Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экологический контроль: объекты, полномочия лиц, его осуществляющих. Вид юридической ответственности за экологические правонарушения.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Помимо государственной службы наблюдения — экологического мониторинга, в систему экологического контроля входят государственный, производственный и общественный контроль. Под государственным экологическим контролем понимают один из видов государственной административной деятельности, призванной обеспечить соблюдение экологического законодательства и выполнение природоохранных мероприятий. Контроль осуществляют законодательные и исполнительные органы, а также специально уполномоченные органы государства. Экологический контроль — важный элемент регулирования качества окружающей природной среды. Объектами государственного экологического контроля являются: земля, недра, леса, животный мир, атмосферный возгдух, природно-запаповедный фонд, континентальный шельф, а гакже окружаютцаелдая природная среда в целом. Должностные ^ э е лица органов государственного экологического контроля имеютснот широкие полномочия. В частности, согласно Закону РФ «Об • 36 охране окружающей среды» (2002), они имеют право; . —. принимать решения об ограничении, приостановлении и прекращении деяте.этельыости экологически вредных объектов; — налагать админшянистративный штраф в установленном размере за нарушение экхе природоохранительного законодательства; — предъявлять hcjfjo ски о возмещении вреда, причиненного природной среде, и: Ж1 направлять материалы для привлечения виновных к уголовясэвной ответственности; — выдавать разрешшхнения на природопользование, устанавливать нормативы Bbi6pq35pocoB, сбросов вредных веществ, назначать государственную^ю экологическую экспертизу. Только в 1993 п г. в России была приостановлена работа 650 экологически вредгнгщных предприятий и 148 предприятий были закрыты. В основноноюм это небольшие производства, находящиеся р собственности акгмжкцнонерных обществ, фирм, малых и смешанных предприятие тий. В их число входят мелкие цехи по переработке сырья, хра:кананилища цемента, ядохимикатов, асфальтобетонные заводы, сэ старые котельные и др. (Государственный доклад... 1994). Помимо государодгрственного в нашей стране действует еще производственный и обгзаощественный контроль. В первом случае, речь йдет о своеобразного м м контроле предприятия за своей деятельностью в области прирржиродопользования, во ВТ0Р0М — о контроле выполнения требовавэанин законодательства об охране окружающей природной среддэды со стороны профсоюзов, общественных объединений, трудслзсовых коллективов и отдельных граждан. Общественный э;е экологический контроль неразрывно связан с общественным э§«1вкологическим движением. Еще в 1988 г. в «Меморандуме в з е залжиту природы» группой известных ученых, писателей и деядеятелей искусств высказывалось убеждение, что «делу спасежэ=ення Отечества от экологической катастрофу!., может помочь: <сь великое народное движение за сохранение прйроды на каждой и ж пяди нашей земли...» Каждый гражданианин нашей страны имеет право на охрануздоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды; в свою очередь, он обязан сохранять природу и окружающую среду, принимать участие в ее охране. Наиболее массовыми добровольными организациями до недавнего времени были общества охраны природы, охотников и рыболовов, дру'жины по охране природы и т. д. В их задачу входило содействие государственным органам в проведении мероприятий по охране природы, привлечение широких масс населения для участия в природоохранных мероприятиях и т. д. Авторитет этих обществ среди населения из-за формализма в работе, низкой эффективности и заорганизованное™ в последнее время заметно снизился. В середине 80-х гг., в связи с возросшей социально-политической активностью населения, во многих регионах страны начали формироваться массовые общественные экологические организации (союзы, объединения, ассоциации, фонды и т. д). Среди них — Социально-экологический союз, ассоциация «Экология и мир», Центр экологической политики России, Экологический фонд, Общественный комитет спасения Волги, Фонд защиты Байкала и др. В 1997 г. около 40 общественных организаций учредили Российский экологический конгресс, главная цель которого — объединение усилий на решение актуальных экологических проблем. Еще раньше в Западной Европе (ФРГ, Дания и др.) возникло движение «зеленых». Оно выступает за сохранение среды жизни, против ядерной угрозы, за чистоту атмосферы, вод и т. д. К целям и задачам движения «зеленых» наиболее близки Российское экологическое движение и Экологический фонд России. Призыв к спасению Отечества от экологической катастрофы особенно актуален в наше время. По свидетельству прессы, начальный период перехода к рынку приводит в ряде случаев к непредсказуемым формам эксплуатации природных ресурсов в условиях отсутствия удовлетворительного экологического законодательства. Необходима, в частности, организация независимой общественной экологической экспертизы совместных и зарубежных проектов и контроля над тем, чтобы их экологические стандарты соответствовали таковым в странах— экспортерах технологии. Высоко оценивая общественные экологические движения в.
Юридическая ответственность за экологические правонарушения Юридическая ответственность за экологические правонарушения является одной из форм государственного принуждения; ее задача — обеспечить реализацию экологических интересов в принудительном порядке. Наиболее успешно эта задача решается в тех субъектах Российской Федерации, которые имеют в своем составе межрайонные природоохранные прокуратуры. Наличие специализированного прокурорского надзора в сфере экологии позволяет выявлять во много раз больше экологических правонарушений, чем в районах, где таких прокуратур нет. Экологические правонарушения различны по своему составу, но всегда складываются в сфере природы: будь то загрязнение природной среды, незаконная порубка леса или нарушение законодательства о континентальном шельфе. Наибольшее число экономических правонарушений связано с охраной и использованием животного мира (охота и рыболовство) и с охраной атмосферного воздуха. Общий критерий всех экологических нарушений — причинение вреда окружающей природной среде. В тех случаях, когда вред наносят не природной среде, а среде обитания человека, например, сверх нормативов загрязняют воздух в производственных помещениях, говорят о санитарных правонарушениях. • Экологические правонарушения, не относящиеся к категории общественно опасных, именуют экологическими проступками. Если же они представляют общественную опасность, посягают на экологическую безопасность общества, причиняют ощутимый вред окружающей природной среде и здоровью человека, их относят к категории экологических преступлений. Согласно Закону РФ «Об охране окружающей среды» (2002) различают следующие виды ответственности за экологические правонарушения: дисциплинарную, административную, уголовную, материальную. \ Дисциплинарные наказания (предупреждение, выговор, строгий выговор, понижение в должности и в окладе, увольнение с работы) налагаются на должностные лица, рабочих и служащих руководителем предприятия, организации, учреждения за невыполнение ими своих производственных обязанностей, связанных с правовой охраной окружающей природной среды. При этом следует учитывать два важных момента: 1) дисциплинарная ответственность может наступить лишь за нарушение экологических правил, исполнение которых входило в круг должностных обязанностей нарушителя. Так, например, нельзя привлекать к ответственности водителя за выпуск в эксплуатацию автомобиля, у которого содержание загрязняющих веществ превышало установленные нормы, поскольку исполнительный контроль за этот выпуск не входит в число водительских обязанностей; 2) недопустимо наказывать в дисциплинарном порядке лиц, которые нарушают экологические правила во внерабочее время. К административной ответственности могут быть привлечены организации, предприятия, должностные лица, отдельные граждане. Административная ответственность устанавливается за противоправное действие или бездействие, нару-. шающее законодательство об охране окружающей природной среды. К их числу относятся порча, повреждение, уничтожение природных объектов, несоблюдение экологических требований при захоронении вредных веществ и т. д. Наиболее распространенная мера административного взыскания — денежный штраф, кроме того, применяются предупреждения, общественное порицание, изъятие орудий и средств совершения правонарушения, конфискация незаконно добытой продукции и т. д. Мера административной ответственности определяется спёциально уполномоченными на то органами Минприроды России и др. За экологические правонарушения, которые отличаются наивысшей степенью общественной опасности и тяжелыми последствиями, предусмотрена уголовная ответственность (лишение свободы, конфискация имущества, крупный денежный штраф и т. п.). Применение мер этого вида ответственности за экологические преступления определяется Уголовным кодексом. Единственным основанием назначения уголовного наказания является приговор суда. К тяжелым экологическим преступлениям относится, например, умышленное уничтожение или повреждение лесных массивов путем поджога. Менее тяжкими преступлениями считаются загрязнение водоемов и атмосферного воздуха, незаконная порубка леса, незаконная охота и некоторые другие. Все предприятия и граждане, причинившие вред окружающей природной среде, здоровью и имуществу других граждан и народному хозяйству, обязаны возместить его в полном объеме. Должностные лица, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, несут материальную ответственность.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.102 (0.008 с.) |