальская, а затем Владимиро-Суздальская земля, а на северо-западе - так называемая Новгородская республика ("Господин Великий Новгород"), из которой с начала XII в. выделилась Псковская земля. Три эти центра постепенно приобрели реальный статус самостоятельных государственных образований, внутреннее политическое развитие которых шло своими, несхожими путями. Если в Галицко-Волынском княжестве наибольшую политическую роль играло боярство, а в Новгородских и Псковских землях важнейшее значение приобрела вечевая система управления, то во Владимиро-Суздальской земле, начиная с правления Всеволода Юрьевича Большое Гнездо (1176 - 1212), постепенно оформляется единодержавие великокняжеской власти. С середины XIII в. Русские земли, утратившие единую государственность, подверглись натиску завоевателей. Самые тяжелые и болезненные экономические, политические и социальные последствия имело, безусловно, татаро-монгольское нашествие, в ходе которого Батыева рать покорила Северо-Восточную и Южную Русь (1237 -- 1241 гг.). Впоследствии и Новгородские земли, устоявшие перед шведскими и ливонскими рыцарями, признали свою зависимость от Золотой Орды. Былое единство исторического развития княжеств бывшей Древней Руси было разорвано.
3. Московское княжество в 13-15 веках.
Во 2 половине 14 в. в северо-восточной Руси усилилась тенденция к объединению земель. Центром объединения стало Московское княжество, выделившееся из Владимиро-Суздальского еще в 12 в. Интенсивно развивалась система поместных отношений: дворяне получали землю от великого князя за службу и на срок службы. На месте множества самостоятельных княжеств образуется единое государство. Бывшие великие князья сами становятся вассалами московского великого князя, складывается сложная иерархия феодальных чинов, придворных чинов, даваемых за службу: введенный боярин, окольничий, дворецкий, казначей и др. Формируется принцип местничества, связывающий возможности занятия государственных должностей с происхождением кандидата, его родовитостью. Формируется сословие дворян, имеющее весьма давнее происхождение. Первой служилой категорией, из которой позже разовьется дворянство, были «отроки» или «гриди», младшие дружинники князя.
Серьезной политической силой становится церковь, сосредоточившая в своих руках значительные земельные владения и ценности и в основном определявшая идеологию формирующегося самодержавного государства (идея «Москва – третий Рим», «царь – помазанник божий»). Духовенство делилось на «белое» (служители церкви) и «черное» (монастырское). Церковные учреждения (приходы, монастыри) являлись землевладельцами, обладали своей юрисдикцией и судебными органами, церковь имела собственные военные формирования.
В складывающейся политической ситуации все три социальные силы – феодальная (светская и духовная) аристократия, служилое дворянство и верхушка посада – составили основу сословно-представительной системы правления. Великий князь стал называться царем. Русь приняла от Византии атрибуты православной державы, государственную и религиозную символику. Формировалась новая система государственного управления – приказно-воеводская. Для нее характерны централизация и сословность. Высший орган власти – Боярская Дума, состоявшая из светских и духовных феодалов, действовавшая постоянно на принципе местничества и опиравшаяся на профессиональную (дворянскую) бюрократию. В течение 15 в. московские великие князья из князей-вотчинников становились монархами централизованного государства. Усиление их власти происходило за счет сокращения власти удельных князей и татарских ханов. К сер. 16 в. окончательно сложилось национальное великорусское государство. На вершине государственной иерархической пирамиды находится царская власть, не ограниченная ни политически, ни юридически. Она ограничена лишь каноном (основными церковными правилами и светскими обычаями). Способами получения власти были наследование и избрание. В компетенцию Думы входило участие в формировании законодательства, участие в управлении и судебной деятельности. Решение этих вопросов основывалось не на правовой основе, а осуществлялось по почину верховной власти.
Со временем Боярская Дума начинает стремиться к приобретению всей полноты власти. Одновременно с этим из Думы выделяется более узкий орган, состоящий из приближенных к царю советников («Избранная рада», «Ближняя Дума» – в сер. 16 в.).
Как верховный орган управления, Дума смыкалась с приказами, через которые верховная власть вводила в Думу новых людей, обходя принцип местничества. С 16 в. появляется приказно-воеводская система: великие князья дают своим боярам поручения «ведать» ту или иную область управления, т.е. «приказывать». Основной участок административно – территориального деления – уезд, составленный из крупных земельных частей: пригородов и земель. Цельные земли распадались на волости, станы, трети и четверти. До сер. 16 в. местное управление основывалось на системе кормлений. В присоединенные к Москве уезды и княжества направлялись наместники и волостели.
4. Органы управления сословно-представительной монархии 16-17 веков.
Переход к сословно-представительной монархии знаменовался существенными изменениями в государственном аппарате. Важнейшим из них было возникновение представительных органов. Однако и прежние государственные органы претерпели серьезные изменения. Государственный строй Русского государства может быть охарактеризован следующим образом. Во главе государства, начиная с 1547 г. стоял царь. В отличие от раннефеодального государства теперь была возможна только одна форма правления – монархия. В конце XVI века сложился порядок утверждения (избрания царя на Земском соборе), что должно было способствовать упрочению авторитета монаршей власти. Царь - глава государства - обладал большими правами в области законодательства, управления, суда. Вместе с тем царь не мог обойтись без старого, традиционного органа - Боярской думы. Правда, значение Боярской думы в течение периода меняется, имея общую тенденцию к снижению. Боярская дума формально сохранила в основном прежнее положение: она была постоянно действовавшим органом при царе и решала вместе с ним основные вопросы управления, внешней политики, законодательства и т.д. Социальный состав Боярской думы изменился в сторону усиления представительства дворянства. В число думных дворян и дьяков стали вводиться и представители верхушки городского населения - торговая знать, гости. Но дума продолжала оставаться прежде всего органом родовитой боярской аристократии. В середине XVI века при Иване IV были проведены важные реформы, направленные на укрепление централизованного государства. Среди них одной из первых была попытка уменьшить всесилие Боярской думы. В 1549 г. была учреждена «Избранная рада» из особо доверенных лиц, назначенных царем. Это был совещательный орган, решавший вместе с царем все наиболее важные вопросы управления государством, оттеснивший на время Боярскую думу. Большая «опричная» территория управлялась особым аппаратом – царским двором, с опричными боярами, придворными и др. Социальной опорой опричнины было мелкое служилое дворянство, стремившееся захватить земли и крестьян, принадлежавших старой феодальной знати, усилить свое политическое влияние. Опричнина существенно подорвала экономические и политические позиции княжеско-боярской аристократии, укрепив тем самым царскую власть и способствуя ликвидации удельно-княжеского сепаратизма. Но ее проведение сопровождалось колоссальным разорением многих земель городов, страшным произволом опричников. Опричнина не уничтожила значения Боярской думы как высшего органа государственной власти, не поколебала принципа местничества, ограждавшего привилегии знати. После смерти Бориса Годунова роль Боярской думы на время возросла. В 1610 г. в результате борьбы между группировками господствующего класса последовало свержение с престола царя Василия Шуйского. Вся полнота власти временно перешла к Боярской думе. Некоторое время государством фактически управляли семь влиятельных бояр, что в истории получило название семибоярщины. В середине XVI века были осуществлены и другие преобразования в центральном и местном управлении (отмена кормлений, земская, губная реформы), в вооруженных силах. Принципиально новым высшим органом государства стали сословно-представительные учреждения – Земские соборы. Через них царь привлек к управлению государством определенные круги дворянства и посадского населения. Земские соборы были необходимы монархудля поддержания крупных мероприятий – ведения войны, изыскания новых доходов и пр. Цари, опираясь на земские соборы, могли через них проводить соответствующую политику даже вопреки воле Боярской думы. В земские соборы входили царь, боярская дума, высшее духовенство – освященный собор в полном составе. Они составляли верхнюю палату, члены которой не избирались, а участвовали в ней в соответствии с занимаемым положением. Нижняя палата была представлена выборными от дворянства, верхов посадских людей (торговые люди, крупное купечество). Значительную роль в земских соборах играли дворяне, и особенно торговые люди, участие которых было особенно важно для решения различных денежных проблем. Дворяне составляли обычно большую часть собора. Последние Земские соборы состоялись в 1648-1649гг., 1651 и 1653 гг. Продолжительность работы Земских соборов была различна: от нескольких часов, дней до нескольких месяцев и даже лет. Решения Земского собора оформлялись принятием специального соборного документа - как правило, приговора. Ни созыв, ни решения Земских соборов формально не были обязательны для царя. Но реально он не мог не считаться с мнением дворянских и богатых посадских кругов, ибо успешность его политики зависела от их поддержки. Фактически Земские соборы в какой-то мере ограничивали власть царя, но в то же время они ее всемерно укрепляли. В середине XVI в. завершился переход от дворцово-вотчинной к приказной системе управления. Система приказов - органов центрального отраслевого управления продолжала развиваться и усложняться. Постепенно сложилась разветвленная система приказов. Приказное управление уже во второй половине XVI векаохватывало почти все отрасли государственного управления. Число приказов значительно увеличилось, выросли штаты, более четко определились компетенция, порядок делопроизводства. Дворянская чиновная бюрократия, специальный аппарат управления, становившийся весьма громоздким, начинали играть все более важную роль в политической жизни страну. В это время произошла реорганизация армии. Основу ее составляли дворянская конница и стрельцы, появившиеся в результате реформы, проведенной Иваном IV. Необходимость в стрелецком войске возникла в связи с дальнейшим развитием и совершенствованием огнестрельного оружия. Царское законодательство распространило принцип обязательной военной службы на все разряды феодалов. Ряду приказов было поручено управление отдельными местностями Российского государства. Они занимались также сбором налогов и судом. Важную роль играли финансовые приказы. Продолжала существовать значительная группа дворцовых приказов, в организации и компетенции которых имелись существенные пережитки дворцово-вотчинной системы управления. Обслуживанием личных потребностей царя и его семьи ведали специальные дворцовые приказы. Дворяне и дети боярские при Иване IV получили определенные привилегии – могли обращаться к суду самого царя. В связи с этим образовался специальный Челобитный приказ. В конце XVII в. создается система судебных приказов, которые выполняли функции высших судебных органов. В деятельности Российского государства большое значение имел Посольский приказ, который ведал многообразными внешнеполитическими вопросами. Переход к сословно-представительной монархии привел и к существенному изменению местного управления. Система кормления была заменена новой, основанной на принципе самоуправления. В середине XVI в. вместо наместников-кормленщиков были повсеместно введены губные органы. Дворяне и дети боярские (мелкие дворяне, потомки измельчавших бояр) выбирали главу губного органа – губного старосту, которого утверждал в должности Разбойный приказ. Губные старосты должны были быть «прожиточными», т.е. в определенной мере состоятельными. Губные органы как сословно-представительные учреждения могли успешно функционировать при условии коренной реорганизации системы феодальных иммунитетов. Во второй половине XVII в. самостоятельность губных органов была ограничена, контроль за ними, а в определенной мере и их обязанности возлагались на представителей центральных правительственных органов. Наряду с губными создавались земские органы самоуправления. Органы земского самоуправления выбирались из среды посадского населения и зажиточных слоев черносошного крестьянства. К ведению земских органов относилсяпрежде всего сбор податей и суд по гражданским и мелким уголовным делам. Земские органы решали и другие вопросы управления (например, осуществляли контроль за промыслами, торговлей, питейными заведениями, исполняли полицейские функции). Организация губного и земского самоуправления усилила позиции дворянства и верхов посада, способствовала укреплению, централизации государства и усилению карательной политики правительственных кругов.Крестьянская война под предводительством Болотникова и годы иностранной интервенции убедили царя в том, что на губные и земские органы нельзя полностью полагаться. Поэтому дополнительно к ним были учреждены воеводы, которые назначались Разрядным приказом из числа бояр и дворян, утверждались царем и Боярской думой. Одна из главных задач воевод состояла в обеспечении финансового контроля. Они производили учет количества земли и доходности земельных участков всех хозяйств. Важной государственной функцией воеводбыл набор на военную службу служилых людей из дворян и детей боярских. Воеводско-приказное управление действовало значительно эффективнее земского и губного и в большей мере отвечало задачам управления политике государства.
|
|