Понимание флективных отношений (А. Р. Лурия) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понимание флективных отношений (А. Р. Лурия)



Перед испытуемым выкладываются 3 небольших предмета (например, карандаш, ключ и расческа) и последовательно предлагается 3 варианта инструкций, включающих разные операции с обозначающими их словами. Каждая из инструкций передает свою форму логико-грамматических отношений.

1. Предлагается показать 2 последовательно называемых предмета (карандаш — ключ, ключ — расческа, расческа — карандаш и т. п.). Это самый простой вариант, не предусматривающий значения, выходящего за пределы только называния изолированных предметов.

2. Инструкция, оперирующая теми же словами, ставит их в отношения творительного падежа: «Покажите ключ карандашом», «карандашом — расческу», «расческой — ключ» и т. д.

3. Наиболее сложный вариант инструкции предусматривает необходимость отвлечься от порядка слов в предложении и инвертировать действие, то есть выполнить его не в том порядке, в каком слова упоминаются, а в обратном. Для этой цели испытуемому предлагают: «Покажите карандаш расческой», «ключ — карандашом», «расческой — ключ», «линейку — ручкой» и т. п.

Больные с поражением височных отделов левого полушария на фоне сенсорной афазии часто оказываются не состоянии выполнить уже первую из описанных инструкций и показывают несоответствующие словам предметы. В подобных случаях продолжение исследования по более сложным инструкциям становится бессмысленным.

Больные с поражением теменно-зашылочных отделов левого полушария справляются с первым из заданий, но в силу дефектов пространственных представлений не состоянии уловить разницу между конструкциями типа «карандаш — ключ» и «карандашом — ключ». Этот эффект, как правило, встречается при грубых поражениях указанной зоны.

Больные с поражением передних отделов мозга обычно хорошо справляются с первыми двумя вариантами инструкции, но испытывают затруднения в третьем, инвертированном варианте. Здесь возникает «эхопраксическая» тенденция следовать в поведении за порядком слов в предложении, и больной продолжает выполнять инструкцию в том порядке, в каком следовали обозначенные в ней предметы.

 

Понимание конструкций родительного падежа

Перед испытуемым кладутся 2 рисунка, изображающий женщину и девочку, человека и корову, и предлагается показать, где изображена «мама дочки» или «дочка мамы», или в более простой конструкции «где мамина дочка?», «где дочкина мама?». По отношению ко второму рисунку— «хозяин коровы», «корова хозяина» (авторы методики — М. М. Семаго и Н. Я. Семаго).

 

 

В другом варианте той же пробы больному предлагают сказать, что означает словосочетание «брат отца» и «отец брата», «сестра матери» и «мать сестры», «сын сестры» и «сестра сына», «брат начальника» и «начальник брата», «мамина дочка», «дочкина мама», «хозяин собаки», «собака хозяина», Имеют ли они одинаковое или разное значение.

Больные с нарушением симультанного синтеза не в состоянии понимать Подобные конструкции как единое смысловое целое.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.236.219 (0.035 с.)