Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рынок монополистической конкуренции: черты и признаки

Поиск

Монополистическая конкуренция - отрасль, которая состоит из относительно большого количества небольших по размерам фирм, производящих дифференцированный продукт независимо друг от друга.

Черты:

1. На рынке действует достаточно большое количество продал цев.

2. Продукты, которые предлагаются на рынке, хотя и принадлежат к одной товарной группе, достаточно ди ференцийовани. Эта дифференциация основывается как на реальных, так и на мнимых различиях.

3. Ограниченная возможность влияния на цену. Удачное расположение, яркая упаковка, результативная рекламная кампания дают фирме определенные преимущества перед другими, и таким образом они не могут влиять на цену

4. Легкое вступление в отрасль. Поскольку на рынке до сить большое количество конкурирующих фирм, создать какие-то барьеры для вступления в отрасль новых производителей практически невозможно.

Признаки:

1. каждая фирма обладает сравнительно небольшой долей всего рынка

2. наличие сравнительно большого количества фирм

3. значительное количество фирм в отрасли исключает их взаимозависимость.

4. на рынке есть условия для свободного входа и легко основать новую фирму или покинуть рынок.

51. Монополистическая конкуренция определения цены и объема производства в краткосрочном периоде

Формы монополий разнообразны, они менялись с развитием империализма. Впервые монополии возникли в конце XIX в., Прежде всего в тяжелой промышленности, а затем начали распространяться в других отраслях производства. В частности, после кризиса 1873 года они начали возникать в легкой и других отраслях промышленности, а затем охватили и другие отрасли экономики. В начале XX в. монополистические объединения стали основой хозяйственной жизни.

Существует много форм монополистических объединений. Простейшие из них - это конвенции, корнеры, пулы, ринги. Это кратковременные соглашения о ценах. Такие соглашения носят временный характер, они распадаются при изменении условий на рынке. Выше, основными формами монополистических объединений картели, синдикаты, тресты и концерны. В начале XX в. такие объединения капиталистов получили наибольшее распространение.

Монополии проникают во все сферы общественного воспроизводства - непосредственное производство, обмен, распределение и потребление. Первой монополизируется сфера обращения. На этой основе возникают простейшие формы монополистических объединений - картели и синдикаты.

Картель (от франц. - "Союз") - это такая форма монополистического объединения, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, а также производственную и коммерческую самостоятельность. Значит производство и сбыт продукции каждое предприятие, которое входит в картель, осуществляет самостоятельно. Участники картели составляют соглашения о регулировании объемов производства, условий сбыта продукции (распределение рынков сбыта), определяют единые монопольно высокие цены, обмен патентов на новую технику, наем рабочей силы с целью изъятия монополистического прибыли.

Поскольку каждое предприятие, как было сказано выше, осуществляло производство и сбыт продукции самостоятельно, обязано продавать свои товары по единой, установленной картельным соглашением, цене. Конечно, такое соглашение предусматривало и разделение рынка: устанавливалось где тому или иному участнику картеля разрешается сбывать свою продукцию. Иногда картельное соглашение устанавливало для каждого предприятия долю (квоту) его участия в производстве или в объеме продаж. Согласно этой квоты (нормы) каждый из участников картеля не должен превышать объем производства и сбыта. За нарушение налагался штраф, который шел в общую кассу. Устанавливалась также так называемая картельный цена - разновидность монопольной цены, которая устанавливалась с целью уничтожения конкурентов и обеспечение условий для получения монопольной прибыли. Картельный цена была полезна для развития монополий. Важным для каждого участника картели было то, что они сохраняли свою производственную и коммерческую самостоятельность.

Картели были распространены довольно широко в Германии, состояли даже международные картели. Это такие союзы монополий разных стран, между которыми также складывались соглашения о разделе рынков сбыта, источников сырья, установление монопольных цен, использования патентов. Как правило, такие международные картели существовали в рамках одной отрасли.

На современном этапе картели существуют в форме патентных пулов, лицензионных договоров, консорциумов по проведению научно-исследовательских разработок и т.д..

Синдикат (от греч. - "Согласие") - это такая форма монополистического объединения, где распределение заказов, закупки сырья и реализация продукции осуществляется через единую сбытовую контору или другой аналогичный орган. Например, в дореволюционной России такими конторами были "П", "Продуголь", Сахарный синдикат.

Синдикат связывал предприятия, вошедшие в него, теснее. Эти объединения предприятий производили, как правило, массовую однотипную продукцию. Каждое отдельное предприятие в нем не продавало свою продукцию самостоятельно, а казалось ее синдиката, который осуществлял сбыт через свою контору. Итак, участники синдиката теряли собственность на произведенный продукт, они сохраняли производственную самостоятельность, но теряли коммерческую. Каждый участник, будь - то предприятие или фирма, получает от конторы соответствующую часть прибыли, зависит от квоты производства и других условий. Т.е. прибыль распределялся в соответствии с долей каждого предприятия в объеме продаж.

В современных условиях, когда в ряде стран существует антимонополистической законодательство, синдикаты потеряли свое значение как форма монополистического объединения. Сейчас синдикаты существуют преимущественно в сфере торговли, некоторые в сфере производства, так, например, алмазный синдикат контролирует мировой рынок необработанных алмазов.

В Украине, как правило, синдикаты создались в форме акционерного общества. Они подчиняют себе необъединенных предпринимателей путем установления цен на сырье, материал, свою продукцию.

Трест (от англ. - "Доверие") - это такой вид монополий, где участники теряют не только коммерческую, но и производственную и даже юридическую самостоятельность, подчиняясь единому контроля. Хотя тресты наиболее тесным формой объединения, каждое из предприятий отдельно уже не могло решать, что и как производить. Они не могли вести дела и заключать сделки на свой страх и риск. Ими управлял и от их имени вел все дела трест. Реальная власть в тресте концентрировалась в руках правления или головной компании. Каждый из владельцев предприятий получает определенное количество акций в соответствии с величиной вложенного капитала, тем самым получает право на участие в правлении и на соответствующую часть прибыли - дивиденды.

Как правило, тресты объединяют однородные предприятия. Они возникли в США в последней трети XIX в. Первым трестом считается образована Дж.Д. Рокфеллером нефтяная компания "" Стандарт ойл "(1879). Распространение трестов в Европе началось после первой мировой войны.

В наши дни синдикаты и тресты почти не встречаются, а картельные соглашения объединяют уже не отдельные предприятия, а монополистические объединения - крупные акционерные компании. (Корпорации). Зато появилась и стала распространена новая форма монополистического объединения - концерны. В отличие от старых форм, концерн является многоотраслевой монополией, которая охватывает самые предприятия.

Концерн (от англ. - "Предприятие, фирма"). Это объединение формально самостоятельных предприятий разных отраслей производства, транспорта, торговли, банков и страховых компаний на основе полной финансовой зависимости от собственников контрольного пакета акций. Ядром концерна является крупное промышленное предприятие, трест, банк или специально создано главное общество - холдинг. Эта форма монополистических объединений наиболее распространена. Для концерна характерна децентрализованная система управления предприятиями (по основным группам продукции или регионам), большой объем внутрифирменных поставок; централизованными в нем являются, как правило, капиталовложения и финансы.

Включая самые предприятия, концерны отражают потребность развития производительных сил, диктующих необходимость комбинирования, а также стремление к диверсификации. Диверсификация - новое явление в экономике развитых стран мира, которая начала развиваться с середины 50-х годов XX в. Сущность ее заключается в проникновении крупных фирм в отрасли, не имеющие прямого производственного связи с основной отраслью их деятельности. Мотивами, побуждающие монополию к диверсификации являются:

а) стремление смягчить проблему реализации, ослабить зависимость от конъюнктуры рынка в связи с падением спроса на тот или иной вид продукции;

б) стремление смягчить последствия экономических кризисов.

В начале возникновения монополистического капитала в каждой стране наиболее характерной была та или иная форма монополий. В Германии, например, преобладали картели, в России и Франции - синдикаты, в США - тресты, в Японии - концерны. В современных условиях синдикаты и тресты в чистом виде почти не встречаются, а картельные соглашения объединяют уже не отдельные предприятия, а монополистические объединения - крупные акционерные компании (корпорации). При этом картельные соглашения зачастую заключаются негласно, часто они даже не оформляются юридически, чтобы сохранить полную тайну. Преобладающей формой монополистических объединений стали многоотраслевые концерны. Эта форма получила большое распространение. В отличие от старых форм, концерн охватывает самые предприятия. Такая форма объединения отражает потребности развития производительных сил, диктующих необходимость комбинирования, а также стремление к диверсификации, внедрения в другие отрасли производства, что облегчает борьбу с конкурентами и дает возможность лучше использовать конъюнктуру рынка. В концерны входят не только предприятия, принадлежащие им, но и заводы и фирмы, которые формально не являются их собственностью, но поставляют предприятиям концерна детали, принадлежности или выполняют какие-то услуги.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.189.253 (0.008 с.)