Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экологический контроль: объекты, полномочия лиц, его осуществляющих. Вид юридической ответственности за экологические правонарушения.

Поиск

 

Помимо государственной службы наблюдения — экологи­ческого мониторинга, в систему экологического контроля вхо­дят государственный, производственный и общественный кон­троль.

Под государственным экологическим контролем пони­мают один из видов государственной административной дея­тельности, призванной обеспечить соблюдение экологическо­го законодательства и выполнение природоохранных мероприятий. Контроль осуществляют законодательные и исполнитель­ные органы, а также специально уполномоченные органы го­сударства. Экологический контроль — важный элемент регу­лирования качества окружающей природной среды.

Объектами государственного экологического контроля яв­ляются: земля, недра, леса, животный мир, атмосферный возгдух, природно-запаповедный фонд, континентальный шельф, а гакже окружаютцаелдая природная среда в целом.

Должностные ^ э е лица органов государственного экологическо­го контроля имеютснот широкие полномочия. В частности, соглас­но Закону РФ «Об • 36 охране окружающей среды» (2002), они име­ют право;

. —. принимать решения об ограничении, приостановлении и пре­кращении деяте.этельыости экологически вредных объектов;

— налагать админшянистративный штраф в установленном разме­ре за нарушение экхе природоохранительного законодательства;

— предъявлять hcjfjo ски о возмещении вреда, причиненного при­родной среде, и: Ж1 направлять материалы для привлечения ви­новных к уголовясэвной ответственности;

— выдавать разрешшхнения на природопользование, устанавливать нормативы Bbi6pq35pocoB, сбросов вредных веществ, назначать государственную^ю экологическую экспертизу.

Только в 1993 п г. в России была приостановлена работа 650 экологически вредгнгщных предприятий и 148 предприятий были закрыты. В основноноюм это небольшие производства, находящиеся р собственности акгмжкцнонерных обществ, фирм, малых и сме­шанных предприятие тий. В их число входят мелкие цехи по пере­работке сырья, хра:кананилища цемента, ядохимикатов, асфальто­бетонные заводы, сэ старые котельные и др. (Государственный доклад... 1994).

Помимо государодгрственного в нашей стране действует еще про­изводственный и обгзаощественный контроль. В первом случае, речь йдет о своеобразного м м контроле предприятия за своей деятельно­стью в области прирржиродопользования, во ВТ0Р — о контроле выполнения требовавэанин законодательства об охране окружаю­щей природной среддэды со стороны профсоюзов, общественных объединений, трудслзсовых коллективов и отдельных граждан.

Общественный э;е экологический контроль неразрывно связан с общественным э§«1вкологическим движением. Еще в 1988 г. в «Меморандуме в з е залжиту природы» группой известных уче­ных, писателей и деядеятелей искусств высказывалось убежде­ние, что «делу спасежэ=ення Отечества от экологической катастро­фу!., может помочь: <сь великое народное движение за сохранение прйроды на каждой и ж пяди нашей земли...»

Каждый гражданианин нашей страны имеет право на охрануздоровья от неблагоприятного воздействия окружающей при­родной среды; в свою очередь, он обязан сохранять природу и окружающую среду, принимать участие в ее охране.

Наиболее массовыми добровольными организациями до не­давнего времени были общества охраны природы, охотников и рыболовов, дру'жины по охране природы и т. д. В их задачу входило содействие государственным органам в проведении ме­роприятий по охране природы, привлечение широких масс на­селения для участия в природоохранных мероприятиях и т. д. Авторитет этих обществ среди населения из-за формализма в работе, низкой эффективности и заорганизованное™ в послед­нее время заметно снизился.

В середине 80-х гг., в связи с возросшей социально-поли­тической активностью населения, во многих регионах страны начали формироваться массовые общественные экологические организации (союзы, объединения, ассоциации, фонды и т. д). Среди них — Социально-экологический союз, ассоциация «Эко­логия и мир», Центр экологической политики России, Эколо­гический фонд, Общественный комитет спасения Волги, Фонд защиты Байкала и др. В 1997 г. около 40 общественных орга­низаций учредили Российский экологический конгресс, глав­ная цель которого — объединение усилий на решение актуаль­ных экологических проблем.

Еще раньше в Западной Европе (ФРГ, Дания и др.) возник­ло движение «зеленых». Оно выступает за сохранение среды жиз­ни, против ядерной угрозы, за чистоту атмосферы, вод и т. д. К целям и задачам движения «зеленых» наиболее близки Россий­ское экологическое движение и Экологический фонд России.

Призыв к спасению Отечества от экологической катастро­фы особенно актуален в наше время. По свидетельству прес­сы, начальный период перехода к рынку приводит в ряде слу­чаев к непредсказуемым формам эксплуатации природных ре­сурсов в условиях отсутствия удовлетворительного экологиче­ского законодательства. Необходима, в частности, организация независимой общественной экологической экспертизы совме­стных и зарубежных проектов и контроля над тем, чтобы их экологические стандарты соответствовали таковым в странах— экспортерах технологии.

Высоко оценивая общественные экологические движения в.

 

Юридическая ответственность за экологические правонарушения

Юридическая ответственность за экологические право­нарушения является одной из форм государственного принуж­дения; ее задача — обеспечить реализацию экологических ин­тересов в принудительном порядке. Наиболее успешно эта за­дача решается в тех субъектах Российской Федерации, которые имеют в своем составе межрайонные природоохранные проку­ратуры. Наличие специализированного прокурорского надзо­ра в сфере экологии позволяет выявлять во много раз больше экологических правонарушений, чем в районах, где таких про­куратур нет.

Экологические правонарушения различны по своему соста­ву, но всегда складываются в сфере природы: будь то загрязне­ние природной среды, незаконная порубка леса или нарушение законодательства о континентальном шельфе. Наибольшее чис­ло экономических правонарушений связано с охраной и исполь­зованием животного мира (охота и рыболовство) и с охраной атмосферного воздуха.

Общий критерий всех экологических нарушений — причи­нение вреда окружающей природной среде. В тех случаях, ко­гда вред наносят не природной среде, а среде обитания челове­ка, например, сверх нормативов загрязняют воздух в произ­водственных помещениях, говорят о санитарных правонаруше­ниях. • Экологические правонарушения, не относящиеся к катего­рии общественно опасных, именуют экологическими проступ­ками. Если же они представляют общественную опасность, посягают на экологическую безопасность общества, причиняют ощутимый вред окружающей природной среде и здоровью че­ловека, их относят к категории экологических преступлений.

Согласно Закону РФ «Об охране окружающей среды» (2002) различают следующие виды ответственности за экологические правонарушения: дисциплинарную, административную, уголов­ную, материальную. \

Дисциплинарные наказания (предупреждение, выговор, строгий выговор, понижение в должности и в окладе, уволь­нение с работы) налагаются на должностные лица, рабочих и служащих руководителем предприятия, организации, учреж­дения за невыполнение ими своих производственных обязан­ностей, связанных с правовой охраной окружающей природ­ной среды.

При этом следует учитывать два важных момента: 1) дис­циплинарная ответственность может наступить лишь за нару­шение экологических правил, исполнение которых входило в круг должностных обязанностей нарушителя. Так, например, нельзя привлекать к ответственности водителя за выпуск в экс­плуатацию автомобиля, у которого содержание загрязняющих веществ превышало установленные нормы, поскольку испол­нительный контроль за этот выпуск не входит в число води­тельских обязанностей; 2) недопустимо наказывать в дисцип­линарном порядке лиц, которые нарушают экологические пра­вила во внерабочее время.

К административной ответственности могут быть привле­чены организации, предприятия, должностные лица, отдель­ные граждане. Административная ответственность устанав­ливается за противоправное действие или бездействие, нару-. шающее законодательство об охране окружающей природной среды. К их числу относятся порча, повреждение, уничтоже­ние природных объектов, несоблюдение экологических требо­ваний при захоронении вредных веществ и т. д.

Наиболее распространенная мера административного взы­скания — денежный штраф, кроме того, применяются преду­преждения, общественное порицание, изъятие орудий и средств совершения правонарушения, конфискация незаконно добытой

продукции и т. д.

Мера административной ответственности определяется спёциально уполномоченными на то органами Минприроды Рос­сии и др.

За экологические правонарушения, которые отличаются наи­высшей степенью общественной опасности и тяжелыми послед­ствиями, предусмотрена уголовная ответственность (лише­ние свободы, конфискация имущества, крупный денежный штраф и т. п.). Применение мер этого вида ответственности за экологические преступления определяется Уголовным кодек­сом. Единственным основанием назначения уголовного нака­зания является приговор суда.

К тяжелым экологическим преступлениям относится, на­пример, умышленное уничтожение или повреждение лесных массивов путем поджога. Менее тяжкими преступлениями счи­таются загрязнение водоемов и атмосферного воздуха, неза­конная порубка леса, незаконная охота и некоторые другие.

Все предприятия и граждане, причинившие вред окружаю­щей природной среде, здоровью и имуществу других граждан и народному хозяйству, обязаны возместить его в полном объ­еме. Должностные лица, по вине которых предприятие понес­ло расходы по возмещению вреда, несут материальную ответ­ственность.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.16.251 (0.012 с.)