Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Налоги. Принципы и формы налогообложения

Поиск

Налоги - это установленные высшим органом законодательной власти обязательные платежи, которые уплачивают физические и юридические лица в бюджет в размерах и в сроки, предусмотренные законодательством.

Принципы налогообложения в Украине

Правовой основой налоговой системы служат Законы Украины "О системе налогообложения" и "О государственной налоговой службе в Украине", Перечень налогов, сборов и обязательных платежей определен Законом Украины "О системе налогообложения".

В Законе Украины "О системе налогообложения" предусмотрено, что при определении налогов, сборов и обязательных платежей, а также установлении обязанностей и ответственности плательщик эта система строится на следующих принципах. <P> - стимулирование научно-технического прогресса, технологического обновления производства, выхода отечественного товаропроизводителя на мировой рынок высокотехнологической продукции, стимулирование предпринимательской производственной деятельности и инвестиционной активности - введение льгот относительно налогообложения прибыли (дохода), направленного на развитие производства;

- Обязательность - введение норм по уплате налогов и сборов

(Обязательных платежей), определенных на основании достоверных данных об объектах налогообложения за отчетный период, и установление ответственности налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства.

Обязательность исполнения законодательства о налогах всеми субъектами налогообложения, что означает равную загруженность для предприятий всех форм собственности в формировании общегосударственного и местных бюджетов. В рамках целостности экономической системы все хозяйственные субъекты и граждане должны находиться в примерно одинаковых налоговых условиях. Как свидетельствует мировой опыт, отступление от этого принципа означало бы разрушение единого рынка, нарушение нормального перемещения финансовых и трудовых ресурсов.

- Равнозначность и пропорциональность - взимание налогов с юридических лиц осуществляется в определенной части от полученной прибыли и обеспечение уплаты равных налогов и сборов (обязательных платежей) наравне прибыли и пропорционально больших налогов и сборов (обязательных платежей) - на большие доходы;

- Равенство, недопущение любых проявлений налоговой дискриминации

- Обеспечение одинакового подхода к субъектам хозяйствования

(Юридических и физических лиц, включая нерезидентов) при определении обязанностей относительно уплаты налогов и сборов (обязательных платежей);

- Социальная справедливость - обеспечение социальной помощи малообеспеченным слоям населения путем внедрения экономически обоснованного необлагаемого минимума доходов граждан и применения дифференцировки и прогрессивного налогообложения граждан, получающих высокие и сверхвысокие доходы. Справедливость в отношении всех субъектов налогообложения в вопросах об источнике уплаты налогов, о трудоемкости получения доходов (прибыли), и в том числе - о предоставлении определенных льгот.

- Стабильность - обеспечение неизменности налогов и сборов

(Обязательных платежей) и их ставок, а также налоговых льгот в течение бюджетного года. Принцип стабильности системы означает, что она должна носить устойчивый характер при определении нормативных ставок налогов и порядка исчисления налоговых платежей в бюджет, финансовых санкций и др. Соблюдение этого принципа является одним из главных условий создания в стране в целом, и в каждом регионе отдельно, обстановки общей экономической стабильности, повышения эффективности производственной и финансовой деятельности и т. д. В целях стабилизации налоговых отношений установлено, что закон, предусматривающий изменение размеров налогов и других обязательных платежей, обратной силы не имеет (за исключением случаев, когда он улучшает положение лица или снимает с него ответственность). Никто не может нести ответственность за действия, которые во время их совершения не признавались правонарушением.

- Экономическая обоснованность - установление налогов и сборов

(Обязательных платежей) на основании показателей развития национальной экономики и финансовых возможностей с учетом необходимости достижения сбалансированности расходов бюджета с его доходами;

- Равномерность уплаты - установление сроков уплаты налогов и сборов (обязательных платежей) исходя из необходимости обеспечения своевременного поступления средств в бюджет для финансирования расходов;

- Компетенция - установление и отмена налогов и сборов

(Обязательных платежей), а также льгот их плательщикам осуществляются в соответствии с законодательством о налогообложении исключительно Верховной

Радой Украины, Верховной Радой Автономной Республики Крым и сельскими, поселковыми, городскими советами;

- Единый подход - обеспечение единого подхода к разработке налоговых законов с обязательным определением плательщика налога и сбора

(Обязательного платежа), объекта налогообложения, источника уплаты налога и сбора (обязательного платежа), налогового периода, ставок налога и сбора

(Обязательного платежа), сроков и порядка уплаты налога, оснований для предоставления налоговых льгот;

- Доступность - обеспечение доходчивости норм налогового законодательства для плательщиков налогов и сборов (обязательных платежей).

Формы налогообложения в Украине

Налоги являются экономической базой функционирования государства и важнейшей финансовой формой регулирования рыночных отношений. Налоги - главный доход государственной казны. В мире они составляют от 80% до 97% доходной части государственного бюджета. Все, что связано с потреблением государства, заложено в налогах. Налоги - это плата обществу за выполнение государством его функций, это отчисление части стоимости валового национального продукта на общественные потребности, без удовлетворения которых современное общество существовать не может. Налоги устанавливаются для содержания государственных структур и для финансового обеспечения выполнения ими функций государства - управления, обороны, социальных и экономических функций.

Налоговая система большинства стран мира, в том числе и Украина, строится на сочетании прямых и косвенных (не прямых) налогов. Первые устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, второй включаются в виде надбавки в цену товара или тарифа на услуги и оплачиваются потребителем.

При прямом налогообложении денежные отношения возникают между государством и самим плательщиком, вносящим налог непосредственно в казну, при косвенном - субъектом этих отношений становится продавец товара или услуг, который выступает посредником между государством и плательщиком

(Потребителем товара или услуг). Использование в единой системе разнообразных по объектам обложения и методам исчисления прямых и косвенных налогов позволяет государству полнее реализовать на практике обе функции налогов - фискальную и экономическую: под налоговым воздействием оказываются и имущество предприятий и граждан, и потребляемые в процессе производства разные виды ресурсов, и рабочая сила, и получаемый доход.

Прямые налоги направлены непосредственно на плательщика и они прямо зависит от объекта налогообложения Косвенные налоги выражаются в ценах произведенных товаров, выполненных работ, предоставленных услуг, и, хотя их выплачивают в бюджет хозяйствующие субъекты, основное бремя косвенных налогов несет на себе потребитель этих товаров, работ и услуг.

Прямые налоги включают в себя налог на прибыль предприятий, налог на недвижимость, плата (налог) за землю, налог с владельцев транспортных средств, налог на доходы физических лиц.

Другие обязательных общегосударственных налогов и платежей относятся: сбор за геологоразведочные работы, сбор за специальное использование природных ресурсов, государственная пошлина, местные налоги и сборы, сбор за загрязнение окружающей природной среды, рентные платежи.

К обязательных платежей в государственные целевые фонды относятся: сбор на обязательное государственное пенсионное страхование, сбор на обязательное социальное страхование, сбор в Фонд для проведения мероприятий ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения, сбор в Государственный инновационный фонд.

Косвенные налоги Украины включают в себя налог на добавленную стоимость, акцизный сбор и пошлину.

В недалеком прошлом, косвенные налоги рассматривались лишь с негативной точки зрения. Но характеризовать косвенные налоги только лишь как финансовое бремя на население - бессмысленно, потому что струйным есть все налоги. Речь может идти только об одном: насколько они затрагивают интересы различных слоев населения и как выполняют свое бюджетное назначение.

Очевидно, что косвенные налоги осуществляют тем большее влияние на общий уровень цен, чем больший объем производимых в стране товаров они охватывают, чем выше их ставки. Исследования экономистов свидетельствуют о том, что введение косвенных налогов или увеличение их ставок может привести к повышению общего уровня цен в стране даже при неизменности всех основных экономических факторов. Поэтому, как показывает зарубежный опыт, их пытаются вводить только в период экономической стабильности.

При некоторых условиях косвенные налоги, в отличие от прямых, благоприятнее влияют на процессы накопления, так как они в меньшей степени затрагивают прибыль предприятий, которая является одним из основных источников накопления, а также потому, что с их помощью государство может изменять соотношение между потреблением и накоплением, если потратит средства, полученные за счет сокращения потребления, на инвестиционные цели.

Косвенные налоги при умелом их использовании - эффективные финансовые инструменты регулирования экономики. Они характеризуются быстрыми поступлениями, что в свою очередь дает возможность использовать эти средства на финансирование расходов. Так как косвенными налогами облагаются товары народного потребления и услуги, а отсюда и вероятность их полного или почти полного поступления, так как товары народного потребления пользуются постоянным спросом.

Кроме того, в результате более или менее равномерного потребления, косвенные налоги снимают напряжение в межрегиональном распределении доходов местных бюджетов.

Косвенные налоги имеют непосредственное влияние на само государство.

Используя все свои возможности, оно должно способствовать развитию производства и тем самым увеличить объем реализации, а следовательно и поступлений в бюджет. То есть, можно утверждать, что косвенные налоги играют стимулирующую роль. Государство с помощью косвенных налогов может регулировать процесс потребления.

Крупнейшим среди косвенных налогов, используемых в Украине, является налог на добавленную стоимость. Налог на добавленную стоимость (НДС), является разновидностью универсальных акцизов. В мировой практике он превратился в основной налог непрямого действия и заменил во многих странах менее эффективный налог с оборота. С налогом с оборота связано возникновение своеобразного кумулятивного эффекта, заключается в том, что объект налогообложения содержит налоги, уплачиваемые на предыдущих этапах движения товара. НДС не имеет этого недостатка, но оказывает значительное влияние на общий уровень цен, поскольку он включается в состав цены всех товаров и услуг и является регрессионный по отношению к малообеспеченным слоям населения.

Налоговая система Украины

Налоговую систему Украины можно представить в виде трех основных подсистем:

• подсистема налогообложения юридических лиц

• подсистема налогообложения физических лиц

• сборы в государственные целевые фонды

Все эти подсистемы находятся в тесной взаимосвязи между собой, их составляют одни структурные элементы: прямые налоги, косвенные налоги, а также другие налоги и сборы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.189.226 (0.008 с.)