Общая характеристика спроса. Закон спроса.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика спроса. Закон спроса.



Спрос – это то количество продукции, которое потребители желают и могут купить в определенный момент времени по заданной цене.

Фактор, влияющий на спрос – ЦЕНА ТОВАРА.

Закон спроса:

При прочих равных условиях существует обратная зависимость между ценой и величиной спроса.

Кривая спроса

Р Кривая спроса имеет отрицательный

наклон, и это объясняется законом

спроса.

 

 

Обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса объясняется действием нескольких эффектов:

· Эффект дохода: снижение цены товара равнозначно росту дохода потребителя, позволяющему купить большее кол-во этого товара

· Эффект замещения: снижение цены данного товара делает его более привлекательным для покупателей по сравнению с другими товарами, и спрос на него растет

· Закон убывающей предельной полезности: каждая дополнительная единица блага удовлетворяет все менее насущную потребность

 

Неценовые факторы спроса:

1. Вкусы и предпочтения потребителей

Сдвиг вправо – увеличение спроса, влево – уменьшение спроса.

2. Изменение денежных доходов потребителей

3. Изменение потребительских ожиданий

4. Число потребителей на рынке

Рыночный спрос = инд. спрос + инд. спрос…

5. Изменение цен на взаимозаменяемые товары (товары-субституты)

6. Изменение цен на комплементарные товары (взаимодополняемые)

Цена влияет на величину спроса; неценовые факторы влияют на спрос.

Общая характеристика предложения. Закон предложения

Предложение – это то количество продукции, которое производитель желает и может поставить на рынок в определенный момент времени по заданной цене.

Закон предложения:

При прочих равных условиях существует обратная связь между ценой и величиной предложения.

Кривая предложения

 
 


Кривая предл. имеет положительный

наклон в соответствии с законом

предложения, согласно которому

величина предложения растет по

мере роста цены товара.

 

Неценовые факторы предложения:

1. Цены на ресурсы

2. Изменение технологии производства

3. Налогообложение и субсидирование

4. Число продавцов на рынке

5. Изменение ожиданий производителей

6. Изменение цен на другие товары

Предложение меняется от неценовых факторов; цена влияет на его величину.

Рыночное равновесие

Покупатели стремятся приобрести более дешевую продукцию, а производители – изготовлять более дорогие товары. Рынок должен уравновесить их интересы, найти ту точку их рыночного соприкосновения, которая удовлетворяла бы и покупателей, и продавцов. Такой точкой уравновешивания разногласий становится равновесная цена.

Положение на рынке, когда производители поставляют на рынок больше товаров, чем готовы приобрести потребители, формирует товарный излишек и, наоборот, способность покупателей больше получать товаров, чем их имеется – порождает дефицит товаров. Ситуация, при которой синхронизуются интересы покупателей и продавцов, называется уравновешивающей функцией цен.

В данном случае речь идет об одном товаре и поэтому равновесие называется частичным или отраслевым равновесием.Но в нац. эк-ке все рынки взаимосвязаны, участвуя аналогичным образом в установлении общего рыночного равновесия. Но как отраслевое, так и общее равновесие абсолютного значения не имеют, они подвижны, изменчивы в зависимости от динамики спроса и предложения.

 

           
   
 
     
 
 

 


Увеличение спроса Увеличение предложения

 

Увеличение спроса вызывает рост цен и увеличение объема производства, повышение предложения сопровождается падением цен; уменьшение спроса и предложения вызывает обратные процессы. При этом отдельным покупателям удается совершить покупку по цене ниже равновесной и у них формируется излишек потребителя, в свою очередь некоторые производители реализуют продукт по цене выше равновесной и у них складывается излишек производителя.

Эластичность спроса

Эластичность спроса характеризует степень изменения величины спроса при изменении цены. Различают эластичность спроса по цене и эластичность спроса по доходу, а также перекрестную эластичность. Если при изменении цены объем спроса изменится в меньшей степени, чем цена, то спрос на товар неэластичен; если при изменении цены объем спроса изменится в большей степени, чем цена, то спрос эластичен.

Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене

1. Наличие заменителей данного товара (наличие заменителей – спрос эластичен)

2. Доля дохода потребителя, которую составляет цена данного товара (чем большая доля, тем эластичнее спрос)

3. Длительность времени, в течение которого продавец изменит цену (чем длительнее период, тем эластичнее спрос по цене)

4. Значимость, привычность товара для потребителя (на товары первой необход. товар неэластичен и наоборот)

5. Степень срочности приобретения товара (покупка не может быть отложена – спрос неэластичен)

6. Коэффициент эластичности: Е= (Q-Q) : Q/ (P - P): Р

Коэфф. эластичности спроса по цене показывает, насколько % изменится объем спроса на товар, если цена на этот товар изменится на 1%

1. При Е>1 спрос эластичен

2. При Е <1 спрос неэластичен

3. При Е=1 спрос единичной эластичности.

Крайние случаи эластичности спроса

Первый случай: спрос абсолютно эластичный Е ∞ (только одна цена)

 

 

Второй случай: спрос абсолютно неэластичный Е = 0 (лекарства)

       
 
   

 


 

Эластичность спроса по доходу представляет собой процентное изменение объема спроса, вызванное процентным изменением дохода потребителя. Эласт. спроса по доходу определяет, насколько изменится спрос на товар в ответ на изменение дохода потребителей ( на 1%).

Коэфф. эласт. спроса по доходу

Для нормальных товаровповышение дохода вызывает повышение спроса на товар. Доход и спрос изменяются в одном направлении – коэфф. Е>0.

Для неполноценных товаров(низшего кач-ва) увеличение дохода вызывает уменьшение спроса на товар. Доход и спрос измен. в противопол. направлениях и коэфф. эластичности Е<0.

Для товаров первой необходимостикак бы не менялся доход, объем потребления не меняется.

Группы нормальных товаров

1. Товары первой необходимости (спрос на них растет медленнее, чем доход Е 0 )

2. Товары второй необходимости (спрос на них пропорционален изменению дохода Е=1)

3. Товары роскоши (спрос на них опережает рост дохода Е>1)





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.85.57.0 (0.015 с.)