Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Основы налогов и налогообложения

Поиск

Дюжов А. В.

Налоги и налогообложение

Москва, 2008 г.

Оценочной деятельности и налогообложения. / М.: Московская финансово-промышленная академия, 2008.

Содержание

Цель и задачи изучения дисциплины

 

Раздел 1. Основы налогов и налогообложения

Глава 1. Теоретические основы налогов и налогообложения

1.1. Налоги и сборы: понятие, сущность.

1.2. Функции налогов.

1.3. Виды налогов и способы их классификации.

1.4. Правовой механизм налога.

1.5. Элементы налога.

1.6. Методы взимания налогов.

1.7. Принципы построения российской налоговой системы.

1.8. Права и обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов).

 

Раздел 2. Система налогов и сборов Российской Федерации

Глава 2. Налог на добавленную стоимость

 

Глава 3. Акциз

 

Глава 4. Налог на доходы физических лиц

 

Глава 5. Единый социальный налог

 

Глава 6. Налог на прибыль организаций

 

Глава 7. Государственная пошлина

 

Глава 8. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

 

Глава 9. Водный налог

 

Глава 10. Налог на добычу полезных ископаемых

 

Глава 11. Транспортный налог

 

Глава 12. Налог на игорный бизнес

 

Глава 13. Налог на имущество организаций

 

Глава 14. Земельный налог

 

Глава 15. Налог на имущество физических лиц

 

Глава 16. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)

 

Глава 17. Упрощенная система налогообложения

 

Глава 18. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

 

Список использованной литературы

 

Глоссарий

 

 

Цель и задачи изучения дисциплины

 

Каждое предприятие, учреждение, организация должны выполнять перед государством свои обязательства по уплате налогов. При этом можно использовать все имеющиеся возможности для снижения суммы налогов, которые разрешены законом. Поэтому особую значимость приобретают знания руководителя и бухгалтера, уровень их компетентности по налогообложению, по основам налогового законодательства и налогового учета.

Изучение дисциплины направлено на формирование у слушателей знания теоретических и методологических основ действующей в Российской Федерации системы налогообложения и практических навыков по расчету сумм налогов.

Основные задачи изучения дисциплины:

· изучение действующей системы налогов и сборов, анализ политики государства в области налогообложения в условиях рыночной экономики;

· изучение правового обеспечения налогообложения предпринимательской деятельности;

· освоение методики исчисления отдельных налогов.

 

После окончания обучения слушатель должен:

· владеть системой основных понятий по налогообложению;

· знать основы налоговой системы Российской Федерации, принципы ее построения, теоретические и методологические принципы взимания налогов, методику их расчета;

· уметь самостоятельно изучать нормативные документы, регламентирующие порядок уплаты налогов;

· уметь рассчитать суммы налогов.

Раздел 1. Основы налогов и налогообложения

 

Глава 1. Теоретические основы налогов и налогообложения

Функции налогов.

«Экономическая сущность налогов проявляется через их функции, которые реализуются непосредственно в процессе налогообложения: отражают систему отношений и взаимосвязи государства и отдельного налогоплательщика».[5] Функция (лат. function – исполнение, совершение) представляет собой внешнее проявление свойств какого – либо объекта в данной системе отношений. С точки зрения крупнейшего советского экономиста В. П. Дьяченко: «Функции той или иной экономической категории – проявление ее сущности в действии, то есть выражение общественного назначения данной экономической категории». [6]

Функции налогов непосредственно связаны с действием налогового права, с практической реализацией его регулятивных свойств, а также с его ролью и местом в правовой системе государства.

По средствам функций налогов выражают наиболее существенные, главные черты правовых механизмов налогообложения и направлены на достижение конкретных задач.

В настоящее время выделяют четыре основные функции налогов (рис 1).

 

 

Рис 1. Функции налогов [7]

 

Фискальная функция является основной функцией налога. Она присуща для любого налога и для любой налоговой системы. Фискальная функция заключается в том, что посредством налогов происходит формирование государственного бюджета путем изъятия части доходов организаций и граждан для формирования финансовых средств у государства на укрепление обороны страны, защиту правопорядка, решение социальных и ряда других задач.

Наиболее яркий представитель экономической мысли и политики налогов А. Смит отмечал, что «при системе естественной свободы (имеется в виду ситуация, при которой государство не руководит деятельностью отдельных граждан) на всяком правительстве лежит три обязанности. Первая обязанность — защищать общество от всякого насилия и нашествия со стороны других независимых обществ. Вторая обязанность — охранять по возможности каждого члена общества от всякой несправедливости и притеснения со стороны всякого другого члена общества, то есть обязанность установить строгое правосудие. Наконец, третья обязанность — устанавливать и содержать общественные предприятия и учреждения, устройство и содержание которых не под силу одному или нескольким лицам»[8].

Второй функцией налогов является распределительная. Она заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы.

Налоги активно участвуют в процессах распределения и перераспределения, тем самым, воздействуя и на сам процесс. В этом и находит свое применение стимулирующая функция налогов. Реализация стимулирования может происходить посредством системы налоговых ставок, налоговых льгот, налоговых вычетов, налоговых кредитов, финансовых санкций и налоговых преференций.

С тремя предыдущими функциями тесно связана контрольная функция налогов. Работа этой функции проявляется в проверке эффективности хозяйствования экономических субъектов, с одной стороны, и в контроле за действенностью, проводимой экономической политикой, с другой. Ярким примером работы данной функции налога является то, когда хозяйствующий субъект использует льготы, предоставляемые налоговым законодательством. При этом право на использование требует выполнения определенных условий. К примеру, использование льготы по налогу на прибыль.

Контрольная функция налогов позволяет государству учитывать доходы организаций и физических лиц, движение финансовых потоков и на этой основе разрабатывать рекомендации по совершенствованию системы налогообложения, выявлять случаи неполной или несвоевременной уплаты налогов.

 

Правовой механизм налога.

Законодательные акты по отдельным налогам и сборам отличаются относительно стабильной, традиционной структурой. В качестве составных частей ее выступают элементы правового механизма налога или сбора. В ст.17 определено, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Не установление или не определение законом хотя бы одного из элементов юридического состава налога будет означать отсутствие налоговой обязанности, поскольку сложный юридический состав ее возникновения не зафиксирован правовыми нормами.

Система элементов правового механизма налога состоит из: обязательных, дополнительных и специфических.

Обязательные элементы определяют фундаментальные, сущностные характеристики налога, которые формируют основное представление о содержании налогового механизма. Отсутствие какого-либо из этих элементов правового механизма налога не позволяет однозначно определить тип этого платежа и делает налоговый механизм неопределенным.

К обязательным элементам правового механизма налога и сбора относятся:

а) плательщик налога или сбора;

б) объект налогообложения;

в) ставка налога или сбора.

 

Дополнительные элементы правового механизма налога детализируют особенности конкретного платежа, создают завершенную и полную систему налогового механизма. Следует учитывать, что дополнительные элементы так же обязательны, как основные, и не имеют факультативного характера. Цельный правовой механизм налога возможен только как совокупность основных и дополнительных элементов, и отсутствие хотя бы одного из дополнительных элементов не позволит законодательно закрепить отдельный налог или сбор. Совокупность дополнительных элементов правового механизма налога достаточно многообразна (в зависимости от степени детализации налогового механизма). Однако эта совокупность состоит из двух подгрупп:

1) дополнительные элементы правового механизма налога, детализирующие основные или связанные с ними (предмет, база, единица налогообложения — категории, прямо зависящие от объекта налогообложения);

2) дополнительные элементы правового механизма налога, имеющие самостоятельное значение (налоговые льготы, методы, сроки и способы уплаты налога; бюджет или фонд, куда поступают налоговые платежи).

Таким образом, к дополнительным элементам правового механизма налога относятся:

а) налоговые льготы;

б) предмет, база, единица налогообложения;

в) источник уплаты налога;

г) методы, сроки и способы уплаты налога;

д) особенности налогового режима;

е) бюджет или фонд поступления налога (сбора);

ж) особенности налоговой отчетности.

 

Как основные, так и дополнительные элементы носят обязательный характер, без которого невозможно закрепление соответствующего налогового механизма.

Иначе обстоит дело со специфическими элементами. В отдельных случаях специфика налога требует выделения в его механизме особенных элементов, характерных исключительно для данного налога. Например, ведение специальных кадастров по имущественным налогам; специфических реестров; бандерольный способ уплаты и т. д. Подобные элементы и составляют группу специфических, которые могут быть задействованы в налоговом механизме, а могут и не использоваться.

 

Элементы налога.

 

Прежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных или представительных органов власти в законодательных актах должно определить элементы налога. Элементы налога - это принципы построения и организации налогов.

К наиболее часто встречающимся элементам налога относятся:

· налогоплательщик;

· налоговые агенты;

· объект налогообложения;

· налоговая база;

· единица обложения;

· налоговые льготы;

· налоговая ставка;

· порядок исчисления;

· налоговый оклад;

· источник налога;

· налоговый период;

· порядок уплаты;

· срок уплаты налога.

 

Налогоплательщики.

Налогоплательщики – это организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

В налоговом законодательстве под организацией понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.

Под физическими лицами понимаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. К этой категории налогоплательщиков относятся и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица.

С вступлением в силу Налогового кодекса филиалы и иные обособленные подразделения перестали быть самостоятельными плательщиками, т.к. не несут ответственности по уплате налога, а лишь могут исполнять обязанность своей организации по уплате налога. При выполнении этой обязанности организации по уплате налогов и сборов, филиалы и другие обособленные подразделения выступают не от своего имени, а от имени организации и не являются сами по себе носителями прав и обязанностей. Таким образом, исполнение обязанности по уплате налогов осуществляется организацией через свои филиалы по месту их нахождения, однако налогоплательщиком остается сама организация. Именно организация должна встать на учет по месту нахождения филиала, она должна вести учет доходов, расходов и иных объектов налогообложения.

 

Налоговые агенты.

Налоговые агенты - это лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики. Они обязаны:

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

2) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;

3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

 

Объект налогообложения.

Объектами налогообложения являются:

· операции по реализации товаров (работ, услуг);

· имущество;

· прибыль;

· доход;

· стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

· иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

 

Каждый налог имеет самостоятельный и прямо названный в законе объект налогообложения. В статье 38 Налогового кодекса Российской Федерации дается понятие различных видов объекта налогообложения.

Под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации: вещи, включая, деньги и ценные бумаги, а также иное имущество.

Товаром признается любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации. Материальный или нематериальный объект может быть признан или не признан товаром. Так, находящиеся в собственности физического лица и используемое им для собственных нужд имущество (автомобиль) не является товаром, пока собственник имущества не изъявит в той или иной форме желание продать это имущество.

Работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

Услуга -это деятельность, результаты которой не имеют материального выражения и которые (результаты) реализуются и потребляются в процессе этой деятельности.

Таким образом, услуга в отличие от работы не имеет материального выражения и не может быть реализована для последующего удовлетворения потребностей.

Налоговые льготы.

Дополнительным элементом правового механизма налога являются налоговые льготы. Льготами по налогам и сборам признаются определенные преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков. Налоговым кодексом РФ установлен правовой режим предоставления налоговых льгот, согласно которому льготы по налогам могут предоставляться в виде возможности:

а) не уплачивать налог или сбор;

б) уплачивать налог или сбор в размере меньшем, чем установленный общими нормами соответствующей главы части второй НК РФ.

 

Налоговые льготы могут устанавливаться только законодательством о налогах и сборах, поэтому нормы иных «неналоговых» законов, предоставляющие какие-либо налоговые преимущества отдельным субъектам, не имеют юридической силы и, следовательно, применению не подлежат.

Одним из критериев установления налоговых льгот выступает исключение индивидуального характера, т. е. отсутствие отдельного порядка или отдельных условий налогообложения конкретно-определенных одного лица или организации.

В практике налогообложения возможно применение следующих налоговых льгот: изъятия, скидки, налоговые кредиты.

Изъятия — это выведение из-под налогообложения отдельных объектов. Скидки — это льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Под налоговым кредитом понимают льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки. Налоговый кредит можно подразделить на следующие виды: снижение ставки налога, отсрочка или рассрочка уплаты налога, возврат ранее уплаченного налога, зачет ранее уплаченного налога, замена уплаты налога натуральным исполнением.

Пункт 2 ст. 56 НК РФ закрепляет, что налоговые льготы являются правом, а не обязанностью налогоплательщика. Это означает, что в ряде случаев налогоплательщик вправе отказаться от использования налоговых льгот на законном основании, равно как и приостановить их использование на один или несколько налоговых периодов.

Методы взимания налогов.

 

В практике налогообложения используются три метода взимания налогов:

· метод начисления;

· метод удержания;

· кадастровый метод.

 

Если используется первый метод, то налогоплательщик должен представить в налоговые органы налоговую декларацию (расчеты по уплате налогов). На основе этого документа определяется сумма налогового платежа. В России этот метод используется при взимании большинства налогов, например, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций и др.

Второй метод предполагает уплату налога у источника получения дохода. Он применяется при взимании налога на доходы физических лиц, налога на прибыль предприятий и организаций (с доходов в виде дивидендов по ценным бумагам). Согласно этому методу лицо, выплачивающее другому лицу доход, исключает из него сумму налога и перечисляет в бюджет.

Удержание налога у источника выплаты дохода имеет ряд преимуществ, в том числе:

· налог уплачивается в момент выплаты дохода;

· уменьшается риск уклонения от уплаты налога;

· у источника дохода легче проконтролировать правильность исчисления суммы налога.

 

При кадастровом методе сумма налогового платежа определяется на основе данных кадастра. Кадастр - это реестр, устанавливающий перечень типичных объектов, классифицируемых по внешним признакам, и определяющий среднюю доходность объекта обложения. Налог взимается на основе внешних признаков предполагаемой доходности имущества. Например, единый налог на вмененный доход для определения видов деятельности.

Глава 3. Акциз

Акцизы являются косвенными налогами, сущность и природа которых сходна с НДС. Отличительная особенность акцизов заключается в том, что ими облагается вся стоимость реализованных подакцизных товаров (либо весь объем реализованной или полученной продукции в натуральном выражении). Причем перечень подакцизных товаров ограничен.

В России индивидуальные акцизы всегда играли важную фискальную роль. Прежде всего, это относится к акцизам на алкогольную продукцию. Наиболее заметную роль в обеспечении доходов государства с самой начальной стадии производства играла водка, которая занимала весомую долю расходов населения: в 1819 году, например, питейные сборы составляли 16% всех бюджетных поступлений, в 1826 году – уже 21%, а в 1858 – 33% общей суммы сборов.

На протяжении веков акцизы играли весьма важную роль в налоговой системе России, являясь, прежде всего, крупным фискальным источником. Необходимость же существования и применения акцизов в современных условиях связана, помимо фискальной функции, потребностью государственного регулирования отдельных экономических и социальных процессов. Прежде всего, это необходимость ограничения потребления товаров, использование которых наносит ущерб здоровью человека и состоянию окружающей среды. По этой причине практически во всех странах существуют сегодня акцизы на алкогольные напитки и табачные изделия.

Налогоплательщики акциза определены в статье 179 НК. К ним относятся:

1) организации;

2) индивидуальные предприниматели;

3) лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

 

Для осуществления операций с денатурированным этиловым спиртом организация должны получить свидетельство о регистрации.

Свидетельство предоставляет право на совершение следующих операций:

· производство денатурированного этилового спирта - свидетельство на производство денатурированного этилового спирта;

· производство неспиртосодержащей продукции, в качестве сырья для производства которой используется денатурированный этиловый спирт, - свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции;

· производство спиртосодержащей продукции в металлической аэрозольной упаковке, в качестве сырья для производства которой используется денатурированный этиловый спирт, - свидетельство на производство спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке;

· производство спиртосодержащей продукции в металлической аэрозольной упаковке, в качестве сырья для производства которой используется денатурированный этиловый спирт, - свидетельство на производство спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке.

 

Организация, имеющая свидетельство, обязана отчитываться перед налоговым органом, выдавшим свидетельство, об использовании денатурированного этилового спирта.

Аналогичный порядок получения свидетельства действует в случае, если налогоплательщик совершает операции с прямогонным бензином.

Свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, выдаются организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим следующие виды деятельности:

- производство прямогонного бензина, в том числе из давальческого сырья (материалов), - свидетельство на производство прямогонного бензина;

- производство продукции нефтехимии, при котором в качестве сырья используется прямогонный бензин, в том числе из давальческого сырья (материалов), - свидетельство на переработку прямогонного бензина.

 

Налоговое законодательство устанавливает следующий список подакцизных товаров:

· спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

· спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов. Исключением являются:

- лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, лекарственные, лечебно-профилактические средства (включая гомеопатические препараты), изготавливаемые аптечными организациями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций, разлитые в емкости в соответствии с требованиями государственных стандартов лекарственных средств;

- препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории Российской Федерации, разлитые в емкости не более 100 мл;

- парфюмерно-косметическая продукция, разлитая в емкости не более 100 мл с объемной долей этилового спирта до 80 процентов включительно, и (или) парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90 процентов включительно при наличии на флаконе пульверизатора, разлитая в емкости не более 100 мл;

- подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий;

· алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов);

· пиво;

· табачная продукция;

· автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);

· автомобильный бензин;

· дизельное топливо;

· моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

· прямогонный бензин.

 

Объектом налогообложения акцизом, в соответствии со статьей 182 НК РФ признаются следующие операции:

· реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации;

· продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность;

· передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов);

· передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;

· передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;

· ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

· получение (оприходование) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции;

· получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина.

 

Вместе с этим, налоговое законодательство выделяет ряд операций, установленных статьей 183 НК РФ, которые не облагаются акцизом. К ним, в частности, относятся:

· передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, для производства других подакцизных товаров другому такому же структурному подразделению этой организации;

· реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной убыли или ввоз подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону с остальной части территории Российской Федерации.

· первичная реализация (передача) конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, на промышленную переработку под контролем таможенных и (или) налоговых органов либо уничтожение.

 

Определение налоговой базы при реализации (передаче) подакцизных товаров регламентировано статьей 187 НК РФ. Механизм определения налоговой базы зависит от вида подакцизного товара и установленных для него ставок акцизов (специфических или адвалорных):

1) как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения);

2) как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров без учета акциза, налога на добавленную стоимость - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки;

3) как стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленная исходя из средних цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии исходя из рыночных цен без учета акциза, налога на добавленную стоимость - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки. В аналогичном порядке определяется налоговая база по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, при их реализации на безвозмездной основе, при совершении товарообменных (бартерных) операций, а также при передаче подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации и передаче подакцизных товаров при натуральной оплате труда;

4) как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при применении твердой (специфической) налоговой ставки и как расчетная стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен для исчисления акциза при применении адвалорной (в процентах) налоговой ставки - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок.

 

Порядок исчисления акциза устанавливается статьей 194 НК РФ в зависимости от характера налоговой ставки: твердая или процентная. Ставки устанавливаются статьей 193 НК РФ.

Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы.

 

 

Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

 

 

Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе ввозимым на территорию Российской Федерации), в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки (состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок), исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой (специфической) налоговой ставки и объема реализованных (переданных, ввозимых) подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной (в процентах) налоговой ставке процентная доля максимальной розничной цены таких товаров.

В соответствии со статьей 195 НК РФ дата реализации или получения подакцизных товаров определяется следующим образом как день отгрузки (передачи) соответствующих подакцизных товаров, в том числе структурному подразделению организации, осуществляющему их розничную реализацию.

При реализации налогоплательщиком подакцизных товаров, он обязан предъявить к оплате покупателю подакцизных товаров соответствующую сумму акциза, включив акциз в цену указанного товара. При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцом, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах соответствующая сумма акциза не выделяется.

В соответствии со статьей 200 НК РФ, налогоплательщик имеет право уменьшить сумму акциза по подакцизным товарам на установленные налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченные налогоплательщиком при приобретении подакцизных товаров, либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации, выпущенных в свободное обращение, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров.

Порядок применения налоговых вычетов, предусмотренных в статье 200 НК РФ, определен в статье 201 НК РФ, которая устанавливает перечень документов для обоснования налоговых вычетов.

Налоговые вычеты производятся на основании расчетных документов и счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком подакцизных товаров. При этом вычетам подлежат только суммы акциза, фактически уплаченные продавцам при приобретении подакцизных товаров.

По итогам налогового периода налогоплательщик уплачивает сумму акциза в бюджет. Данная сумма акциза рассчитывается как разность между собственной суммой акциза и суммой налогового вычета.

Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает сумму акциза, исчисленную по реализованным подакцизным товарам, налогоплательщик в этом налоговом периоде акциз не уплачивает.

Сумма превышения налоговых вычетов над суммой акциза, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения подлежит зачету в счет текущих и (или) предстоящих в следующем налоговом периоде платежей по акцизу.

Сумма превышения налоговых вычетов над суммой акциза, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения совершенным в налоговом периоде, подлежит вычету из суммы акциза в следующем налоговом периоде в первоочередном по сравнению с другими налоговыми вычетами порядке.

Уплата акциза должна производиться в сроки, установленные в статье 204 НК РФ. Данная статья устанавливает четкие сроки для уплаты акциза при реализации подакцизных.

Уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации (передачи) указанных товаров за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем.

Уплата акциза по прямогонному бензину и денатурированному этиловому спирту налогоплательщиками, имеющими свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, и (или) свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, производится не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения налоговую деклара



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.219.213 (0.011 с.)