Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Налоги и сборы: понятие, сущность.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как «взносы граждан, необходимые для содержания... публичной власти...»[1]. Государству для выполнения своих функций необходимы финансовые средства, которые оно и получает посредством налогов. Поэтому государство не может обойтись без налогов. Управление экономикой, оборона, суд, таможня, охрана порядка, бесплатное медицинское обслуживание и образование - вот далеко не полный перечень тех направлений расходов бюджета страны, для финансирования которых необходимо собирать налоги. Таким образом, со времени возникновения государства налоги стали необходимой частью экономических отношений. Трудно представить существование государства без взимания налогов; с другой стороны, налоги — это один из признаков государства. Все это придает налогу комплексное содержание. Налог, являясь правовой категорией, имеет четко сформулированное определение, содержание и сущность, нормативное закрепление которых, является необходимым условием для осуществления государством и муниципальными образованиями своей деятельности. На сегодня существует огромное количество трактовок понятия налога. На его понимание оказывало влияние огромное количество факторов будь то развитие торговых отношений во времени, взгляды научных школ и т. д. На ряду с этим не остались без внимания взгляды русских ученых на трактовку понятия налога. К примеру, они рассматривали данную категорию как «принудительные денежные взносы частных хозяйств»[2], «односторонние экономические пожертвования граждан или подданных»[3], «принудительные сборы постоянного характера»[4]. В настоящее время налог имеет законодательно установленное содержание. Понятие налога дано в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Данное определение содержит следующие основные признаки: · обязательность; · безвозвратность и безвозмездность; · денежный характер; · публичное предназначение.
1. Обязательность. Основным отличительным признаком налогов является его обязательный характер. Это означает то, что налог устанавливается государством. Установление налога происходит в одностороннем порядке, то есть без учета мнения и желания налогоплательщика. Так же, обязанность каждого уплачивать налоги и сборы установлена ст. 57 Конституции РФ. 2. Безвозвратность и безвозмездность. Сумма налога, уплаченная налогоплательщиком государству, не будет возвращена ему обратно в виде денежных средств. В соответствии с действующим законодательством, сумма налога, уплаченная налогоплательщиком, передается в собственность государству, и юридически государство ничем не обязано конкретному гражданину за уплату налогов. Таким образом, выполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налогов не порождает у государства встречной обязанности по предоставлению конкретно-определенному лицу каких-либо материальных благ или совершению в его пользу действий. Однако государство, реализуя свои функции: социальную, экономическую, политическую, правоохранительную, военную и т. д., передает налогоплательщику государства публичную пользу, «общее благо», отвечающее его частным интересам. 3. Денежный характер. Взимание налога происходит посредством отчуждения денежных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, праве полного хозяйственного ведения или праве оперативного управления. Все налоговые платежи уплачиваются только в денежной форме. Не допускается отчуждение в пользу государства каких-либо товаров, выполнение работ или оказание услуг в счет погашения налоговой обязанности. Так же, не допускается уплата налога или обращение взыскания по налоговым недоимкам из денег, принадлежащих третьим лицам. 4. Публичное предназначение.Взимание налогов — один из важнейших признаков государства и, одновременно, необходимый источник его существования. В современных условиях государство не сможет реализовать ни одну из своих программ без должной материальной поддержки. Все источники финансирования государства можно разделить на налоговые и не налоговые. На первое место среди них по своему значению и объему выступают налоги. В России налоговые платежи составляют более 80% доходной части федерального бюджета.
Таким образом, налог — это обязательный, индивидуально-безвозмездный и безвозвратный платеж, уплачиваемый организациями и физическими лицами в форме принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Поэтому, налогом может признаваться только тот платеж, который полностью соответствует юридическим признакам, перечисленным в НК РФ, а взнос, не отвечающий хотя бы одной из законодательно установленных характеристик, налогом не является и, следовательно, налоговым правом не регулируется. Налог считается установленным в том случае, если соблюдена необходимая правовая процедура (во всем мире налог может быть установлен только актом парламента – законом), а так же определены налогоплательщики и обязательные элементы налога: · объект налогообложения; · налоговая база; · налоговый период; · налоговая ставка; · порядок исчисления налога; · порядок и сроки уплаты налога.
В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства РФ о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Наряду с понятием налога используется понятие сбора, пошлины. Совсем недавно действующее законодательство не проводило разграничения между понятием, что, в свою очередь, вносило путаницу в изучение сущности налога, сбора, пошлины. Правовая характеристика и сущность налогов и сборов далеко не похожи. Если налоги взимаются без предоставления налогоплательщику какого-либо встречного личного удовлетворения, т. е. носят безвозмездный характер и не обусловлены обязанностью публичного субъекта оказать плательщику услугу или какое-либо преимущество. То характерными чертами сбора являются: обязательность и оказание государственными или иными органами в интересах плательщиков услуги (юридически значимых действий). К таким услугам, например, относятся: регистрация предприятия, выдача лицензии. Статья 8 НК РФ определяет и разграничивает понятия «налог» и «сбор». Согласно букве закона сбор — это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). В содержании сбора произошло объединение юридических признаков взносов за оказание государством возмездных услуг или совершение определенных действий. Одной из разновидностей сбора является пошлина. Согласно ст. 33316 НК РФ государственная пошлина — это сбор, взимаемый с физических лиц и организаций при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ. Налог и сбор имеют как общие, так и отличительные признаки. К общим относятся: · обязательность уплаты налогов и сборов в соответствующие бюджеты или внебюджетные фонды; · адресное поступление в бюджеты или фонды, за которыми они закреплены; · изъятие на основе законодательно закрепленной формы и порядка поступления; · возможность принудительного способа изъятия; · осуществление контроля единой системой налоговых органов.
К отличительным признакам относятся следующие юридические характеристики: 1. По значению. Основным источником пополнения бюджетов всех уровней являются налоговые платежи. 2. По цели. Цель налогов — удовлетворение публичных потребностей государства или муниципальных образований; цель сборов — удовлетворение только определенных потребностей или затрат государственных (муниципальных) учреждений. 3. По обстоятельствам. Налоги уплачиваются без оговорки условий и являются обязательным платежом. Уплата сборов предполагает предоставление услуги, плательщику сбора, государственными (муниципальными) учреждениями, которое реализует государственно-властные полномочия. 4. По периодичности. Уплата сбора носит разовый характер, и без определенной системы; налогам свойственна определенная периодичность. Функции налогов. «Экономическая сущность налогов проявляется через их функции, которые реализуются непосредственно в процессе налогообложения: отражают систему отношений и взаимосвязи государства и отдельного налогоплательщика».[5] Функция (лат. function – исполнение, совершение) представляет собой внешнее проявление свойств какого – либо объекта в данной системе отношений. С точки зрения крупнейшего советского экономиста В. П. Дьяченко: «Функции той или иной экономической категории – проявление ее сущности в действии, то есть выражение общественного назначения данной экономической категории». [6] Функции налогов непосредственно связаны с действием налогового права, с практической реализацией его регулятивных свойств, а также с его ролью и местом в правовой системе государства. По средствам функций налогов выражают наиболее существенные, главные черты правовых механизмов налогообложения и направлены на достижение конкретных задач. В настоящее время выделяют четыре основные функции налогов (рис 1).
Рис 1. Функции налогов [7]
Фискальная функция является основной функцией налога. Она присуща для любого налога и для любой налоговой системы. Фискальная функция заключается в том, что посредством налогов происходит формирование государственного бюджета путем изъятия части доходов организаций и граждан для формирования финансовых средств у государства на укрепление обороны страны, защиту правопорядка, решение социальных и ряда других задач. Наиболее яркий представитель экономической мысли и политики налогов А. Смит отмечал, что «при системе естественной свободы (имеется в виду ситуация, при которой государство не руководит деятельностью отдельных граждан) на всяком правительстве лежит три обязанности. Первая обязанность — защищать общество от всякого насилия и нашествия со стороны других независимых обществ. Вторая обязанность — охранять по возможности каждого члена общества от всякой несправедливости и притеснения со стороны всякого другого члена общества, то есть обязанность установить строгое правосудие. Наконец, третья обязанность — устанавливать и содержать общественные предприятия и учреждения, устройство и содержание которых не под силу одному или нескольким лицам»[8]. Второй функцией налогов является распределительная. Она заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы. Налоги активно участвуют в процессах распределения и перераспределения, тем самым, воздействуя и на сам процесс. В этом и находит свое применение стимулирующая функция налогов. Реализация стимулирования может происходить посредством системы налоговых ставок, налоговых льгот, налоговых вычетов, налоговых кредитов, финансовых санкций и налоговых преференций. С тремя предыдущими функциями тесно связана контрольная функция налогов. Работа этой функции проявляется в проверке эффективности хозяйствования экономических субъектов, с одной стороны, и в контроле за действенностью, проводимой экономической политикой, с другой. Ярким примером работы данной функции налога является то, когда хозяйствующий субъект использует льготы, предоставляемые налоговым законодательством. При этом право на использование требует выполнения определенных условий. К примеру, использование льготы по налогу на прибыль. Контрольная функция налогов позволяет государству учитывать доходы организаций и физических лиц, движение финансовых потоков и на этой основе разрабатывать рекомендации по совершенствованию системы налогообложения, выявлять случаи неполной или несвоевременной уплаты налогов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 590; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.15.91 (0.008 с.) |