Понятие и значение экологической стандартизации, паспортизации и экспертизы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и значение экологической стандартизации, паспортизации и экспертизы.



 

В последние годы в России приоритеты в природоохранной политике, основанные на учете ПДК и других норм и норма­тивных воздействий на природу, пересматриваются. Причина: невысокая эффективность нормативного подхода из-за возможности субъективного подхода к «норме» и манипулирования этим понятием (Порядив, 1998). В связи с этим в основу госу­дарственной экологической политики в условиях прогрессиру­ющего загрязнения постепенно закладывается концепция эко­логического риска.

Экологический риск — это оценка на всех уровнях — от тог чечного до глобального — вероятности появления негативных изменений в окружающей природной среде, вызванных антро­погенным или иным воздействием. Под экологическим рис­ком понимают также вероятностную меру опасности причине­ния вреда природной среде в виде возможных потерь за опре­деленное время.

Вред природной среде при различных антропогенных и сти­хийных воздействиях очевидно неизбежен, однако он должен быть сведен до минимума и быть экономически оправданным. Любые хозяйственные или иные решения должны принимать­ся с таким расчетом, чтобы не превышать пределы вредного воздействия на природную среду. Установить эти пределы очень трудно, поскольку пороги воздействия многих антропогенных и природных факторов неизвестны. Поэтому расчеты экологи­ческого риска должны быть вероятностными и многова­риантными, с выделением риска для здоровья человека и при­родной среды.

Оценке допустимого экологического риска в последнее вре­мя уделяется все больше и больше внимания, особенно при принятии решений о вложении инвестиций в то или иное про­изводство. При этом при антропогенном воздействии учитыва­ются следующие правила допустимого экологического риска (Петров, 1995): 1) неизбежность потерь в природной среде; 2) минимальность потерь в природной среде; 3) реальная воз­можность восстановления потерь в природной среде; 4) отсут­ствие вреда здоровью человека и необратимость изменений в природной среде; 5) соразмерность экологического вреда и эка^ комического эффекта.

Различают три главные составляющие экологического риска:

.'— оценку состояния здоровья человека и возможного чис­ла жертв;

— оценку состояния биоты (в первую очередь фотосйнтези-рующих организмов) по биологическим интегральным показателям;

просам рационального использования и охраны окружающей природной среды в виде постановлений, инструкций, приказов я к. д. Они считаются обязательными для других министерств и ведомств, физических и юридических яиц.

5. Нормативные решения местных административных органов (мэрий, сельских и поселковых органов) дополняют и конкретизируют действующие нормативно-правовые акты в об­ласти охраны окружающей природной среды. "

§ 2. Государственные органы охраны окружающей природной среды

Государственные органы управления, контроля и надзора в области охраны окружающей природной среды подразделяются на две категории: органы общей и специальной компетенции.

К государственным органам общей компетенции отно­сятся Президент, Федеральное Собрание, Государственная Дума, Правительство, представительные и исполнительные органы власти субъектов Федерации, муниципальные органы. Эти органы определяют основные направления природоохран­ной политики, утверждают экологические программы, обеспе­чивают экологическую безопасность, устанавливают правовые основы и нормы в пределах своей компетенции, и т. д. Наряду с охраной окружающей природной среды государственные орга­ны этой категории ведают и другими экологическими вопроса­ми, входящих в круг их полномочий.

Государственные органы категории специальной компетен­ции подразделяются на комплексные, отраслевые ж функцио­нальные.

Комплексные органы выполняют все природоохранные задачи или какой-либо их блок. До 2000 г. функции управления природопользованием и охраны окружающей природной среды выполняли Государственный комитет РФ по охране окружаю щей среды (Госкомэкологии России) и Министерство природ­ных ресурсов РФ (МИР России) и другие ведомства. Указом Пре­зидента РФ от 17 мая 2000 т. Государственные комитет РФ во охране окружающей природной среды был упразднен и его фу» кции переданы Министерству природных ресурсов РФ, в струи туру которого вошли Государственная служба охраны окружи

нищей среды и Государственная служба контроля в сфере нрире-дшользования и экологической; безопасности.

К комплексным органам управления относятся также:

— Департамент Госсанэпиднадзора Минздрава РФ (Сйв-эпиднадзор РФ) — координатор деятельности всех ве­домств и организаций в области санитарной охраны че­рез систему территориальных органов (санэпидстанций и инспекций);

— Федеральная служба России по гидрометеорологии и мо­ниторингу окружающей среды (Росгидромет) — осуще­ствляет экологический контроль за состоянием окружа­ющей природной среды, информирует население об из­менениях в окружающей среде с помощью широкой сети наблюдательных пунктов и др.;

— Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрез­вычайных ситуаций и ликвидации последствий стихий­ных бедствий (МЧС России) — обеспечивает безопасность людей в условиях экстремальной ситуации, стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф.

Отраслевые органы (Роскомзем, Рослесхоз, Госкомрыбо-ловство, Минсельхоз России) выполняют функции управления и надзора по охране и использованию отдельных видов при­родных ресурсов и объектов

Функциональные органы выполняют одну или несколько. ' - -родственных функций в отношении природных объектов: Ми­натом России (обеспечение ядерной и радиационной безопас­ности); Госгортехнадзор России (контроль за использованием недр); Минздрав России (санитарно-эпидемиологический кон­троль) МВД России (охрана атмосферного воздуха от загрязне­ния транспортными средствами, санитарно-экологическая служ­ба муниципальной милиции).

§ 3. Экологическая стандартизация и паспортизация

Общие положения экологического законодательства России конкретизируются в государственных стандартах (ГОСТ), ко­торые, так же как постановления, инструкции и решения, от­носятся к подзаконным правовым актам.

Стандарт (от англ. standard — норма) — нормативно-тех­нический документ, устанавливающий комплекс норм, правил, требований, обязательных для исполнения. Генеральным стан­дартом для природоохранной деятельности является ГОСТ 17.0.0.01-76 «Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов», введенный в действие в 1977 г.

Система стандартов в Области охраны природы (ССОП) имеет следующие подсистемы (группы): 0 — основные поло­жения; 1 — гидросфера; 2 — атмосфера; 3 — почвы; 4 — зем­ли; 5 — флора; б — фауна; 7 — недра.

По направлениям действия государственные стандарты сис­темы охраны природы подразделяются на следующие виды: 1 — термины, классификации, определения; 2 — нормы и ме-. тоды измерений загрязняющих выбросов и сбросов, интенсив­ность использования природных ресурсов; 3 — правила охра­ны природы и рационального использования природных ре­сурсов; 4 — методы определения параметров состояния при­родных объектов и интенсивности хозяйственного воздейст­вия; 5—6 — требования к средствам контроля и защиты окру­жающей среды; 7 — прочие стандарты.

, В полное обозначение стандарта СООП входят индекс (ГОСТ), номер системы (17), номер стандарта и год издания. Так например, если требуется выяснить, какие существуют нор­мы и методы измерения выбросов вредных веществ в отрабо­тавших газах тракторных и комбайновых двигателей, то следу­ет обратиться к ГОСТ 17.2.2.05-86.

В данном примере «17» обозначает номер системы, 2 — номер подсистемы (группы) — атмосферу, 2 — вид стандарта — нормы и методы измерений, 05 — номер стандарта и 86 — год издания. Экологическая паспортизация. В соответствии с ГОСТ 17.0.0.04-90 каждое предприятие в обязательном порядке раз­рабатывает экологический паспорт. Цель паспортизации — про­гноз экологической ситуации как на самом предприятии, так и вокруг него, а также контроль за выполнением природоохран­ных мероприятий.

В экологический паспорт включаются фактические данные об использовании предприятием природных ресурсов и о воздейст­вии его производства на окружающую природную среду. Отдель­но в виде справки с указанием времени, объемов и составов п экологическом паспорте должны быть приведены данные о зал­повых и аварийных выбросах (сливах) загрязняющих веществ.

Все виды экологических паспортов разрабатываются пред-приятием и утверждаются его руководителем по согласованию с территориальным органом Госкомэкологии России, где он ре­гистрируется. При отсутствии экологического паспорта пред­приятие лишается права на природопользование и хозяйствен­ную деятельность либо подвергается крупному штрафу.

Современная экологическая ситуация в стране требует уже­сточения действующих и разработки новых экологических норм и правил с закреплением их в государственных стандартах и • экологических паспортах предприятий. Все более настоятель­ной является необходимость экологической паспортизации не только отдельных предприятий, но и всей территории города. Это позволит давать интегральную оценку экологического со­стояния всего города, или любой территории, выявить эколо­гически опасные участки, оценить степень их влияния на жиз­недеятельность населения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.91.153 (0.008 с.)