Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков




Уроки этого типа предназначаются для оценки результатов учения, уровня усвоения учащимися теоретического материала, системы научных понятий изучаемого курса, сформированности умений и навыков, опыта учебно-познавательной деятельности школьников, установления диагностики уровня обученности учеников и привнесения в технологию обучения тех или иных изменений, коррекции в процессе учения в соответствии с диагностикой состояния обученности детей. Видами урока контроля и коррекции могут быть: устный опрос (фронтальный, индивидуальный, групповой); письменный опрос, диктанты, изложения, решения задач и примеров и т.д.; зачет; зачетная практическая (лабораторная) работа; практикумы; контрольная самостоятельная работа; экзамены и др. Все эти и другие виды уроков проводятся после изучения целых разделов, крупных тем изучаемого предмета. Высшей формой заключительной проверки и оценки знаний учащихся, уровня их обученности является экзамен по курсу в целом. На уроках контроля наиболее ярко проявляется степень готовности учащихся применять свои знания, умения и навыки в познавательно-практической деятельности в различных ситуациях обучения.

После проведения уроков контроля проводится специальный урок по анализу и выявлению типичных ошибок, недостатков в знаниях, умениях и навыках учащихся, в организации их учебно-познавательной деятельности, которые необходимо преодолеть на последующих уроках, вносится необходимая коррекция и в деятельность учащихся, и в деятельность учителя.

Методическая подструктура уроков контроля и коррекции обычно выглядит так; вводная объяснительная часть (инструктаж учителя и психологическая подготовка учащихся к выполнению предстоящей работы — решению задач, написанию сочинения, диктанта, творческой работы и т.п.); основная часть — самостоятельная работа учащихся, оперативный контроль, консультации учителя для поддержания у учащихся спокойствия и уверенности в своих силах и в том, что они делают; заключительная часть — ориентировка учащихся в предстоящем изучении нового раздела, темы курса.

Иногда уроки этого типа включают в себя следующие элементы: организационная часть; объяснение задания учителем; ответы на вопросы учащихся; выполнение учащимися задания; сдача выполненного задания (или проверка его выполнения); задания на дом; окончание урока. Все это еще раз подтверждает положение о том, что методическая подструктура должна быть гибкой, подвижной, вариативной.

Разумеется, в практике работы школы возможны и другие типы и структурные комбинации уроков. В связи с усилением внимания к вопросам активизации познавательной деятельности учащихся, привлечения их к решению поисковых и исследовательских задач в качестве самостоятельного вида урока выдвигается проблемный урок, который в школьной практике приобретает весьма нестандартную структуру. Это — уроки «погружения», уроки творчества, уроки пресс-конференции, уроки-диалоги, уроки-аукционы, межпредметные уроки, уроки взаимного обучения учащихся, уроки — творческие отчеты, уроки-конкурсы и многие другие. Их главная цель — возбуждение и удержание интереса учащихся к учебному труду, достижение которой обычно связывается с той или иной степенью импровизации учителя на уроке. Однако какую бы форму ни приобретали нестандартные уроки в практике работы того или иного учителя, они всегда включают в себя следующие элементы: организация учащихся, их психологическая подготовка к активному включению в предстоящую работу — создание проблемной ситуации; формулировка проблемы, выдвижение гипотезы (предположение о том, каким может быть результат) и вариантов решения; поиск практического решения проблемы; обсуждение результатов; комментарии и обобщения учителя; задания на дом; окончание урока — подведение итогов работы. Все это зависит от частнометодических задач и творчества учителя. Однако всегда любая методическая подструктура любого типа урока должна воплощать в себе актуализацию ранее усвоенных знаний и способов деятельности, формирования новых понятий и способов деятельности и применения знаний, умений, навыков. Кроме того, следует иметь в виду, что перечисленные типы уроков в «чистом» виде редко встречаются в практике работы учителя. Так или иначе функции одного типа урока часто вплетаются в структуру другого типа урока. Разница заключается только в том, что каждый перечисленный тип уроков отличается доминированием определенной функции, например ознакомление и изучение нового материала или контроль и оценка, а остальные функции других типов урока носят вспомогательный характер. Поэтому классификация уроков продолжает оставаться одной из актуальных проблем дидактики. Однако и педагогам-теоретикам, и учителям-практикам не следует забывать о том, что нередко из-за поиска формы обучения и введением в практику калейдоскопа нестандартных уроков в угоду сиюминутному интересу школьников снижается результативность обучения, уровень серьезной познавательной работы; затраты времени на подготовку таких уроков часто несоизмеримы с их результатами (Сарапулов В.А. Дидактика: теория и практика обучения. Чита, 2000. С. ПО).

Подготовка учителя к уроку

Подготовка учителя к уроку состоит из двух органически связанных между собой этапов: планирования системы уроков по теме и конкретизации этого планирования по каждому уроку, осмысления и составление планов отдельных уроков

Тематическое планирование предназначено для определения оптимальных путей реализации образовательной, развивающей и воспитательной функций учебно-воспитательного процесса в системе уроков и внеурочных занятий по данной теме или разделу учебной й программы К этой системе, в зависимости от основной дидактической цели, могут войти как уроки различных типов и видов, так и другие формы организации внеклассной и внеурочной работы учащиесяв.

Успех тематического планирования зависит от того, насколько четко учитель представляет себе, что должны ученики прочно усвоить, с чем познакомиться, что уметь, знать и тд Поэтому тематическое планирование начинается с тщательного изучения учителем учебной программы по предмету, образовательных стандартов, определение основных воспитательных и развивающих задач в рамках учебного предмета в целом и по данной теме, в частности Т олько в результате такой предварительной работы можно понять значение каждого \"рождающегося\" в тематическом плане урока Иначе, вместо системы взаимосвязанных уроков получим случайный \"набор\" урок и"набір" уроків.

Научно обоснованную схему тематического планирования предложил известный российский дидакт МИМахмутов, которая имеет следующий вид [286,147]

Схема тематического планирования

1 Название темы:

1) цель (общая дидактическая) урока или системы уроков;

2) тип урока (уроков);

3) общие методы обучения (репродуктивные или продуктивные);

4) оборудование и основные источники информации;

5) виды контрольных работ на основе системы уроков

2 обновление:

1) опорные знания (понятия и факты) и способы действия;

2) типы самостоятельных работ

3 Формирование новых понятий и способов действия

1) новые понятия и способы действия;

2) главные и второстепенные проблемы и типы самостоятельных работ

4 Применение (формирование умений и навыков):

1) типы самостоятельных работ;

2) между-предметные связи

5 домашних задания:

1) повторение (объем учебного материала);

2) типы самостоятельных работ

Основой тематического планирования в данной схеме служит дидактическая структура урока, компоненты которой содержат элементы знаний (понятий) и способов действий, типа самостоятельных работ, т.е. содержание и методы обучения

Начиная планирования системы уроков очередной темы, учитель должен четко представить которыми опорными знаниями, умениями и навыками уже обладают учащиеся, какие виды следующих связей (предметных, мижпредм Бросим) могут и должны на их основе актуализироваться Только после этого можно разрабатывать конкретные программы работы учащихся по данной теми.

В этих программах учитель четко определяет какими основными знаниями, умениями и навыками должен овладеть ученик при изучении материала по данной теме В программе перечисляются основные понятия и закономерно ости, которые вводятся в данной теме; важнейшие сведения об учебных явления, процессы, события и тд; характеризуются типы задач, которые учащиеся должны научиться решать, а также ожидаемый прирост в зн аннях, умениях и навыках учащихся, что должно произойти в результате изучения темеми.

Учитель планирует также формирование у учащихся умений учебно-исследовательской деятельности, намечает основные задачи воспитания ответственного отношения их к учебному материалу, к тем видам деятельности, я которые будут осуществлять школьники в процессе изучения данной темы.

Именно целеустремленность учителя при осуществлении тематического планирования, конкретизация им ближайших задач обучения и является собственно управлением процессом учебно-познавательной деятельностью учащихся в системе ур лет, основой его творческого подхода к поурочного планирования структуры и содержания будущей деятельности на уроке, к определению системы и последовательности собственных действий и действий учащихся на каждом уроке Только после определения дидактических задач к каждой теме в целом, можно начинать подготовку к каждому конкретному уроку.

В чем же заключается непосредственная подготовка учителя к уроку? поурочное планирование?

Непосредственная подготовка учителя к уроку - это планирование урока, конкретизация тематического планирования в отношении каждого отдельно взятого урока, осмысления и составление плана и конспекта урока после того как определено основное содержание и направленность урока План урока необходим каждому учителю, независимо от его стажа, эрудиции и уровня педагогического мастерства Создается он на основе тематического пла ну, содержания программы, знания учителем учащихся, а также уровня их подготовки В планировании урока и разработке технолога его проведения выделяются две взаимосвязанные части: 1) осмысление цели урока, кожно го его шага, 2) запись в специальной тетради в той или иной форме плана урококу.

Цель урока определяется на основе содержания материала, материальной базы школы и характера деятельности ученика с учебным материалом, которую можно организовать в данной учебной ситуации На этом этапе и подготовки урока учитель на основе мыслительного эксперимента осуществляет прогнозирование будущего урока, \"прокручивает\" его в мысли, разрабатывает своеобразный сценарий собственных действий и действий учащихся в их единстве и ли е после определения основного содержания и направления собственной деятельности и деятельности учащихся, учитель подбирает необходимый и достаточный материал, который должны усвоить учащиеся, намечает последовательность введения в в бег тех или иных понятий, которые будут изучаться на уроке подбирает выразительный материал, побуждать к активной мыслительной деятельности учащихся, намечает ориентиры в виде обобщенных вопросов, проб лемних задач и иавдань та ін.

В процессе подготовки урока внимание учителя должна быть привлечена к педагогическому предвидения, прогнозирования возможного поворота мысли учащихся при решении конкретных учебных задач Подготовка уч читель к уроку охватывает, таким образом, не только тщательный анализ учебного материала, его структурирование в соответствии с этапами его изучения, но и возможные вопросы, ответы, суждения самих уч нов Чем тщательнее будет осуществлен такой анализ, тем меньше вероятность встретиться с совершенно неожиданными ситуациями в процессе проведения урокку.

После тщательного анализа, обдумывания композиций урока учитель осуществляет запись плана-конспекта урока Опытные учителя ограничиваются короткими записями, начинающим стоит писать более развернутые планы-к конспекты уроку.

План урока - это начало творческого поиска, средство эффективности урока, реализация замысла учителя, грунт вдохновения и талантливой импровизации В нем отображается тема урока, класс, в котором он проводится цель урока с конкретизацией его дидактических задач, короткий содержание материала, изучаемого на уроке, определяются формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся методы, средства обучения, система заданий, в процессе выполнения которых будет осуществляться актуализация ранее усвоенных знаний и способов деятельности, формирование новых научных понятий и способов деятельности и их использования в различных ситуациях нав обучения контроль и коррекция учебной деятельности учащихся в их поступательном движении от незнания к знанию, от неумения к умению осуществлять необходимые практические познавательные действия в процессе реализации задач урока

В плане урока уточняется его структура, определяется ориентировочная мера времени на различные виды деятельности, предусматриваются меры проверки успеваемости школьников, конкретизируются их фамилии, кого планирует ется опросить, проверить тощ.

Успех урока зависит не только от исполнительной подготовки к нему учителя, но и от подготовки самих учащихся к работе на уроке, от того психологического настроя, с которым они приходят на урок Подготовка а учеников к следующему уроку в системе уроков предусматривает:

ь и несложных опытов, которые могут способствовать изучению нового материала.

Можно рекомендовать следующую схему плана-конспекта урока:

Схема плана-конспекта урока

1 Тема программы

2 Тема урока

3 Цель урока:

4 Задание: а) образовательные б) воспитательные в) развивающие

5 Тип урока

6 изд урока

7 Методы: а) обучение б) преподавание

8 Материально-техническое и дидактическое оснащение урока: 1) Оборудование 2) Приборы 3) Инструмент (рабочий, измерительный) 4) Эталоны 5) Заготовки, материалы 6) Наглядные пособия 7) Дидактический материал 8) технических средств обучениянавчання.

9 между-предметные связи

10 перед методы работы

11 Литература

Ход урока по этапам

1 Актуализация опорных знаний и мотивационных состояний

1) Задача этапа

2) Состав опорных задач

3) Состав опорных умений

4) Формирование мотивов, интереса, эмоционального настроя

2 Формирование новых знаний и способов деятельности

1) Задача этапа

2) Введение новых понятий

3) Ожидаемый прирост знаний, умений

4) Способы побуждения

3 Формирование новых умений и навыков

1) Задача этапа

2) Состав формируемых и развивающих умений

3) Самостоятельная работа

4) Текущий инструктаж (индивидуальный, коллективный)

4 Домашнее задание

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.63 (0.032 с.)