Понимание пространственных отношений между предметами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понимание пространственных отношений между предметами



Анализ понимания подобных отношений, выраженных в вербальной форме, возможен с помощью ряда схожих по направленности проб.

1. Испытуемому предлагается выполнить простую инструкцию, в которой с помощью предлогов и наречий места выражаются известные пространственные отношения, например, на листе бумаги «поставить крест под кругом», «круг под крестом», «точку под треугольником», «крест справа от круга» и т. п.

Для сенсибилизации этой пробы можно попросить испытуемого выполнить рисунок сверху вниз (как его должен увидеть сидящий напротив экспериментатор), либо использовать в инструкции более сложную форму предложения: «Поставить крест справа от круга, но слева от треугольника».

2. К индикаторам той же направленности относится и разновидность пробы, при которой испытуемому предлагается не рисовать, а манипулировать конкретными предметами, расположенными перед ним. Например, используя словосочетание с одним предлогом: «Положите ручку под книгу», «Положите книгу на ручку», «Положите ручку на книгу», «Положите ручку справа от книги», «Положите книгу перед ручкой», «Положите ручку между книгой тетрадью» и т. п.; с двумя предлогами: «Положите тетрадь в книгу, но под ручку», «Положите ручку на тетрадь, но под книгу», «Положите ручку в тетрадь, но над книгой». Возможен и обратный ход исследовательской процедуры: сам экспериментатор определенным образом располагает реальные предметы на столе перед испытуемым или удерживает их руками и просит кратко описать их взаимное расположение.

 

3. Испытуемому предлагается набор картинок, среди которых нужно найти такую, на которой изображено пространственное отношение между предметами, выраженное заданной вербальной формой, например: «Показать бочку над ящиком» и т. п. (рис. внизу).

 

 

 

Исполнение данных проб вызывает серьезные затруднения у больных с семантической афазией (поражения теменно-височно-затылочной области левого полушария): они не способны уловить пространственные отношения, задаваемые инструкцией, и выполняют действия в последовательности, аналогичной последовательности слов в фразе. Функциональная неполноценность именно данного участка мозга является основным предметом исследования с помощью указанных приемов. Близкие результаты получаются и при предложении определить, к какому из 2 предложенных рисунков относится каждая из данных ему грамматических конструкций.

Эту категорию больных необходимо отличать от испытуемых, имеющих слабость со стороны височных отделов, — они могут понять логико-грамматическую отношения, но при выполнении задания теряют правильное обозначение фигур и заменяют одну фигуру другой.

Больные с поражением передних отделов мозга, усваивая нужную систему отношений, не в состоянии перейти к решению измененной задачи, даже если она является более легкой. Уже актуализированный способ решения («крест под кругом») начинает инертно повторяться, хотя инструкция уже звучит по-другому («крест над кругом»), либо возникают персевераторные повторения одной и той же фигуры.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.146.172 (0.02 с.)