Техногенные экологические катастрофы и их последствия.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Техногенные экологические катастрофы и их последствия.



 

Техногенная экологическая катастрофа — это авария технического устройства (атомной электростанции, танкера и т. д.), приведшая к весьма неблагоприятным изменениям в окружающей природной среде и, как правило, массовой гибе­ли живых организмов и экономическому ущербу (Реймерс, 1990). Аварии и катастрофы возникают внезапно, имеют ло­кальный характер, в то же время экологические последствия

их могут распространяться на весьма значительные расстоя­ния.

Как показывает опыт, техногенные экологические катаст­рофы возможны даже в странах с высокими технологическими стандартами и возникновение их обусловлено комплексом различных причин: нарушением техники безопасности, ошибка­ми людей, либо их бездействием, различными поломками, влиянием стихийных бедствий и т. д. Наибольшую экологи­ческую опасность представляют катастрофы на радиационных объектах (атомные электростанции, предприятия по перера­ботке ядерного топлива, урановые рудники и др.), химиче­ских предприятиях, нефте- и газопроводах, транспортных сис­темах (морской и железнодорожный транспорт и др.), плоти­нах водохранилищ и т. д.

Самая крупная в истории человечества катастрофа техно­генного характера, приведшая к трагическим последствиям, произошла 26 апреля 1986 г. на четвертом энергоблоке Чер­нобыльской АЭС ни Украине. От острой лучевой болезни по­гибли 29 человек, эвакуировано более 120 тыс. человек, об­щее число пострадавших превысило 9 млн человек. Следы чернобыльского «события» в генном аппарате человечества, по свидетельству медиков, исчезнут лишь через 40 (сорок) поколений. " "*—--

25 апреля 1986 г. на Чернобыльской АЭС готовились ос­тановить четвертый энергоблок на «планово-предупредитель­ный» ремонт. Во время остановки блока предполагалось про­вести испытания с полностью отключенной защитой реактора в режиме полного обесточивания оборудования АЭС. Это бы­ло большим риском, могущим вызвать непредсказуемые по­следствия.

Сыграло свою роль и то, что в период испытаний была отключена система аварийного охлаждения реактора (САОР). Это и многочисленные ошибки персонала и руководства АЭС создали в Чернобыле аварийную ситуацию, приведшую к страшным последствиям. К тому же на АЭС были сооруже­ны реакторы типа РБМК (реактор большой мощности каналь­ный) без надежной системы защиты рабочей зоны в случае

аварии.

Общая площадь радиоактивного загрязнения по изолинии0,2 мР/ч составила уже в первые дни аварии около 200 тыс. км2, охватив многие районы Украины, Белоруссии, а также Брянскую, Калужскую, Тульскую и другие области Россий­ской Федерации.

Заметные выпадения радионуклидов с периодом полурас­пада от 11 (криптон-85) до 24 100 часов (плутоний-239) достиг­ли Болгарии, Польши, Румынии, ФРГ и других стран. Макси­мальная величина загрязнения по цезию-137 в этих странах дос­тигала 1 Ки/км2.

По мнению американских ученых Э. Теллера, Л. Вуда и др. (1996), несмотря на длительный срок после аварии, черно­быльский синдром по-прежнему блокирует позитивное воспри­ятие атомной энергетики широкой общественностью высоко­развитых стран. Поэтому ими предложен «очевидно» безопас­ный для всех проект подземной атомной станции мощностью 1 ГВт, работающей в автоматическом режиме без участия че­ловека на глубине более 100 м. Конструкция ядерного реактора такова, что позволяет использовать низкообогащенное ядерное топливо, которое никогда не должно извлекаться.

Тем не менее обеспечение безопасности ядерных источни­ков энергии продолжает оставаться актуальнейшей проблемой и может быть решена только совместными усилиями всего ми­рового сообщества. В России к 2005 г. планируется вывести из эксплуатации все ядерные реакторы АЭС первого поколения и частично — второго. Вместо них будут построены новейшие модификации реакторов на легкой воде и на быстрых нейтронах (типа БН).

До Чернобыльской аварии в 1986 г. самой тяжелой в ядерной энергетике считалась авария в 1979 г. на американской АЭС Тримайл-Айленд близ г. Гаррисберга (штат Пенсильвания).

Сохранившаяся защитная оболочка реактора предотвратила весьма тяжелые экологические последствия от этой аварии. Тем не менее населению и окружающей природной среде был нанесен серьезный экологический вред. Из 30-километровой зоны бедствия было эвакуировано все население.

Крупная авария произошла 29 сентября 1957 г. в Челябин­ской области близ г. Кыштыма на оборонном предприятии, которое было построено сразу после войны для создания атом- . ного оружия. По сообщению В. Е. Соколова (1993), взрыв произошел в бетонных емкостях для жидких отходов, что привело к выбросу радиоактивных продуктов деления в атмосферу и последующему их рассеянию и осаждению на площади более 15 тыс. км2. Выброс составил 2 млн 100 тыс. Ки (при аварии на Чернобыльской АЭС было выброшено 50 млн Ки).

К изучению и решению проблем, связанных с аварийным выбросом, были привлечены крупные научные силы (академи­ки В. М. Клечковский, Н. П. Дубинин и др.). При изучении последствий аварии в Челябинской области были заложены ос­новы практической радиоэкологии. Детально исследовались за­кономерности поведения стронция-90 в сельскохозяйственных, лесных и водных экосистемах, а также в пищевых цепях чело­века и на их основе разрабатывались практические рекоменда­ции.

Очень опасны и тяжелы по своим экологическим послед­ствиям крупные аварии и катастрофы на химических объектах. В этих случаях происходит заражение отравляющими вещест­вами всего приземного слоя атмосферы, водных источников, почв и т. д. При высоких концентрациях отравляющих веществ наблюдается массовое поражение людей и животных.

В качестве примера рассмотрим последствия одной из наи­более трагичных экологических катастроф, происшедшей на химически опасном объекте в Бхопале (Индия). Здесь 3 де­кабря 1984 г. на фабрике по производству пестицидов, при­надлежащей американской компании «Юнион Карбайд», про­изошла утечка из стальных цистерн весьма ядовитой смеси фосгена и метилизоцианата в количестве более 30 т. В ре­зультате аварии погибли 3 тыс. человек, около 20 тыс. ослеи-ли и у 200 тыс. человек отмечались серьезные поражения го­ловного мозга, параличи и т. д. У потомства, появившегося на свет после катастрофы, наблюдались множественные слу­чаи уродства. Катастрофа произошла из-за грубого наруше­ния техники безопасности, ее усугубила необученность пер­сонала действиям в аварийных ситуациях.

Широкую известность получила экологическая катастрофа на химическом производстве в г. Севезо (Италия). 10 июля 1976 г. из-за допущеной персоналом ошибки произошла утеч­ка около 2,5 кг сверхтоксичного вещества диоксина (тетрахлор- . дибензодиоксина),.обладающего, как известно, канцерогенным тератогенным (патологическое действие на новорожденных) и мутагенным действием. После описанной катастрофы диоксин нередко стали называть также и Севезо-Д. В результате аварии у нескольких сотен людей развилось тяжелое кожное заболе­вание — хлоракне, десятки тысяч отравившихся животных бы­ли забиты. По оценкам специалистов-экологов, действие диок­сина будет проявляться еще в течение двух-трех десятилетий, поскольку это вещество способно длительно сохранять свою токсичность.

Примером экологических катастроф, связанных с морск ми транспортными системами, является разлив более 16 тыс. т мазута с танкера «Глобе Асими», происшедший в порту Клай­педа 21 ноября 1971 г.

Разлив мазута отрицательно отразился на экосистеме зали­ва Балтийского моря. Резко уменьшилась численность фито­планктона и его видовое разнообразие, было нарушено естественное воспроизводство, загрязнены миграционные пути и т. д. В мире известны и другие крупнейшие катастрофы мор­ских судов, вызвавшие нефтяное загрязнение Мирового океа­на. Так, в результате катастрофы танкера «Эксон Валдие» (1989) в воду вылилось 50 тыс. т нефти; в августе 1983 г. недалёко от Атлантического побережья загорелся и затонул танкер «Касти-ло де Бельвер», в океане оказалось 250 тыс. т нефти; неподале­ку от французского порта Бордо в марте 1978 г. затонул супер­танкер «Амоко Надис», пролилось 230 тыс. т сырой нефти, об­разовав на поверхности воды самое большое нефтяное пятно в истории судоходства, погибли сотни тысяч морских птиц и дру­гих животных.

В нашей стране, несмотря на существенное снижение объ­емов и темпов производства в последние годы, наметилась ус­тойчивая тенденция роста числа техногенных аварий и катаст­роф. Так, только в 1993 г. на территории России произошли 134 аварии и катастрофы с экологическими последствиями, в которых погибли 1050 человек (Государственный доклад..., 1994). В основном это аварии на воздушном и железнодорож­ном транспорте (при столкновении составов с опасными груза­ми), а также аварии и катастрофы, связанные с выбросами ядо­витых газов — аммиака и пропана, со взрывами метана на уголь­ных шахтах, взрывами нефте- и газопроводов. В ночь С 8 на 9 октября 1993 г. на 184-м км нефтепровода Лисичанск—Тихорецк произошел разрыв 72-сантиметровой тру­бы, из которой в р. Б. Крепкая вылилось 408 т сырой нефти. В ходе возникшего пожара (рис. 18.1) большая часть нефти сго­рела, другая аккумулировалась в подземных и поверхностных водах, почвах и горных породах, донных отложениях и биоте

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.174.50 (0.005 с.)