Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие города с экологической точки зренияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Согласно мнению учёных-экологов история Краснодара подразделяется на три стадии. Первая стадия развития Краснодара (1793-1867 гг.): от основания города до окончания Кавказской войны и перехода в гражданское управление – болотистая пойма, тяжелый глинистый грунт на террасе, почти не пропускавший дождевую воду. В результате широкое распространение среди жителей получила лихорадка. В 1815 году город из военных соображений был окопан рвом, но ощутимого эффекта при отсутствии регулярного надсмотра не произошло. Эти недостатки можно было исправить достаточно простыми мерами благоустройства, естественный характер которых обеспечил бы природное равновесие без негативных экологических последствий. Однако благоустроительные работы проводились редко и не давали нужного результата. Все это создало малопригодную для обитания среду. На первой стадии своего развития Краснодар с экологической точки зрения представлял собой скорее село, чем город, не вторгался глубоко в экологическую ткань ландшафта. Архитектурный городской ландшафт также отражал условия природного ландшафта. Кстати, такая связь прослеживается почти для всех городов этой стадии, она выражается типом природных строительных материалов. Примерами являются деревянное зодчество Древней Руси, глинобитные строения пустынь. Кроме того, различным стадиям развития одного города присущи также свои пространственные закономерности, этажность, планировка улиц и т.д. Типичным для первой стадии существования Екатеринодара были одноэтажные низенькие камышево - глиняные мазанки, иногда вообще без фундамента. В общем-то, основатели Екатеринодара справились со своей задачей удовлетворительно. На момент основания города реальную экологическую угрозу представляли только заболоченность и связанный с ней микроклимат. Угроза землетрясения на Кубани связана с приуроченностью к очагам Крымско-Кавказкой сейсмической зоны, простирающейся на дне Черного моря. Так, например, в 1926 году в Краснодаре было зафиксировано землетрясение в 6 баллов, синхронное знаменитому Крымскому землетрясению. В 1867 году 6 июля Екатеринодар был официально переименован в город, переведя жителей в сословие мещан, желавшим остаться в казачьем звании было предложено переселиться в станицы. Административная власть перешла к выборному голове. Именно с этого времени и до 1917 г. длился второй этап развития Краснодара с экологической точки зрения. Этот этап характеризуется увеличением населения города и бурным ростом промышленности, сопровождаемый загрязнением окружающей природной среды. Город получает возможность расти быстрее, чем позволяют местные условия, осваиваются и застраиваются новые территории. Краснодар развивается вширь, сначала на север, а затем в основном в восточном направлении- через Карасун на Дубинку. Это привело к уничтожению речки Карасун, вырубки леса в районе Дубинки. Вдоль р. Кубань и в предместьях возникли заводы, отравляющие ее своими отходами. По реке к морю открылась пароходная навигация, построена железная дорога Тихорецк – Екатеринодар - Новороссийск, учреждена должность городского архитектора. С ростом промышленности обозначилось и промышленное загрязнение окружающей природной среды. Объем выбросов и отходов был еще не столь велик, и природа успевала восстанавливать саму себя. Начал оформляться архитектурный ландшафт города: по улице Красной и близ нее поднялось несколько десятков прекрасных зданий в 3-4 этажа. К этому же периоду относится сооружение главных каменных церквей и соборов Екатеринодара. Однако общая картина города, в котором преобладали хаты и землянки, отсутствовала канализация, тротуары и мостовые, оставалась неприглядной. В начале XX в. Екатеринодар с экологической точки зрения постепенно превратился в настоящий город, одновременно сохранив многие черты своего предыдущего «сельского» облика. Третий этап развития города, его ландшафтов и экологических проблем начался с 1917 года и продолжается до сих пор. Город продолжал расширяться на восток, где Дубинка в середине века слилась со ст. Пашковской, и на север, где возникли поселения свинячего хутора и Черноморки. В черте города находилось пять официальных свалок, которые располагались вблизи жилья, не отвечающему минимальным санитарным требованиям. Кроме того, незаконными мусоросборниками был покрыт весь берег Кубани. В конце 40-50 гг. эти свалки просто разровняли и возвели на них дома, об экологических последствиях мало кто задумывался. Самой характерной особенностью этой стадии являлось форсированное развитие промышленности, которое привело к резкому увеличению выбросов загрязняющих веществ. В этот период проблема загрязнения среды и особенно атмосферного воздуха стала очень острой, очистные сооружения и фильтры на предприятиях не ставились. Появились новые ранее неведомые загрязнители природной среды: радиоактивные отходы, высокочастотные электромагнитные излучения. Резко возросло негативное влияние шума, вибрации и теплового загрязнения. В конечном итоге растет число заболеваний, городская среда становится непригодной для нормального существования. Кроме того, городская экосистема, как правило, разделяется на центральную, плотно застроенную часть и периферию, то есть теневую, или внешнюю зону, охватывающую кроме окраины самого города. А также на его пригородную зону, отличающуюся по объему и по характеру загрязнения наличием «колец» и «полос» (румбов) концентрации загрязнителей, совпадающих с направлением транспортных магистральных улиц и наиболее устойчивых перемещений воздушных масс. В составе загрязнителей центральной части кубанских городов преобладают пыль, углеводы, химическое, тепловое, шумовое, электромагнитное загрязнение. На окраинах – загрязнения тяжелыми металлами, твердыми отходами производства и потребления, промышленными стоками. Сюда же достаточно широко проникают основные загрязнители агрокомплекса гербициды, пестициды и т.п. Все это результат игнорирования ландшафтно-экологических законов. Устойчивое развитие города возможно только при сокращении энергопотребления и уменьшении отходов. Основой планирования устойчивого развития служит оценка воздействия на окружающую среду с учетом специфики городских условий: отличие городских зданий от сельских, обилие синтетических материалов, загрязнение атмосферного воздуха, экранированность электромагнитного поля от электрических и электробытовых приборов. К тому же, чтобы город сделать устойчивым, надо сдержать его расползание. Но в устоявшихся границах строительство отдельных разбросанных среди ландшафта домов - самый расточительный путь с точки зрения рационального использования земли. Русло больших и малых рек в городе представляют лучшие возможности для расширения бульварно-парковой зоны, а кроме того, они играют роль «каналов проветривания». Необходимо разработать генплан развития города на основе научного ландшафтно-экологического подхода и восстановить гидросистему Карасуна, что также снизит уровень грунтовых вод и борьбу с подтоплением в городе. Сейчас структура Краснодара сложна и разнообразна. На территории Краснодара расположено много промышленных объектов, в том числе немало предприятий повышенного экологического риска (ТЭЦ, «Краснодарэконефть», «Масложиркомбинат», Краснодарское локомотивное депо и др.), тысячи крупных жилых домов, работают ТЭЦ, тепловые станции, местные котельные. Действует разветвленная сеть городского транспорта: протяженность автобусных, троллейбусных, трамвайных линий составляет сотни километров. Под городом отмечается густое переплетение магистралей водо-, тепло-, электроснабжения, канализации, радио- и телефонных кабелей. Ливневой канализацией обеспечено не более 40% территорий города, состояние ее весьма плохое. Из 610 км общей канализационной сети почти все находятся в плохом состоянии, а 35 км - в аварийном, причем в самом центре города (улицы им. Головатого и Буденного). Такая гиперконцентрация сооружений и городских служб неизбежно ведет к нарушениям устойчивости в геологической среде. Меняется плотность, структура грунтов, происходит неравномерное оседание отдельных участков поверхности земли, образуются глубокие провалы, оползни, подтопления. А это в свою очередь вызывает преждевременное разрушение зданий и подземных коммуникаций. Создаются чрезвычайные, нередко опасные для жизни людей ситуации. Городскому хозяйству наносится огромный ущерб. Установлено, что почти половина территории Краснодара находится в зоне геологического риска. Чистота атмосферного воздуха над территорией города гораздо более зависит от количества и качества городских зеленых насаждений и водных объектов, нежели от числа промышленных предприятий, характера застройки и других факторов антропогенного ландшафта. А состояние растительности во многом определяется состоянием почв.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.161.199 (0.007 с.) |