Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные направления зарубежной социологии конца 20 начала 21 векаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
На протяжении ХХ столетия социология Запада перетерпела весьма существенные изменения и ныне представляет собой чрезвычайно сложную систему идей, гипотез, концепций, теорий, методов исследования и способов описания разнообразных социальных реалий. При этом практически все лидеры и представители современной западной социологии довольно активно использовали и используют идеи и концепции социологов классического периода. Интеллектуальное содержание классики социологии используются по преимуществу двояким образом: как определенный банк идей, обладающий самостоятельной ценностью, и как идеи, которые включаются в качестве активного элемента в различные разновидности современной западной социологии.
наиболее явном выражении эмпирическая социология формировалась как естественнонаучная ориентация в структуре социологического знания. Именно поэтому она адаптировала следующие ценные для социологии постулаты позитивистского типа: социальные явления подчиняются законам, в конечном счете, общим для природной и социально - исторической действительности; методы социологических исследований должны быть такими же точными, строгими и объективными, как методы естествознания; социология должна быть свободной от ценностных суждений идеологического типа. Кроме того, эмпирическая школа в социологии сформулировала довольно жесткие принципы, которые можно свести к следующему: истинность научных познаний социальных явлений должна устанавливаться лишь на основе эмпирических процедур, то есть на основе социального эксперимента или практики; все социальные явления должны быть квантифицированы, то есть должны быть выражены через эмпирически полученные статистические распределения, каждое явление должно иметь свою “долю”, свой “вес” среди многообразия социальных явлений; “субъективные аспекты” поведения можно исследовать только через открытое, наблюдаемое поведение. представители чикагской школы (Р. Парк, У. Томас, А.Смолл, Э.Беджесс, У.Ф. Огборн, Ф. Знанецкий и др.). Роберт Парк (1864-1944 гг.) известен как один из основателей разработки качественных методов в американской социологии. Его профессиональное становление во многом определили идеи Г.Спенсера и Ч.Кули; на их основании он предложил оригинальный подход к исследованию социальной системы, в границах которого, с одной стороны, учитывалась специфика объекта анализа - общества, с другой - общество рассматривалась в качестве элемента единого экокомплекса. Экологический принцип явился источником значительного углубления возможностей качественного анализа в социологии и стал одним из господствующих в Чикагском университете в 20 гг. XX века.
Структурно - функциональная теория, или структурно - функциональный анализ, именуемый для краткости функциональным подходом, - одно из наиболее важных и сложных направлений современно социологической мысли. Для него характерно сознательное стремление построить законченную систему социального действия как наиболее полную систему объяснения эмпирических фактов социальной действительности (при этом формулируется и определенная концепция самой теории). Основоположником структурно - функционального анализа принято считать американского социолога Толкотта Парсонса (1902 -1979 гг.) и его соотечественника Роберта Мертона (род. 1910 г.). Именно Т. Парсонс в работах “Структура социального действия” (1937 г.), “Социальная система” (1951 г.), “Социальная система и эволюция теории действия” (1977 г.) и до., а также Р. Мертон в исследованиях “Социальная теория и социальная структура” (1957 г.), “Подходы к изучению социальной структуры” (1975 г) разработали его основные методологические принципы. Двумя наиболее важными функциями научной теории являются описание и анализ. Они неразрывно связаны, ибо точный анализ становится только тогда, когда существенные факты описываются в тщательно систематизированной и упорядоченной манере. Функции обобщенной концептуальной схемы выражаются в двух основных типах. Первый из них, система координат, это наиболее общая конструкция категорий, благодаря которой эмпирическая научная работа приобретает смысл. Второй - это уровень структуры системы как таковой, показывающий, что явления, из которых состоит система, внутренне взаимосвязаны на структурном уровне. Структура представляет собой “статический” аспект описания системы. Со структурной точки зрения систему образуют элементы и подсистемы, существующие независимо друг от друга, и их структурные взаимоотношения.
Современная теория социального конфликта возникла как реакция на широкое распространение социологии позитивизма, ее теоретической основы - структурно - функционального анализа. Некоторая односторонность методологических посылок функционального подхода, особенно таких, как постулирование стабильности, устойчивости, гармонии, порядка в обществе, универсального функционализма, функциональной неотъемлемости всех компонентов социума, - вступала в заметное противоречие с иным подходом к социальной действительности, инициированным, в частности, общественной практикой 50-60 гг., социальными конфликтами этого периода. Многие социологи Запада поставили вопрос о том, что наряду с порядком в обществе существует и беспорядок, стабильность, устойчивость, гармония сопровождаются конфликтностью, борьбой противостоящих социальных групп, организаций, личностей. Выступившие с критикой методологической односторонности теории структурно - функционального анализа социологи опирались на классическое социально - философское и социологическое наследие К. Маркса, Л. Гумпловича, Г. Зиммеля, содержащие хорошо разработанные принципы, методологические основы теории конфликта. Льюис Козер (1913 – 1967 гг.) является одним из разработчиков теории конфликта. По Козеру, социальный конфликт есть неотъемлемый атрибут социальных отношений. В его изложении любая социальная система предполагает определенное размещение власти, богатства и позиций статуса среди индивидов и общественных групп. Никогда не существует полного согласия или соответствия между тем, что отдельные лица или группы считают причитающимся им по справедливости, и тем, чем они фактически располагают, владеют вследствие существующей системы распределения. Конфликт проистекает из попыток различных социальных групп и индивидов увеличить их собственную долю вознаграждения. Происходящая в обществе борьба интересов по проблемам перераспределения средств производства, общественного продукта, доли, получаемой от этого продукта выполняет целый ряд позитивных функций. К позитивным функциям социального конфликта Козер относит “коммуникативно-информационную” и “связующие” функции. В результате взаимных столкновений люди могут проверять, лучше узнавать друг друга и вследствие этого сближаться в рамках какой-то общности. По мнению Козера, взаимная информация, зондирование, взаимное узнавание друг о друге содействуют замене ранее враждебного взаимодействия дружественным. Но здесь Козеру можно противопоставить то, что дополнительная информация может пролить свет на несовместимость позиций, еще сильнее обнажить непримиримость интересов, что еще больше обострит конфликт. Большое значение Козер придает такой функции социального конфликта, как созидание и конструирование общественного объединения. Он считает, что противоборство как с внешними, так и с внутренними врагами помогает поддерживать сплоченность группы. Если такового нет, то его надо провоцировать.
Исследование проблем технократизма занимало и занимает существенное место в западной социологии. Глубокая теоретико - методологическая проработка вопросов, связанных с разнообразием форм проявления технократического сознания, его типов и носителей, позволяет раскрыть специфику этого противоречивого феномена современной цивилизации, показать его эволюцию и тенденции его развития. Сам термин “технократизм” в буквальном переводе с греческого означает власть ремесла, искусства. В ХХ в. понятием технократия нередко обозначали слой научно - технических специалистов, обладающих соответствующими знаниями для эффективного управления системами высокоразвитого общества. Социология технократизма является детищем техногенной цивилизации. Главными ценностями этого подхода выступают следующие: основанная на фундаменте научных законов особая роль технократического стиля мышления; приоритетная роль, отводимая технике, научно - техническому фактору в целом, трактовка научно - технических инноваций как стимула и движущей силы развития общества; рассмотрение научно - технической элиты специалистов как такой социальной группы, от которой напрямую зависит течение научно - технического и социального прогресса.
Большое воздействие на развитие ряда разделов современной социологии оказала так называемая феноменологическая социология, оригинальная версия которой была разработана австрийским философом и социологом Альфредом Шюцем (1899 - 1959 гг.) в работе “Фенеменология социального мира” (1932 г.). Шюц утверждал, что наше знание о мире являет собой определенный набор типологических конструкций, которые направляют и определяют наше понимание социальных ситуаций, а также других индивидов, ибо позволяют делать заключения относительно неизвестных нам мотиваций этих других. В соответствии с представлениями о том, что же “в действительности происходит”, мы подыскиваем, по Шюцу, наиболее приемлемые из доступных нам рецептов достижения стоящих перед нами целей.
Достаточно ярким выражением синтеза философии и психологии бихевиоризма, с одной стороны, и социологии, с другой, является теория социального обмена, большой вклад в разработку которой внесли Д. Хоманс (род. 1910 г.) и П. Блау (род. 1918 г.). Теория социального обмена постулирует, что при рассмотрении ассоциаций, включающих “явный или скрытый, выгодный или дорогостоящий обмен деятельностью, используется элементарная экономическая модель. По сути социальная жизнь это своеобразный “базар”, где “актеры” (деятели) торгуются между собой с целью извлечения наибольшей выгоды
Под социометрией (микросоциологией) принято понимать теоретическое и прикладное направление социологической науки, изучающее социальные и психологические взаимоотношения личностей в малых группах. Возникновение социометрии правомерно связывается с использованием специфических приемов изучения группового поведения людей в деятельности эмигрировавшего из Румынии в США ученика З. Фрейда, психиатра и социолога Джекоба Морено (1892 - 1974 гг.). Сам Морено определял созданную им дисциплину следующим образом: “математическое изучение психологических свойств населения, экспериментальная техника и результаты, полученные при применении количественного и качественного метода”, отмечая при этом, что “социометрия изучает индивидуумов именно в тот момент, когда они спокойно вступают во взаимные отношения, ведущие к образованию группы”. Важной идеей было положение о том, что помимо внешней структуры каждая группа имеет в своей основе невидимую, неофициальную структуру, которая, однако, более реальна, нежели структура официальная (формальная). Следовательно, социальные процессы, происходящие в группе и обществе, могут быть правильно поняты лишь с учетом существования макро и микроструктур. Под микроструктурой Морено понимал совокупность психических отношений людей, их желаний, чувств, представлений и т.д., а под макроструктурой - пространственное взаимоположение и взаимоотношение людей при выполнении ими производственных функций.
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 1324; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.130.151 (0.012 с.) |