Групповые формы взаимодействия педагогов с родителями. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Групповые формы взаимодействия педагогов с родителями.



Эти формы взаимодействия обусловлены выделением определенных групп родителей по различным признакам:

— актив родителей (класса, школы);

— родители-организаторы работы объединений по интересам (руководители кружков, секций);

— родители, разрабатывающие и решающие какие-либо проблемы в школе, или классе;

— родители, которые имеют сходные пробле­мы в воспитании детей;

— родители, которые воспитывают девочек (мальчиков);

— родители, воспитывающие одного ребенка (много детей);

— родители, дети которых имеют отклонения в развитии и поведении, и т. д.

Особо важной формой является взаимодействие педагогов с родительским комитетом, который мо­жет выбираться родительским собранием на весь учеб­ный год. В ряде классов, где родители активны и за­интересованы, функцию родительского комитета по­очередно выполняют все родители, распределившись в группы по желанию. Родительский актив — это опора педагогов, он при умелом взаимодействии ста­новится проводником их идей. На заседаниях роди­тельского комитета, которые проводятся по мере не­обходимости, учитель и родители вырабатывают спо­собы реализации тех идей и решений, которые приняты собранием. Члены комитета могут распре­делить обязанности, роли, функции как по организа­ции работы с родителями, так и с детьми; определить способы взаимодействия с отдельными родителями и семьями. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных дел, реше­нию проблем жизни коллектива.

Такие же функции выполняет родительский ко­митет школы, который формируется из представи­телей первичных коллективов, выполняет решения родительской конференции или собрания школы.

Взаимодействие педагогов с творческими группами (советами дел). В этом случае педагог взаимодействует с различными группами временных организаторов конкретной деятельности, оказывая помощь, кон­сультируя, при необходимости включаясь в актив­ную совместную деятельность.

Групповые кон­сультации, практические занятия для родителей с привлечением специалистов, например по оказа­нию помощи детям в овладении навыками мысли­тельной деятельности, быстрого чтения.

Групповые занятия могут носить исследователь­ский характер. Так, учителя и классный руководи­тель приглашают на урок родителей тех детей, ко­торые испытывают типичные трудности в учебной деятельности. Педагоги стремятся построить свои уроки с опорой на этих учащихся. После посеще­ния ряда уроков учителя и родители вместе пыта­ются выявить причины трудностей детей, найти способы оказания им помощи.

Особую заботу у педагогов вызывает взаимодей­ствие с отцами детей.

Индивидуальные формы взаимодействия

Педагогов с родителями

Дети и их семьи очень разные, у каждой семьи свои проблемы. В этой связи индивидуальные формы вза­имодействия педагогов и родителей являются необ­ходимыми и чаще всего наиболее эффективными в установлении контакта с семьей. К ним относят бе­седу, посещение на дому, задушевный разговор, консультацию-размышле­ние, выполнение индивидуальных поручений, совмес­тный поиск решения проблемы, переписку.

Индивидуальная работа с родителями требует от педагогов больше усилий и изобретательности, но ее эффективность по сравнениюс работой в боль­шой группе значительно выше. Именно в индивиду­альном общении родители усваивают требования, предъявляемые школой к учащимся, и становятся союзниками классного руководителя. Достигнутая в результате индивидуальнойработы высокая вклю­ченностьродителей в дела школы приводит кпо­вышению достиженийучащихся, их желанию учить­ся и настойчивости вобучении как у учеников, так и у их родителей, улучшению поведения детей, положительному развитию их самооценки, более ус­пешному выполнению домашних заданий, к улуч­шению психологического климата в школе и мне­ния родителей об учителях.

Индивидуальные формы взаимодействия являются основными в работе с проблемными семьями и детьми.

В современных условиях роль индивидуальных форм существенно возросла, и в реальности они ста­новятся более востребованными со стороны родите­лей. Эффективность их высока, если удалось найти с каждым родителем индивидуальный стиль взаи­моотношений.

Во время беседы важно расположить к себе родителей, завоевать доверие, вызвать на откровенность, разбу­дить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти наиболее целесообразные способы решения проблем воспитания конкретной личности в семье и школе. Психологическим условием успеш­ного межличностного взаимодействия являются вни­мательность, проникновенность, неторопливость.

В индивидуальной форме взаимодействия зало­жены большие воспитательные возможности. Так, разговор по душам может оказать сильное воздей­ствие на родителей, существенным образом изме­нить отношение к педагогу, ребенку, к заботам и делам класса.

Первое индивидуальное общение очень важно и должно проходить в благоприятной для родителей обстановке. В этой связи на первом родительском собрании классный руководитель предлагает роди­телям самим определить время и место ближайшей встречи, которая может проходить в школе или дома, в семье ребенка. Родителям предлагается по­думать о том, что важно учитывать педагогам в воспитании их ребенка, подготовить вопросы для классного руководителя.

Посещение на дому. Особенно полезна эта встреча у ребенка дома, так как домашняя обстановка располагает к откровен­ному разговору, есть возможность сразу получить представление о разных сторонах жизни и воспита­ния ребенка. Но ни в коем случае педагог не должен настаивать на встрече в домашних условиях. Ини­циативу должны проявить родители. Случится ли это, зависит от умения педагога на первом родитель­ском собрании расположить родителей к общению, убедить их в необходимости и полезности взаимо­действия и первой встречи в домашних условиях.

Совершенно очевидно, что приход педагога в се­мью может быть только по приглашению. Известны классные руководители, которых все родители при­глашают и с удовольствием ждут этой встречи. По­чему? Потому что эти педагоги приносят радость в дом, находят добрые слова о ребенке, рассказывают о его успехах и достижениях, обращаются за сове­том к родителям, выясняют их мнение по той или иной проблеме, которая возникает в обучении и вос­питании гребенка, в работе с коллективом класса.

Так, классный руководитель 5-го класса Н. К. Минаева смогла в течение первых двух меся­цев встретиться со всеми родителями или семьями, установить доброжелательные отношения. Как она рассказывала, после первого собрания педагог по­лучила приглашение в гости только из одной се­мьи. Однако весть о приятной встрече дома быстро разошлась среди детей и родителей. Последовали приглашения от других родителей.

Временные возможности классного руководите­ля весьма ограничены, поэтому общение с родите­лями может осуществляться по телефону. При этом надо договориться об условиях связи, чтобы у обе­их сторон не возникало дополнительных проблем и неудобств.

Многие классные руководителя, учителя исполь­зуют переписку. К сожалению, чаще всего это заме­чания ребенку. Следует отказаться от записей в днев­нике и писем с негативным содержанием. О пробле­мах, трудностях, неудачах ребенка лучше говорить тактично при встрече с родителями, не упрекая, не назидая, а советуясь и принимая совместные реше­ния, как помочь школьнику.

В то же время педагогам следует чаще исполь­зовать дневник для сообщения о достижениях ре­бенка, о его положительных поступках.

Целесообразно посылать родителям благодар­ственные письма: благодарить ребенка за участие в делах, за помощь товарищам, другим людям, ини­циативу и т. д., родителей за содействие и помощь в воспитании ребенка, в делах класса и школы.

Учителя, руководство школы могут также по­сылать информационные письма, в которых сооб­щается о делах школы, класса, о возможностях принять в них участие.

Целесообразны письменные сообщения о новых книгах, спектаклях, фильмах, которые полезно по­смотреть родителям и детям, рекомендации и просьбы по оказанию помощи ребенку в учебе по предмету, предложения по выполнению совместных творческих заданий всей семьей и др.

Сегодня большие возможности для связи предо­ставляет электронная почта.

Индивидуальная консультация — распространен­ная форма взаимодействия с родителями. Она может проводиться по инициативе учителя или по просьбе родителей и успешна при доверии педагогу. Родите­ли же доверяют педагогу, если он участвует в реше­нии проблем ребенка, вместе с ними выясняет их при­чины, ищет пути решения проблем, помогает найти специалистов, которые проведут консультацию.

Приглашение родителей в школу для индивиду­альной беседы или консультации должно быть пись­менным или устным, в тактичной форме, т. к. вы­зов в школу родители воспринимают настороженно. Начинать разговор с родителями целесообразно с рассказа об успехах ребенка, выслушивания ро­дителей и лишь потом обратиться за советом по вопросу, который волнует педагога, ни в коем случае не допуская упреков, назиданий в адрес родителей, не унижая достоинства ребенка.

В каждом реальном случае педагог выбираем разные формы взаимодействия с родителями, учи­тывая их потребности и предложения. Главное — сделать родителей своими союзниками.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 937; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.208.72 (0.008 с.)