ТОП 10:

Итоги политики просвещенного абсолютизма.



- Укрепилось и модернизировалось самодержавие.

- Оживилась общественная жизнь, появились зачатки гражданского общества.

- Зародились понятия свободы и прав личности. И хотя их распространение не выходило за рамки духовной элиты русского общества, но, осознав их значение, русская дворянская интеллигенция начала впоследствии борьбу за предоставление свободы всему народу.

- Усилилось крепостничество, но впервые был поставлен вопрос о смягчении или даже отмене крепостного права.

- Некоторые негативные последствия политики просвещенного абсолютизма, неспособность реализовать декларируемые либеральные принципы привели часть общества к разочарованию в реформистской политике верхов и зарождению радикальных революционных идей.

 

Вопрос

Пока турецкий султан оттягивал заключение мира, а русские войска продолжали «убеждать» его в своей силе, возникла угроза того, что Австрия и Пруссия без участия России осуществят давно задуманный раздел Польши. По существу, еще в 1770 г. Австрия, не без одобрения Фридриха II, захватив пограничные польские области, начала дележ. Это обстоятельство активизировало австро-прусское сближение. Следующее слово было за Пруссией. В этих условиях Екатерина, до сих пор стоявшая за единую, но зависящую от России Польшу, вынуждена была включиться в переговоры о принципах раздела этой страны. По договору 1772 г., значительная часть польской территории с польским и украинским населением отошла Австрии (Галиция) и Пруссии (Поморье и часть Великой Польши), Россия получила Восточную Белоруссию и польскую часть Лифляндии. Кроме того, Австрия обещала свое содействие России в заключении мира с Турцией, но это обещание осталось на бумаге. Зато успешный рейд русских войск под командованием П. А. Румянцева и А. В. Суворова на Дунай летом 1774 г., в результате которого турецкая армия потерпела сокрушительное поражение, наконец, вынудил султана пойти на заключение мира.

В 1791 г. Польша вновь оказалась в центре внимания европейских держав, когда польский Сейм принял новую конституцию, которая учреждала наследственность королевской власти, запрещала создание конфедераций и упраздняла печально известное право вето. Введение новой конституции должно было способствовать укреплению государственного строя, но именно это не устраивало державы, участвовавшие в первом разделе Речи Посполитой. К тому же в польских реформах, как ни странно, они увидели влияние французской революции. Одновременно недовольные ущемлением своих прав, некоторые польские магнаты и представители католического духовенства призвали российские и прусские войска задушить движение сторонников конституции. Россия и Пруссия, восстановившие союз на почве общей ненависти к французской революции, в начале 1793 г. произвели второй раздел Польши. Причем Россия, по существу, вернула себе исконно русские земли — центральную Белоруссию и правобережную Украину, а Пруссия захватила земли, населенные поляками, — Великую Польшу с Познанью, Гданьск и Торунь.

Новый раздел больно задел национальные чувства поляков. Весной 1794 г. началось широкое патриотическое движение, которое возглавил участник войны за независимость в Америке Т. Костюшко. Восстание нарастало и обретало антифеодальные черты. В этих условиях Костюшко разработал Полонецкий универсал, отменивший личную зависимость крестьян от шляхты и ограничивший их повинности. Публикация этого документа привлекла в ряды восставших значительные массы крестьянства, но оттолкнула шляхтичей, которые предпочли сохранение своих привилегий делу национального освобождения. Их предательство обрекало восстание на поражение. Российские и прусские войска довершили дело. В 1795 г. Австрия, Пруссия и Россия предприняли третий раздел Польши. Австрия получила Южную Польшу с Люблином и Червонную Русь — Галицию, Пруссия — центральную часть польских земель с Варшавой. К России отошли Волынь и Западная Белоруссия.

В итоге Речь Посполитая исчезла с карты Европы, а польскому народу предстояла долгая борьба за возрождение родной страны. Австрия и Пруссия существенно расширили свои владения за счет присвоения, главным образом, коренных польских областей. Не снимая исторической ответственности с Екатерины II, участвовавшей в уничтожении суверенной Польши, следует подчеркнуть, что императрица не была инициатором раздела Речи Посполитой

Вопрос

Русско-турецкая война 1768—1774 годов (турецкое название: 1768-1774 Osmanlı-Rus Savaşı) — одна из ключевых по значению войн между Российской и Османской империями. Основной целью войны со стороны России являлось получение выхода к Чёрному морю, Турция рассчитывала расширить свои владения в Причерноморье и на Кавказе и захватить Астрахань.[2]

В ходе войны русская армия под командованием Петра Румянцева и Александра Суворова разгромила турецкие войска в битвах при Ларге, Кагуле и Козлуджи, а средиземноморская эскадра русского флота под командованием Алексея Орлова и Григория Спиридова нанесла поражение турецкому флоту в Хиосском сражение и при Чесме. В результате войны, закончившейся победой Российской империи, в её состав вошли Новороссия и северный Кавказ, а Крымское ханство перешло под её протекторат.

Войне предшествовали сложная европейская дипломатическая игра, которую вели друг против друга Россия и Франция и политический кризис в Польше. В результате французских интриг османский султан Мустафа III объявил войну России, воспользовавшись как предлогом, действиями русской армии в Польше. На стороне Турции воевали вассальные от неё Крымское ханство и Дубровницкая республика. Кроме того, турецкое правительство заручилось поддержкой польских повстанцев. Со стороны России, кроме регулярной армии, боевые действия вели отряды запорожских казаков. В ходе войны на территории Османской империи в 1770 году при поддержке русского флота подняли восстание греки Пелопонесса, а в 1771 году взбунтовались Египет и Сирия.

21 июля 1774 года Османская Империя подписала с Россией Кючук-Кайнарджийский договор, в результате которого Крымское ханство формально обрело независимость под протекторатом России. Турция выплатила России контрибуцию в 4,5 миллиона рублей, а также уступила северное побережье Чёрного моря вместе с двумя важными портами.

Вопрос

Внутренняя и внешняя политика вступившего на престол после смерти Екатерины II (1796 год) Павла I (1796-1801 годы) отличалась противоречивостью и непредсказуемостью. Но эта противоречивость никак не влияла на основы существующего строя - сохранение самодержавия и крепостного права. Наоборот, они ещё больше укрепились в его недолгое правление.

 

При жизни Екатерины Павел находился по отношению к ней в определённой оппозиции, ненавидя свою мать. Его двор в Гатчине постоянно противопоставлялся Петербургскому императорскому двору, отличавшемуся роскошью и праздной великосветской жизнью. В гатчинском дворе царила почти аскетическая военная обстановка, он напоминал скорее военный лагерь.

 

Павел, убеждённый сторонник Пруссии и её военных порядков, строил свой быт по прусскому военному образцу. Вступив на престол, он постарался превратить в некое подобие гатчинского лагеря всю Россию. Реакционность была доминирующей чертой его внутриполитического курса. Он ненавидел Французскую революцию и боролся в России с любой передовой общественной мыслью всеми доступными ему способами. В Россию был запрещён ввоз иностранных книг. Павел ввёл в армии прусскую воинскую систему, одел армию и даже чиновничество в прусскую одежду. В столице был установлен казарменный порядок. Вводились суровые наказания за взятки, воровство. На деле это дало лишь ужесточение полицейского надзора. Павел приказал освободить всех политических заключённых, арестованных при Екатерине II: вышли на свободу Н.И.Новиков, А.Н.Радищев, Т.Костюшко и многие жертвы Тайной канцелярии, но в то же время можно было угодить за решётку, нарушив регламент повседневной жизни.

 

Важное место в законодательстве Павла I заняла новая система престолонаследия. В апреле 1797 года он "Актом о порядке престолонаследия" и "Учреждением об императорской фамилии" восстановил принцип наследования престола только по мужской линии. Женщины могли получать это право лишь в случаях пресечения всех мужских линий династии.

 

Неожиданный поворот политика Павла I приняла в отношении дворянского сословия. Его "золотой век" и екатерининские вольности кончились. Дворянство ставилось под жёсткий контроль администрации, отменялись губернские дворянские собрания, за уголовные преступления разрешено было подвергать дворян телесным наказаниям. Он потребовал возвращения дворян из долгосрочных отпусков в полки, а те, кто не подчинялся этому приказу, были уволены из армии. Кроме того, дворяне были обложены почти двухмиллионным сбором. Но Павел не покушался на основу основ - дворянское землевладение и крепостное право. За четыре года его правления он раздал дворянам свыше 500 тысяч государственных крестьян (Екатерина II за 34 года - 850 тысяч).

 

Правление Павла I началось в обстановке крестьянских волнений в стране, охвативших 32 губернии. Они были подавлены военной силой.

 

Противоречивостью отличалась и внешняя политика Павла I. Ярый враг Франции, он в 1798 году вступает в войну против неё. Весной 1799 года русская армия под командованием Суворова появляется в Северной Италии. В апреле победа при реке Адде открыла ему путь на Милан и Турин, вынудила французов отвести свои войска. По мнению русского командования, задача в Италии была выполнена и следовало перенести военные действия на Рейн и территорию Франции.

 

Однако Австрия, боясь освободительного антиавстрийского движения итальянцев, настаивает на переводе русских войск в Швейцарию. Там Суворов должен был продолжить войну с французами вместе с австрийскими войсками. Он совершает беспримерный по героизму переход с боями через Альпы в Швейцарию, но к тому времени австрийцы были разбиты. Суворов, пробиваясь сквозь французские заслоны, одерживая победу за победой, выводит свою армию из французского окружения.

 

Одновременно с деятельностью Суворова русский флот под командованием Ушакова победоносно ведёт боевые действия на море: он взял штурмом мощнейшую крепость на острове Корфу, с боями освободил Неаполь. Затем русские моряки вступили в Рим.

 

Но в конце 1799 года Россия прекратила войну. Антифранцузская коалиция (Россия, Австрия, Турция, Англия и Неаполитанское королевство) распалась. Наполеон пошёл на перемирие с Павлом I. Их переговоры закончились разработкой плана совместных действий против Англии. В январе 1801 года Павел внезапным приказом отправил в поход против английских владений в Индии 40 полков донских казаков. Павел подготовил декрет, запрещающий торговлю с Англией, что грозило огромными убытками для страны. Антианглийская политика императора послужила последним толчком для организации заговора придворной аристократией. В государственном перевороте 11 марта 1801 года, повлекшем убийство Павла I, был замешан и английский посол в России. Но главной причиной, толкнувшей заговорщиков на переворот, было острое недовольство Павлом столичного дворянства. У Павла не оказалось никакой социальной поддержки и он был свергнут.

Вопрос

Реформа высших органов управления

Негласный комитет

С первых дней нового царствования императора окружили люди, которых он призвал помогать ему в преобразовательных работах. То были бывшие члены великокняжеского кружка: граф П. А. Строганов, граф В. П. Кочубей, князь А. Чарторыйский и Н. Н. Новосильцев. Эти люди составили так называемый «Негласный комитет», собиравшийся в течение 1801—1803 годов в укромной комнате императора и вместе с ним вырабатывавший план необходимых преобразований. Задачей этого комитета было помогать императору «в систематической работе над реформою бесформенного здания управления империей». Положено было предварительно изучить настоящее положение империи, потом преобразовать отдельные части администрации и эти отдельные реформы завершить «уложением, установленным на основании истинного народного духа». «Негласный комитет», функционировавший до 9 ноября 1803 года, за два с половиной года рассмотрел вопросы осуществления сенатской и министерской реформы, деятельности «Непременного совета», крестьянский вопрос, коронационные проекты 1801 года и ряд внешнеполитических мероприятий.

Государственный совет

Начали с центрального управления. Собиравшийся по личному усмотрению императрицы Екатерины Государственный совет 30 марта (11 апреля) 1801 года был заменён постоянным учреждением, получившим название «Непременного совета», для рассмотрения и обсуждения государственных дел и постановлений. Он состоял из 12 высших сановников без разделения на департаменты. 1 января 1810 года (по проекту М. М. Сперанского "Введение к уложению государственных законов") Непременный совет был преобразован в Государственный совет. Он состоял из Общего собрания и четырёх департаментов — законов, военного, гражданских и духовных дел, государственной экономии (позже временно существовал и 5-й — по делам царства Польского). Для организации деятельности Государственного совета была создана Государственная канцелярия, и её государственным секретарем был назначен Сперанский. При Государственном совете учреждались Комиссия составления законов и Комиссия прошений.

Председателем Государственного совета являлся Александр I или один из его членов по назначению императора. В состав Государственного совета входили все министры, а также лица из высших сановников, назначаемые императором. Государственный совет не издавал законы, а служил совещательным органом при разработке законов. Его задача — централизовать законодательное дело, обеспечить единообразие юридических норм, не допускать противоречий в законах.

Сенат

8 сентября 1802 года был подписан именной указ «О правах и обязанностях Сената», который определил как саму организацию Сената, так и его отношение к другим высшим учреждениям. Сенат объявлялся верховным органом в империи, сосредотачивающим в себе высшую административную, судебную и контролирующую власть. Ему предоставлялось право делать представления по поводу издаваемых указов, если они противоречили другим законам.

В силу целого ряда условий эти вновь дарованные Сенату права не могли сколько-нибудь поднять его значение. По составу своему Сенат остался собранием далеко не первых сановников империи. Непосредственных сношений Сената с верховною властью не было создано, и это предопределило характер отношений Сената к Государственному совету, министрам и Комитету министров.

Святейший Синод

Изменениям подвергся и Святейший Синод, членами которого были высшие духовные иерархи — митрополиты и архиереи, но во главе Синода стоял гражданский чиновник в звании обер-прокурора. При Александре II представители высшего духовенства уже не собирались, а вызывались на заседания Синода по выбору обер-прокурора, права которого были значительно расширены.

С 1803 по 1824 год должность обер-прокурора исполнял князь А. Н. Голицин, бывший с 1816 года также и министром народного просвещения.

Министерская реформа

8 сентября 1802 года Манифестом «Об учреждении министерств» была начата министерская реформа — было утверждено 8 министерств, заменявших петровские коллегии (ликвидированные Екатериной II и восстановленные Павлом I):

иностранных дел,

военных сухопутных сил,

морских сил,

внутренних дел,

финансов,

юстиции,

коммерции,

и народного просвещения.

Дела теперь решались единолично министром, отчётным перед императором. Каждый министр имел заместителя (товарища министра) и канцелярию. Министерства подразделялись на департаменты, возглавляемые директорами; департаменты — на отделения во главе с начальниками отделений; отделения — на столы во главе со столоначальниками. Для совместного обсуждения дел учреждался Комитет министров.

12 июля 1810 года вышел подготовленный М. М. Сперанским манифест «О разделении государственных дел на особые управления», 25 июня 1811 года — «Общее учреждение министерств».

Этот манифест разделял все государственные дела «в порядке исполнительном» на пять главных частей:

внешние сношения, которые находились в ведении министерства иностранных дел;

устройство внешней безопасности, которое поручалось военному и морскому министерствам;

государственная экономия, которой ведали министерства внутренних дел, просвещения, финансов, Государственный казначей, Главное управление ревизии государственных счетов, Главное управление путей сообщения;

устройство суда гражданского и уголовного, которое поручалось министерству юстиции;

устройство внутренней безопасности, вошедшее в компетенцию министерства полиции.

Манифестом провозглашалось создание новых центральных органов государственного управления — министерства полиции и Главного управления духовных дел разных исповеданий[6].

Число министерств и приравненных к ним Главных управлений таким образом достигло двенадцати. Началось составление единого государственного бюджета.

Программа преобразований М. М. Сперанского и её судьба

В конце 1808 года Александр I поручил Сперанскому разработку плана государственного преобразования России. В октябре 1809 года проект под названием «Введение к уложению государственных законов» был представлен императору.

Задача плана — модернизировать и европеизировать государственное управление путем введения буржуазных норм и форм: «В целях укрепления самодержавия и сохранения сословного строя».

Сословия:

дворянство имеет гражданские и политические права;

«среднее состояние» имеет гражданские права (право на движимую и недвижимую собственность, свободу занятий и передвижений, выступать от своего имени в суде) — купцы, мещане, государственные крестьяне.

«народ рабочий» имеет общие гражданские права (гражданская свобода личности): помещичьи крестьяне, рабочие и домашние слуги.

Разделение властей:

законодательные органы:

Государственная дума

губернские думы

окружные думы

волостные думы

исполнительные органы:

Министерства

губернские

окружные

волостные

судебные органы:

Сенат

губернские (разбираются гражданские и уголовные дела)

окружные (гражданские и уголовные дела).

Рубль с портретом Александра I в честь открытия Александрийского столпа 1834 года.

Выборы — четырёхступенные с избирательным имущественным цензом для избирателей: помещики — землевладельцы, верхи буржуазии.

При императоре создаётся Государственный совет. Однако император сохраняет всю полноту власти:

сессии Государственной думы император мог прервать и даже распустить, назначив новые выборы. Госдума рассматривалась как представительный орган при императоре.

министры назначаются императором.

состав Сената назначается императором.

Проект встретил упорное противодействие сенаторов, министров и других высших сановников, и Александр I не решился его реализовать.

Однако 1 января 1810 года был учреждён Государственный совет по плану Сперанского.

12 июля 1810 года и 25 июня 1811 года были преобразованы министерства.

К началу 1811 года был подготовлен проект преобразования Сената, а в июне он был внесён на рассмотрение в Государственный совет.

Было предложено преобразовать Сенат в два учреждения:

Сенат правительствующий сосредотачивал в себе правительственные дела и комитет министров — министров с их товарищами и начальниками особых (главных) частей управления.

Сенат судебный распадался на четыре местных отделения в соответствии с главными судебными округами империи: в Петербурге, Москве, Киеве и Казани.

Особенностью судебного Сената была двойственность его состава: одни сенаторы назначались от короны, другие выбирались дворянством.

Государственный совет данный проект резко раскритиковал, но большинство проголосовало «за». Однако и сам Сперанский советовал его не принимать.

Таким образом из трех отраслей высшего управления — законодательной, исполнительной и судебной — были преобразованы только две; третьей (то есть судебной) реформа не коснулась. Что касается губернского управления, то для этой сферы не было разработано даже проекта реформ.

Финансовая реформа

По смете 1810 года всех выпущенных в обращение ассигнаций (первых российских бумажных денег) считалось 577 млн; внешнего долга — 100 млн. Смета доходов на 1810 год обещала сумму в 127 млн; смета расходов требовала 193 млн. Предвиделся дефицит — 66 млн ассигнаций.

Планировалось прекратить выпуск новых ассигнаций и изымать постепенно старые; далее — повышать все налоги (прямые и косвенные).

2 февраля 1810 года и 11 февраля 1812 года — увеличение всех налогов.

Реформа в области образования

В 1803 году было издано новое положение об устройстве учебных заведений, внесшее новые принципы в систему образования:

бессословность учебных заведений;

бесплатность обучения на низших его ступенях;

преемственность учебных программ.

Уровни системы образования:

университет

гимназия в губернском городе

уездные училища

одноклассное приходское училище.

Всей системой образования ведало Главное управление училищ. Образовано 6 учебных округов, возглавляемых попечителями. Над попечителями были учёные советы при университетах.

Основаны пять университетов: Дерптский (1802), Виленский (1803), Харьковский и Казанский (оба — 1804). Открытый в том же 1804 году Петербургский Педагогический институт был преобразован в 1819 году в университет.

1804 год — Университетский устав предоставлял университетам значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство высшей администрации в дела университетов, право университетов назначать учителей в гимназии и училища своего учебного округа.

1804 год — первый цензурный устав. При университетах из профессоров и магистров были созданы цензурные комитеты, подчинявшиеся Министерству народного просвещения.

Были основаны привилегированные средние учебные заведения — лицеи: в 1811 году — Царскосельский, в 1817 году — Ришельевский в Одессе, в 1820 — Нежинский.

В 1817 году Министерство народного просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения.

В 1820 году в университеты направлена инструкция о «правильной» организации учебного процесса.

В 1821 году началась проверка выполнения инструкции 1820 года, проводившаяся очень жестко, необъективно, что особенно наблюдалось в Казанском и Петербургском университетах.

Попытки решения крестьянского вопроса

При вступлении на престол Александр I торжественно заявил, что отныне прекращается раздача казенных крестьян.

12 декабря 1801 года — указ о праве покупки земли купцами, мещанами, государственными и удельными крестьянами вне городов (помещичьи крестьяне получают это право только в 1848 году).

20 февраля 1803 года — указ о «вольных хлебопашцах».

1804—1805 годы — первый этап реформы в Прибалтике.

10 марта 1809 года — указ отменил право помещиков ссылать своих крестьян в Сибирь за маловажные проступки. Подтверждалось правило: если крестьянин единожды получил свободу, то он не мог быть вновь укреплен за помещиком. Получали свободу выходец из плена или из-за границы, а также взятый по рекрутскому набору. Помещику предписывалось кормить крестьян в голодные годы. С дозволения помещика крестьяне могли торговать, брать векселя, заниматься подрядами.

С 1810 года началась практика организации военных поселений.

За 1810—1811 годы в связи с тяжелым финансовым положением казны было продано частным лицам свыше 10 000 казенных крестьян.

В ноябре 1815 года Александр I даровал конституцию Царству Польскому.

В ноябре 1815 года российским крестьянам запрещено «отыскивать вольность».

1816 год — новые правила организации военных поселений.

В 1816—1819 годах завершилась крестьянская реформа в Прибалтике.

В 1818 году Александр I поручил министру юстиции Новосильцеву подготовить Государственную Уставную грамоту для России.

В 1818 году несколько царских сановников получили секретные поручения разработать проекты отмены крепостного права.

В 1822 году было возобновлено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь.

1823 год — указ подтверждал право потомственных дворян владеть крепостными крестьянами.

Проекты освобождения крестьян

В 1818 году Александр I поручил адмиралу Мордвинову, графам Аракчееву и Гурьеву разработать проекты отмены крепостного права.

Проект Мордвинова:

крестьяне получают личную свободу, но без земли, которая вся полностью остается за помещиками.

размер выкупа зависит от возраста крестьянина: 9—10 лет — 100 руб.; 30—40 лет — 2 тыс.; 40—50 лет — …

Проект Аракчеева:

освобождение крестьян провести под руководством правительства — выкупать постепенно крестьян с землей (две десятины на душу) по соглашению с помещиками по ценам данной местности.

Проект Гурьева:

медленный выкуп крестьянской земли у помещиков в достаточном размере; программа была рассчитана на 60 лет, то есть до 1880 года.

Военные поселения

В конце 1815 года Александр I приступает к обсуждению проекта военных поселений, первый опыт внедрения которых был проведен в 1810—1812 годах на резервном батальоне Елецкого мушкетерского полка, размещенного в Бобылёвском старостве Климовского уезда Могилевской губернии.

Разработка плана создания поселений была поручена Аракчееву.

Цели проекта:

создать новое военно-земледельческое сословие, которое своими силами могло бы содержать и комплектовать постоянную армию без отягощения бюджета страны; численность армии сохранялась бы на уровне военного времени.

освободить население страны от постоянной повинности — содержать армию.

прикрыть западное пограничное пространство.

В августе 1816 года началась подготовка к переводу войск и жителей в разряд военных поселян. В 1817 году были введены поселения в Новгородской, Херсонской и Слободско-Украинской губерниях. Вплоть до конца царствования Александра I продолжается рост числа округов военных поселений, постепенно окружавших границу империи от Балтии до Чёрного моря.

К 1825 году в военных поселениях насчитывалось 169 828 солдат регулярной армии и 374 000 государственных крестьян и казаков.

В 1857 году военные поселения были упразднены. В них насчитывалось уже 800 000 человек.

Вопрос

Отечественная война 1812 года.

Россия придерживалась нейтралитета в европейских делах. Однако агрессивные планы Наполеона, с 1804 г. французского императора, заставили Александра I выступить против него. В 1805 г. сложилась 3-я коалиция против Франции: Россия, Австрия и Англия. Начавшаяся война оказалась крайне неудачной для союзников. В ноябре 1805 г. их войска потерпели поражение под Аустерлипем. Австрия вышла из войны, коалиция развалилась.

Россия, продолжая бороться в одиночку, пыталась создать против Франции новый союз. В 1806 г. образовалась 4-я коалиция: Россия, Пруссия, Англия и Швеция. Однако французская армия в течение всего нескольких недель вынудила Пруссию капитулировать. Вновь Россия оказалась одинокой перед грозным и сильным противником. В июне 1807 г. она проиграла сражение под Фридляндом (территория Восточной Пруссии, ныне Калининградская область России). Это заставило Александра I вступить с Наполеоном в переговоры о мире.

Летом 1807 г. в Тильзите Россия и Франция подписали мирный, а потом и союзный договор. По его условиям из отторгнутых от Пруссии 226 польских земель создавалось Герцогство Варшавское под протекторатом Наполеона. Эта территория в будущем стала плацдармом для нападения на Россию. Тильзитский договор обязал Россию примкнуть к континентальной блокаде Великобритании и разорвать с ней политические отношения. Разрыв традиционных торговых связей с Англией наносил значительный ущерб экономике России, подрывая ее финансы. Дворяне, материальное благополучие которых во многом зависело от продажи в Англию русской сельскохозяйственной продукции, проявляли особое недовольство этим условием и лично Александром I. Тильзитский мир был невыгоден для России. Вместе с тем он дал ей временную передышку в Европе, позволив активизировать политику на восточном и северо-западном направлениях.

Отечественная война 1812 г. - величайшее событие в русской истории. В ее ходе ярко проявились героизм, мужество, патриотизм и беззаветная любовь всех слоев общества и особенно простых людей к своей Родине. Однако война нанесла существенный ущерб экономике России, который оценивался в 1 млрд. рублей. Погибло около 2 млн. человек. Многие западные районы страны были разорены. Все это оказало огромное влияние на дальнейшее внутреннее развитие России.

 

Вопрос

Восстание декабристов было первым организованным и вооруженным выступлением против самодержавия и крепостничества.

На мировоззрение декабристов глубоко повлияла Отечественная война. Они называли себя детьми "1812 года". Победа над Наполеоном вызвала к жизни патриотическую гордость за свою страну. Но к ней примешивалась горечь: русский народ, освободивший Европу, оставался в рабстве. Даже ополченцы, вернувшиеся с войны, должны были вновь выходить на барщину.

Декабристы создали ряд тайных обществ.

"Северное общество"(1822-1825 гг.)во главе с Н.М. Муравьевым, С.П. Трубецким, а с 1823 г. - К.Ф. Рылеевым действовало в Петербурге и Москве. Программным документом стала достаточно умеренная "Конституция", написанная Никитой Муравьевым и предполагавшая:

- введение конституционной монархии;

- разделение властей на законодательную (парламент), исполнительную во главе с императором, который выполнял также функции главнокомандующего, судебную;

- федеративное устройство страны, состоящей из 14 держав и двух областей. Столица переносится в Нижний Новгород, который переименовывается в Славянск;

- ликвидацию крепостного права;

- обеспечение законом прав и свобод граждан;

- сохранение собственности помещиков на землю в определенных размерах;

- наделение крестьян приусадебным участком, а также пахотной землей в 2 десятины, остальная земля должна арендоваться у помещика;

- рассмотрение и принятие Конституции Учредительным собранием.

"Южное общество" (1821-1825 гг.)во главе с П.И. Пестелем, С.Г. Волконским, С.И. Муравьевым-Апостолом, А.П. Юшневским действовало на Украине.

Программным документом общества стала "Русская Правда", написанная Пестелем и включавшая следующие положения:

- уничтожение самодержавия и установление республики (радикальное отличие от Конституции Н. Муравьева!);

- ликвидация сословий, равноправие всех граждан, введение суда присяжных для всех граждан;

- введение свободы слова, печати, вероисповедания, занятий;

- Россия остается единым унитарным государством (а не федерацией). Только Польша получает право на автономию;

- вводится разделение властей на законодательную власть - Народное вече (парламент), исполнительную - Державная Дума из 5 избираемых на 5 лет членов и блюстительную (судебная) - Верховный Собор;

- уничтожается крепостное право;

- земля делится на частную и общественную, из которой каждый мог получить участок земли, определенного размера;

- введение в действие Русской правды должно произойти декретом Временного революционного правительства, обладающего диктаторской властью.

Восстание было подавлено, а реакционная политика Николая I усилилась.

В целом политика российских самодержцев в первой половине XIX в. продемонстрировала. неспособность правительства осуществлять коренные реформы, в итоге еще более явным стал кризис крепостнического строя, тормозившего развитие страны, пагубно влиявшего на все сферы жизни русского общества

 

Вопрос

Он создал секретную полицию. Введена жёсткая цензура во все слои общества. Главным его лозунгом было - "Не навредить". Император боялся перемен. Назревал кризис с/х производства, его решили путём повышения труда крестьян. Выработали формулу "православие, самодержавие, народность", кот определяла осн направление официальной политики. Появились кружки Славянофилов и западников. В 1853-1856 гг была Крымская война, против которой были ряд стран, но война всё же началась, и мы проиграли! . В Крымской войне впервые ярко проявилась военно-техническая отсталость России. Итог царствования Николая был плачевен: страна остро нуждалась в целом комплексе мер для преодоления отставания от стран Западной Европы.

«Бля детская шпора походу» /\

Внутренняя политика

Самые первые его шаги после коронации были весьма либеральными. Из ссылки был возвращён поэт А. С. Пушкин, главным учителем («наставником»[20]) наследника был назначен В. А. Жуковский, либеральные взгляды которого не могли не быть известны императору. (Впрочем, Жуковский писал о событиях 14 декабря 1825 года: «Провидение сохранило Россию <…> По воле Промысла этот день был днем очищения <…> Провидение было со стороны нашего отечества и трона.»)

Император внимательно следил за процессом над участниками декабрьского выступления и дал указание составить сводку их критических замечаний в адрес государственной администрации. Несмотря на то, что покушения на жизнь царя по существующим законам карались четвертованием, он заменил эту казнь повешением.

Министерство государственных имуществ возглавил герой 1812 года граф П. Д. Киселёв, монархист по убеждению, но противник крепостного права. Под его началом служили будущие декабристы Пестель, Басаргин и Бурцов. Имя Киселёва было представлено Николаю в списке заговорщиков в связи с делом о путче. Но, несмотря на это, Киселёв, известный безупречностью своих нравственных правил и талантом организатора, сделал при Николае удачную карьеру как наместник Молдавии и Валахии и принял активное участие в подготовке отмены крепостного права[21].

Николай I

Важнейшим направлением его внутренней политики стала централизация власти. Для осуществления задач политического сыска в июле 1826 года был создан постоянный орган — Третье отделение личной канцелярии — секретная служба, обладавшая значительными полномочиями, начальник которой (с 1827 года) одновременно был шефом жандармов. Третье отделение возглавил А. Х. Бенкендорф, ставший одним из символов эпохи, а по его смерти (1844 год) — А. Ф. Орлов.

8 декабря 1826 создан первый из секретных комитетов, задачей которого являлось, во-первых, рассмотрение бумаг, опечатанных в кабинете Александра I после его смерти, и, во-вторых, рассмотрение вопроса о возможных преобразованиях государственного аппарата.

12 (24) мая 1829 года в зале сената в варшавском дворце, в присутствии сенаторов, нунциев и депутатов Царства, был коронован как король (царь) Польский. При Николае было подавлено Польское восстание 1830-1831, в ходе которого Николай был объявлен повстанцами лишённым престола (Постановление о детронизации Николая I). После подавления восстания Царство Польское утратило самостоятельность, сейм и армию и было разделено на губернии.

Некоторые авторы именуют Николая I «рыцарем самодержавия»: он твёрдо защищал его устои и пресекал попытки изменить существующий строй — невзирая на революции в Европе. После подавления восстания декабристов развернул в стране масштабные мероприятия по искоренению «революционной заразы». В период правления Николая I возобновились гонения на старообрядчество; были воссоединены с православием униаты Белоруссии и Волыни (1839).







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.245.48 (0.03 с.)