Глава 13. Налог на имущество организаций 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 13. Налог на имущество организаций



С 1 января 2004 года вступила в силу глава 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ. Она существенно меняла порядок исчисления и уплаты налога на имущество организациями. Изменения затронули все основные элементы налога. Поскольку налог на имущество организаций относиться к региональным налогам, то он устанавливается не только Налоговым кодексом РФ, но и законами субъектов Российской Федерации. При этом субъект Федерации в принятом законом устанавливает:

- конкретную ставку налога;

- налоговые льготы;

- порядок уплаты налога;

- сроки уплаты налога.

 

Плательщиков налога можно объединить в три группы:

- российские организации;

- иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации;

- иностранные организации, имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации.

 

Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признается движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств.

Иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в соответствии с установленным в Российской Федерации порядком ведения бухгалтерского учета.

Объектом налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, признается находящееся на территории Российской Федерации недвижимое имущество, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности.

Не признаются объектом обложения:

- земельные участки и иные объекты природопользования;

- имущество, принадлежащие на праве хозяйственного ведения ими отраслевого управления федеральными органами исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечение безопасности и охраны порядка в Российской Федерации.

 

Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Величина налоговой базы за налоговый период измеряется показателем среднегодовой стоимости имущества. Сумма авансового платежа по налогу за отчетный период определяется с помощью показателя средней стоимости имущества.

Средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.

Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.

Налоговым периодом установлен календарный год, а отчетными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Аналогично рассчитывается налоговая база у иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянные представительства.

При определении налоговой базы имущество учитывается по остаточной стоимости, которая определяется по правилам ведения бухгалтерского учета. Если по объекту амортизация не должна начисляться, то их стоимость рассчитывается как разница между первоначальной стоимостью и величиной износа.

Налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через иностранные представительства, выступает инвентарная стоимость, которая определяется по данным органов технической инвентаризации по состоянию на 1 января года.

Налоговая база определяется отдельно в отношении имущества:

- подлежащего налогообложению по месту нахождения организации;

- каждого обособленного подразделения организации;

- облагаемого по разным ставкам.

 

Ставка налога устанавливается законами субъектов Российской Федерации и не должна превышать 2,2%.

В соответствии со ст.381 НК РФ освобождаются от налогообложения:

1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации – в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;

2) религиозные организации – в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;

3) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, – в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;

- организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов, – в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

- учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, – в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

4) организации – в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов;

5) организации – в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания;

6) организации – в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации;

7) организации – в отношении космических объектов;

8) имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;

9) имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;

10) имущество государственных научных центров;

11) научные организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств – в отношении имущества, используемого ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности.

 

Эти льготы действуют на всей территории России. Субъекты Российской Федерации могут устанавливать дополнительные льготы.

Срок уплаты налога и авансовых платежей по налогу так же устанавливается законом субъекта РФ. Согласно закону в Москве налог уплачивается не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а авансовые платежи не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.

 

Глава 14. Земельный налог

 

Земельный налог установлен гл. 31 НК РФ. Налог на землю введен в российскую налоговую систему в целях стимулирования рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивания социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечения развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирования специальных фондов финансирования этих мероприятий.

Правовое регулирование данного налога осуществляется наряду с федеральным законодательством также нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Порядок введения в действие, а также прекращения действия земельного налога определяются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Земельный налог обязателен к уплате на территории соответствующего муниципального образования.

В городах федерального значения правовое регулирование земельного налога имеет следующие особенности. В городах Москве и Санкт-Петербурге земельный налог устанавливается НК РФ и соответствующими региональными законами, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и законами, указанных субъектов РФ, и обязателен к уплате на территории городов Москвы и Санкт-Петербурга соответственно.

При установлении земельного налога представительные органы муниципальных образований, а также законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения определяют налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты земельного налога. Одновременно названными нормативными правовыми актами и региональными законами могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Плательщиками земельного налога являются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не являют плательщиками земельного налога организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных импо договору аренды.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (города федерального значения), на территории которого введен налог. Согласно п. 2 ст.389 НК РФ не являются объектом налогообложения следующие виды земельных участков:

—изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ;

—ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

—ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

—ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, в пределах лесного фонда;

—ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.

 

Налоговой базой земельного налога выступает кадастровая стоимость земельного участка, определяемая в соответствии с земельным законодательством РФ.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется отдельно по каждой доле.

Организации и индивидуальные предприниматели определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования. Относительно налогоплательщиков — физических лиц налоговая база по земельной налогу определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.

Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны представлять в налоговые органы информацию о земельных участках, расположенных на их территории, правах и сделках с землей, зарегистрированных в этих органах, а также сведения о владельцах земельных участков. Названные сведения должны быть сообщены в налоговый орган в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации.

Относительно органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра, и органов муниципальной власти НК РФ установлена обязанность ежегодно до 1 февраля сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, являющихся объектами налогообложения.

В целях соблюдения прав налогоплательщиков кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года должна быть доведена до сведения общественности. Порядок и форма уведомления налогоплательщиков о стоимости земельных участков выбираются органами местного самоуправления и исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

На основании п.5 ст.391 НК РФ к отдельным категориям налогоплательщиков применяются стандартные налоговые вычеты в размере 10 тыс. руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (города федерального значения). Правом на подобное уменьшение налоговой базы обладают, например, Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, инвалиды I и II группы, ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также ветераны и инвалиды боевых действий, физические лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Налоговым периодом по земельному налогу является один календарный год. По общему правилу, установленному п.2 ст.393 НК РФ, для организаций и индивидуальных предпринимателей установлены следующие отчетные периоды — первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Вместе с тем п.3 ст.393 предоставляет право представительному органу муниципального образования и законодательному (представительному) органу государственной власти города федерального значения не устанавливать отчетный период по данному налогу.

Земельный налог уплачивается по ставкам, устанавливаемым нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования или региональными законами городов федерального значения. По общему правилу земельный налог исчисляется по ставке не более 1,5%. Однако отдельные категории земельных участков могут облагаться налогом по ставке не более 0,3%. Такая ставка установлена ст. 394 НК РФ в отношении следующих земельных Участков:

—отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;

—занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или предоставленных для жилищного строительства;

—предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства.

 

Особенностью налогообложения земельных участков является большой перечень налоговых льгот, гарантированный ст.395 НК РФ. Так, освобождаются от уплаты земельного налога:

—организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;

—организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

—религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

—общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

—организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов;

—учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

—организации народных художественных промыслов - в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

—физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;

—организации — резиденты особой экономической зоны сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на земельный участок, предоставленный резиденту особой экономической зоны.

 

Сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода налогоплательщиком самостоятельно. Исключение составляют налогоплательщики — физические лица, за которых сумму обязательного платежа за пользование землей исчисляют налоговые органы.

При установлении земельного налога представительные органы местного самоуправления, а также законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга вправе предусмотреть авансовые платежи по налогу, но не более двух за налоговый период.

По истечении налогового периода налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели представляют налоговую декларацию по земельному налогу. Декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения земельного участка не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог и авансовые платежи по нему уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.251.22 (0.004 с.)