Хозяйство и быт восточных славян 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хозяйство и быт восточных славян



Во II-V вв. у славян юго-степной и лесостепной полосы господствовала пашенная система земледелия – перелог. Свободные участки засеивали и, когда через несколько лет земля истощалась, перекладывались на новые участки. Орудиями труда были рало, соха, деревянный плуг с лемехом. В лесных районах существовала подсечно-огневая система земледелия. Для того чтобы подготовить участок земли для посева, в первый год деревья подрубали. На второй год высохшие деревья сжигали. Рыхлили верхний слой земли, перемешивая его с золой и засевали. Через 2-3 года земля истощалась, и начинали гот овить новый участок. При этом использовали топор, мотыгу, борону-суковатку и заступ для рыхления почвы.

Огромные, дремучие леса, изобилившие природными богатствами, способствовали развитию всякого рода промыслов. Летописи пестрят сообщениями о княжеских охотах, а также простого люда. В реках Восточной Европы было огромное количество рыбы, которую славяне добывали различными способами: ставили ловушки, были остроги. Рыба составляла важную часть рациона восточных славян.

Бортничество – добыча меда диких пчёл. Борть – место обитания роя пчёл. Мёд и горячительные напитки из него – излюбленное питьё славян. Хорошо развивались ремёсла, в частности метало обработка. Восточные славяне добывали металл на дне болот или на корнях растущих там. Для выработки железа из руды применялся сыродутный процесс. Руда доводилась до тестообразного состояния, а затем обрабатывалась кузнецом.

Развивалось и гончарное дело. Сырьё гончары находили по берегам рек, собирали разнообразные глины, качество которых было хорошо известно мастерам. Из неё изготавливали посуду, и красивую столовую посуду. Хорошо было обеспечено сырьём ремесло кожевенное и ткацкое, в котором восточные славяне были мастера. Гораздо хуже было с сырьём для ювелирного ремесла. Месторождения находились на территории Волжской Булгарии, поэтому сырьём служили монеты с Востока.

В древнейший период зарождается и торговля, развитие которой связанно со становлением путей сообщения на основе крупных речных систем. Путь из «варяг в греки», один из важнейших путей он проходил из Варяжского (Балтийского) моря по Неве шёл в Ладожское озеро, затем в Ильменское озеро и далее, по Ловати, волоковым путём на Днепр, по Днепру в свою очередь в Черное море и в Царьград. С древних времён основными предметами восточнославянского экспорта были предметы промыслов: мех, воск, мёд и др. В большом количестве вывозились рабы-добыча в бесчисленных войнах. Ввозились предметы роскоши, украшения, вина и т.д.

Низкий уровень развития земледельческой техники требовал больших затрат физического труда для получения необходимого продукта. Поэтому основной хозяйственной единицей тогда была родовая община, где земля обрабатывалась всеми членами рода, общими орудиями труда и полученный необходимый продукт потреблялся совместно. В VII-VIII вв.пашенная система земледелия вытесняет подсечно-огневую, контраст между степным югом и ленным севером сглаживается. И там и тут совершенствовалась техника обработки железа и изготовления земледельческих орудий. К IX в. пашенное земледелие повсеместно стало господствующей отраслью хозяйства.

Следствием этого было то, что основной хозяйственной единицей стала отдельная семья. Родовая община распалась, на смену ей пришла соседская сельская община, где семьи селились по принципу соседства, а не родства. В соседской общине сохранялась общинная собственность на лесные и сенокосные угодья, пастбища, водоёмы, пахотную землю. Но пашня уже делилась на наделы, которые обрабатывала своими орудиями труда каждая отдельная семья, и собственностью этой семьи становился собранный ею урожай. Совершенствование орудий труда позволило каждой отдельной семье производить не только необходимый, но и прибавочный продукт.

Соседская община у славян называлась вервью (от слова верёвка, которую использовали для выделения отдельным семьям наделов земли). Община обеспечивала проведение цикла сельскохозяйственных работ, общественный порядок на всей территории, несла ответственность за своих членов и платила за виновных штрафы. Кроме общинной собственности, в общине существовала личная собственность. Каждая семья владела домом, приусадебной землёй, орудиями труда, тягловым скотом. Уничтожение принудительного родового равенства и замена родовой собственности собственностью семейной и личной вели в разных семьях к неравномерному накоплению прибавочного продукта, росту имущественного не равенства внутри общины. В ней выделялись «лучшие мужи», «нарочитые люди», получавшие преимущества при распределении земель, военной добычи. Но община сдерживала процесс развития социального неравенства.

У восточных славян родовые старейшины имели большую власть и каждый в своём роде. Они решали споры и столкновения между членами рода; если же кому-либо из родичей была нанесена обида от чюжеродцев, то родичи мстили убийством, так называемая «кровная месть». Если возникали вопросы касающиеся всего племени, особенно в случаях внешней опасности, родовые старейшины собирались на совет и тогда выбирали общих предводителей, власть которых прекращалась после опасностей.

Однако этот примитивный партиархально-родовой быт начал быстро разлагаться по мере того, как славяне расселялись в Поднепровье и далее на север и восток.

Ключевский так описывал быт восточных славян: «В этом лесистом пустынном краю пришельцы занимались пушных зверей, лесным пчеловодством и хлебопашеством. Пространство удобные для этих промыслов не шли друг за другом. Такие места удалялись друг от друга островками, среди моря лесов и болот. На этих островах поселенцы и ставили свои одинокие дворы, окапывали их и расчищали в окрестностях поле для пашни, приспособляя в лесах борти и ловища». Границы выделений каждого двора определялись впоследствии стереотипным выражением: «Куда топор и коса и соха ходили...». Однако трудные условия жизни и хозяйства, необходимость расчищать пашни из под леса, охота на хищных зверей – не допускали чрезмерного дробления сил. Типичной формой славянского поселения становятся небольшие поселения в один, два, три двора, а основной ячейкой общественной организации становятся сложные семьи во главе с домохозяином, включающих нескольких родственников., а иногда посторонних лиц принятых в хозяйство. Несколько таких поселений объединялись в союзы, но это уже были союзы не кровные, а территориальные, соседи связанные экономическими интересами, а также интересами взаимной защиты.

Вопрос №3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1532; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.004 с.)