Развитие городов с экологической точки зрения



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие городов с экологической точки зрения



Считается, что человечество столкнулось с ухудшением экологической ситуации в городах лишь в последние десятилетия, явившегося результатом бурного развития промышленного производства. Но это всего лишь заблуждение. Проблемы экологии, связанные с взаимодействием городов и окружающей среды, так же стары, как и сами города.

С экологической точки зрения история каждого современного города подразделяется на три стадии. Границы между уровнями экологического развития, как правило, устанавливаются в результате изменений в социально-политической и экономической жизни общества. На первой стадии город вписывается в природный ландшафт. При этом земельные участки «обрабатываются» длительное время по сельскому типу; количество неорганических отходов невелико; энергия, необходимая для жизнедеятельности города, используется без ущерба для природы; антропогенные загрязнения воздуха практически отсутствуют.

Города древнего мира отличались большой скученностью населения. В Риме плотность населения в I-II вв. достигала 1500 человек на 1 гектар (для сравнения скажем, что в центре современного Нью-Йорка живет не более 1 тыс. человек на гектар). Ширина улиц в Риме не превышала 1,5-4 метров. Санитарное благоустройство городов имело чрезвычайно низкий уровень. Все это приводило к частым вспышкам эпидемий.

Сейчас трудно представить, как древние города с их многочисленным населением могло обходиться без общественного транспорта, без уличного освещения, без канализации и других элементов городского благоустройства. Не случайно именно в те времена у многих философов стали возникать сомнения относительно целесообразности существования больших городов. Аристотель, Платон, позднее Витрувий неоднократно выступали с трактатами, в которых рассматривались вопросы оптимальных размеров поселений и их устройства, проблемы планировки, строительного искусства, архитектуры и даже условия взаимосвязи с окружающей природной средой.

Средневековые города уже значительно уступали по размерам своим классическим собратьям и редко насчитывали более нескольких десятков тысяч жителей. Так, в XIV в. население наиболее крупных европейских городов — Лондона и Парижа составляло соответственно 100 и 30 тыс. жителей. Однако экологические проблемы города не стали менее острыми. По-прежнему главным неразрешимым вопросом оставались эпидемии.

Вторая стадия характеризуется развитием крупных путей сообщения – сухопутных, морских и речных. В эпоху промышленной революции стремительно растущие города быстро превзошли по численности населения своих предшественников. В 1850 г. миллионный рубеж по численности населения перешагнул Лондон, затем, Париж. К началу XX в. в мире было уже 12 городов – «миллионеров» (в том числе два в России). Мегаполисы получают возможность расти быстрее, чем это позволяют местные условия. Начинается прямое разрушение природы и частичное преобладание города над природой.

Как самое грозное проявление дисгармонии человека и природы начались одна за другой вспышки эпидемий холеры, дизентерии, брюшного тифа. Реки в городах были чудовищно загрязнены. Темзу в Лондоне стали называть «черной рекой».

Третья стадия (научно-техническая революция) обозначилась в середине XX в. Это не только огромные успехи науки и техники, но и стремительный рост числа крупных городов и населения, нерегулируемый рост городских антропогенных ландшафтов как итог увеличения промышленного производства и железнодорожного транспорта.

Такая активная деятельность человека, конечно, не проходит для природы бесследно, потому, что природные ресурсы, необходимые для ускорения научно-технического прогресса, черпаются непосредственно из биосферы. Формируется собственная, присущая только городу окружающая среда. Для получения энергии используется уголь и электричество, реки превращаются в сточные канавы, городские земли – в свалки и пустыри. Происходит уничтожение природных ландшафтов в черте города и пригородах (засыпка болот, застройка ценных с/х угодий, вырубка лесов, засорение малых рек). Влияние городов на природную среду простирается на десятки и сотни километров. Люди, живущие в черте города, дышат отравленным воздухом, пьют загрязненную воду, едят «нашпигованные» химией продукты.

Город потребляет большое количество воды, лишь незначительную часть которой человек использует непосредственно для своих нужд. Основную часть воды тратят на производственные нужды. Личное водопотребление в городах составляет от 150 до 500 л в сутки, а с учетом промышленности на одного горожанина приходится до 1000 л в сутки.

Загрязнение воды. Использованная городская вода насыщена тяжелыми металлами, остатками нефтепродуктов, фенолами и т. д. Сейчас очень острой является проблема очистки воды. Объем сточных вод в мире в наши дни составляет 450 км куб. в год, и большую часть этого объема дают города, очищают же не более 50 % его. Это всего лишь одна сторона экологических проблем большого города.

Другая заключается в том, что, помимо загрязнения воды, потребления природных ресурсов и энергии, современный город с миллионным населением дает огромное количество твердых отходов. Такой мегаполис ежегодно выбрасывает в атмосферу не менее 15 млн. т. вредных веществ, не безразличных для здоровья человека и окружающей его среды. Количество отходов возрастает соответственно во столько раз, во сколько население превышает 1 миллион. По масштабам воздействия на атмосферу современный город можно сравнить с вулканом. Проблема переработки производимых городом твердых бытовых и промышленных отходов до сих пор не разрешена. Обычный метод сбора городских отходов на свалках не является решением проблемы, так как отходов производится все больше, а места, где их можно складировать, становится все меньше. Ежегодно такие полигоны занимают в пригородах Москвы не менее 25 га земли.

В чем особенности нынешних экологических проблем больших городов? Прежде всего – это влияние многочисленности источников воздействия на окружающую среду и их масштабность. Промышленность и транспорт (то есть сотни крупных предприятий, миллионы транспортных средств) становятся основными виновниками загрязнения окружающей городской среды. Изменился в наше время и характер отходов. Раньше практически весь мусор был естественного происхождения (кости, шерсть, дерево, бумага, навоз и др.), и он легко включался в круговорот природы. Сейчас значительная часть отходов составляют синтетические вещества. Их минерализация в естественных условиях практически невозможна. Так, например, бумага разлагается 2-10 лет; полиэтиленовый пакет – 200 лет; пластмасса – 500 лет. Таким образом, проблема уничтожения и переработки отходов является весьма актуальной.

Шумовое загрязнение, наряду с перечисленными выше, также является актуальной для города проблемой. Оно приводит к повышенным нервным и психическим нагрузкам на городского жителя. От чрезмерных шумовых воздействий страдает не только человек, но и зависит растительный, и животный мир. Шумовое загрязнение города складывается из многих факторов: грохота железных дорог, шума заводских цехов, рокота строительной техники и т. д. Под оптимальным шумовым фоном понимают энергию шума 20 децибел (Дб). Городской шум составляет в среднем уровень 30-40 Дб. За последние 10 лет шумовой уровень в крупных городах поднялся на 5-8 Дб.

В результате для жителей крупных городов все это оборачивается большим перенапряжением нервной системы. Горожане быстро утомляются, подвержены различным заболеваниям и неврозам, страдают повышенной раздражительностью. Хронически плохое самочувствие значительной части городских жителей в некоторых Западных странах считают специфическим заболеванием. Оно получило название «урбанит».

Таким образом, главная особенность экосистемы города состоит в том, что в нем невозможно экологическое равновесие. Все процессы регулирования потоков веществ и энергии человеку приходится брать на себя. Человек должен регулировать как потребление городом энергии и ресурсов – сырья для промышленности и пищи для людей, так и количество ядовитых отходов, поступающих в биосферу в результате деятельности промышленности и автотранспорта. Наконец, должны регулироваться и размеры этих экосистем, которые, как уже отмечалось выше, распространяются, занимая все новые территории. В результате уменьшается площадь пригородных сельскохозяйственных угодий, санитарно-защитных зеленых городских зон.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.122.9 (0.01 с.)