Глава 2. Налог на добавленную стоимость



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Налог на добавленную стоимость



 

Плательщиками НДСвыступают: организации, индивидуальные предприниматели и организации, индивидуальные предприниматели, признаваемые плательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Не признаются налогоплательщиками организации, являющиеся иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в отношении операций, совершаемых в рамках организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.

Индивидуальные предприниматели вошли в состав плательщиков с 1 января 2001 г.

Неплательщиками налога не являются организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Кроме налогоплательщиков перечислять налог в бюджет должны налоговые агенты. У организаций и предпринимателей возникают обязанности агента в трех случаях, если они:

· приобретают товары (работы, услуги) на территории России у иностранных лиц, не стоящих на налоговом учете в Российской Федерации;

· арендуют федеральное имущество, имущество субъектов РФ и муниципальное имущество;

· реализуют на территории РФ конфискованное имущество, бесхозные ценности, клады и скупленные ценности, а также ценности, перешедшие по праву наследования государству.

 

Налогоплательщик может освободиться от исполнения обязанности плательщика НДС. Плательщики имеют право на применение такого освобождения, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн.рублей. Освобождение не могут получить плательщики, реализующие подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев.

Лица, претендующие на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, подтверждающие право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого они претендуют на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика.

Освобождение производится на двенадцать последовательных календарных месяцев. По его истечении налогоплательщики представляют в налоговые органы также письменное уведомление о продлении права на освобождение и документы, подтверждающие, что в течение срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога и налога с продаж за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала 2 млн. руб. В противном случае налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место превышение, и до окончания периода освобождения утрачивают право на освобождение и уплачивают налог на общих основаниях.

Очень жестким требованием для применения освобождения является требование о доначислении налога. Так, суммы налога, принятые ранее плательщиком к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектом обложения, но не использованным для этих целей, после отправки уведомления подлежат восстановлению. Поэтому сумма НДС, подлежащая перечислению в бюджет, будет больше в последнем налоговом периоде перед освобождением.

Освобождение не распространяется на импорт товаров, поэтому импортеры должны заплатить НДС на таможне. Те организации, которые получили освобождение, включают уплаченный на таможне НДС в стоимость импортных товаров, а те, кто не получал освобождение, возмещают НДС из бюджета.

Обязанность по исчислению суммы налога и его уплате в бюджет возникает у организации или у индивидуального предпринимателя только в случае возникновения у плательщика объекта обложения налогом.

Такими объектамиявляются:

- операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории России, в том числе реализация предметов залога, передача товаров (результатов выполненных работ, оказания услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. К реализации относится и передача права собственности от одного лица другому как на возмездной, так и на безвозмездной основе;

- передача на территории России товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы по которым не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

- выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

- ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

 

Если операция признается объектом обложения, то у налогоплательщика в большинстве случаев возникает обязанность по исчислению и уплате налога.

НК РФ определил закрытый перечень операций, которые не являются объектом обложения, поскольку не относятся к операциям по реализации. В перечень вошли:

- передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);

- передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;

- выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления;

- передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;

- операции по реализации земельных участков (долей в них);

- передача имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам);

- передача денежных средств некоммерческим организациям на формирование целевого капитала, которое осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»;

- операции по реализации налогоплательщиками, являющимися российскими организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», товаров (работ, услуг) и имущественных прав, осуществляемые по согласованию с лицами, являющимися иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в рамках исполнения обязательств по соглашению, заключенному Международным олимпийским комитетом с Олимпийским комитетом России и городом Сочи на проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.

 

При осуществлении этих операций не начисляется НДС, но у передающей стороны может возникнуть обязанность по восстановлению той суммы НДС, которая была уплачена поставщику и принята к вычету после приобретения передаваемого объекта. Если имущество передающей стороной не использовалось для производственных целей и приобреталось для осуществления инвестиционной или совместной деятельности, то возмещения суммы не должно было быть. Если передаваемое имущество ранее использовалось в производственных целях, то налоговый вычет после приобретения был правомерен. В момент передачи имущества передаваемая сторона должна восстановить (начислить) НДС с остаточной стоимости имущества.

Передача товаров (работ, услуг) для собственных нужд или для собственного их потребления фактически приводит к начислению налога при непроизводственной направленности действий.

При определении объекта обложения важное значение имеет место реализации товаров (работ, услуг), так как НДС облагаются операции, совершенные на территории России. Местом такой реализации признается ее территория при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) товар находится на территории России, не отгружается и не транспортируется, например, продажа недвижимого имущества;

2) товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории России. В этом случае неважно, где товар окажется после проведения сделки.

 

Местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если:

· работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов, находящихся на территории Российской Федерации). К таким работам (услугам), в частности, относятся строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению;

· работы (услуги) связаны с движимым имуществом, находящимся на территории Российской Федерации;

· услуги фактически оказываются на территории России в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры или туризма и спорта;

· покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.

 

В НК РФ расшифровывается, что представляет собой место осуществления деятельности покупателя. Это территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг) на территории России на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии – на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица. Это положение применяется при выполнении работ (оказании услуг):

· по передаче в собственность или переуступке патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав;

· консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных услуг, услуг по обработке информации, а также при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

· по предоставлению персонала, если персонал работает в месте деятельности покупателя;

· по сдаче в аренду движимого имущества за исключением наземных автотранспортных средств;

· агента, привлекающего от имени основного участника контракта лицо (организацию или физическое лицо) для оказания вышеперечисленных услуг;

· оказываемых непосредственно в российских аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание;

· по обслуживанию морских судов (лоцманская проводка, все виды портовых сборов, услуг судов портового флота, ремонтных и других работ (услуг));

· деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги), осуществляется на территории России (в части выполнения работ (оказания услуг), непоименованных выше).

 

Местом осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя считается территория России в случае фактического присутствия этой организации или индивидуального предпринимателя на ее территории на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии – на основании места, указанного в учредительных документах организации, мест управления организацией, нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации, нахождения постоянного представительства в Российской Федерации (если работы выполнены, а услуги оказаны через это постоянное представительство) или места жительства индивидуального предпринимателя.

Системой обложения НДС предусмотрено два вида налоговой базы:

а) с учетом НДС;

б) без НДС.

 

При исчислении налоговой базы любого вида в нее включается сумма акциза. Правовые нормы устанавливают для каждого объекта обложения одну или несколько налоговых баз, которые позволяют количественно измерить объект с целью определения суммы налога. Если для одного вида объекта (например, операции по реализации) установлено несколько налоговых баз, то выбор конкретной базы зависит от вида сделки. Методологически важным моментом является то, что по одному объекту за один налоговый период может возникнуть только одна налоговая база, поскольку в противном случае нарушается постулат об однократности налогообложения.

Российская система обложения, возникшая в 1992 г. с единой ставкой, сейчас реализует принцип множественности ставок.

Если налоговая база не включает сумму НДС, то к ней применяются стандартная ставка (18%), пониженная ставка (10%) и нулевая ставка.

Если налоговая база включает сумму НДС, то к ней применяются ставки, исчисленные как процентное отношение налоговой ставки (10 или 18%) к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на размер налоговой ставки (110 или 118). Соотношение 10/110 соответствует ставке 10%, а соотношение 18/118 – ставке 18%.

Ставка 18% используется для налогообложения подавляющего большинства операций по реализации товаров (работ, услуг), передачи имущества для собственного потребления, выполнения строительно-монтажных работ хозяйственным способом и ввоза товаров на таможенную территорию России.

Пониженная ставка установлена для операций по реализации социально - значимых товаров (отдельные виды продовольственных товаров и товаров для детей). С 1 января 2002 г. по этой ставке облагаются лекарственные средства, изделия медицинского назначения, периодические печатные издания, книжная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой, а также операции, связанные с производством и распространением периодических печатных изданий и книжной продукции. Если эти товары ввозятся на территорию страны, то они также подлежат обложению по ставке 10%.

По нулевой ставке облагаются:

- реализация товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта;

- реализация работ (услуг), непосредственно связанных с реализацией товаров на экспорт;

- реализация работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию России товаров, помещенных под таможенный режим транзита через таможенную территорию Российской Федерации;

- реализация услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункты отправления или назначения пассажиров и багажа расположены за пределами России, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов;

- реализация работ (услуг), выполняемых (оказываемых) непосредственно в космическом пространстве, а также всего комплекса подготовительных наземных работ (услуг), технологически обусловленного и неразрывно связанного с выполнением работ (оказанием услуг) непосредственно в космическом пространстве;

- реализация драгоценных металлов плательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, Банку России, коммерческим банкам, региональным фондам драгоценных металлов и драгоценных камней;

- реализация товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей;

- реализация припасов, вывезенных с таможенной территории России в таможенном режиме перемещения припасов.

 

Назначение нулевой ставки состоит в том, чтобы освободить товары (работы, услуги) полностью от НДС, в том числе от налога, собранного на предыдущих этапах реализации. Это достигается путем предоставления возможности проведения налогового вычета по тем суммам налога, которые налогоплательщик-экспортер уплатил поставщикам товаров (работ, услуг), приобретенных для нужд экспортной поставки. Нулевая ставка применяется и устанавливается государством, когда в социальных или экономических целях ставится задача полностью исключить сумму НДС из цены товара (работы, услуги). Применение нулевой ставки имеет огромное психологическое значение. Возврат налога выступает как действенное средство установления доверия к государству в лице налоговых органов.

Нулевая ставка является способом освобождения от налога.

Можно выделить три принципиально различающихся по виду освобождения от НДС:

- установление нулевой ставки;

- освобождение от налога отдельных операций по реализации товаров (работ, услуг) – частичное освобождение;

- освобождение от налога отдельных категорий налогоплательщиков – полное освобождение.

 

Так же как при установлении нулевой ставки налогоплательщик не исчисляет и не уплачивает сумму налога с тех операций, которые освобождены при частичном освобождении или со всех операций – при полном освобождении. В ряде зарубежных стран от налогоплательщиков в случае полного освобождения от уплаты налога не требуют подачи декларации. Полное и частичное освобождение принципиально отличается от нулевой ставки тем, что налогоплательщик теряет право на проведение налогового вычета. Сумма уплаченного поставщику налога в этом случае включается в его затраты, увеличивая их размер.

Освобождение операций по реализации товаров (работ, услуг) предоставляется российским налоговым законодательством с целью решения, прежде всего, социальных вопросов. Все товары (работы, услуги), освобожденные от обложения НДС, НК РФ объединил в две группы. В первую вошли те товары (работы, услуги), освобождение которых обязательно, и налогоплательщик не вправе включать сумму налога в их цену. К таким операциям, в частности, относятся:

· оказание медицинских услуг;

· оказание услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми;

· оказание услуг по перевозке пассажиров;

· оказание ритуальных услуг;

· оказание услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности;

· оказание услуг в сфере образования;

· реализация товаров, помещенных под таможенный режим магазина беспошлинной торговли.

От применения освобождений, составляющих вторую группу, налогоплательщик может отказаться. К ним относятся:

- организация и проведение обрядов и церемоний религиозными организациями, проведение молитвенных собраний, реализация предметов религиозного назначения и религиозной литературы;

- осуществление банками банковских операций;

- реализация целей народных художественных промыслов признанного художественного достоинства;

- оказание услуг по страхованию;

- проведение лотерей;

- оказание финансовых услуг по предоставлению займа в денежной форме;

- проведение работ по тушению лесных пожаров и др.

 

Налоговым периодом является квартал.

Сумма налога, подлежащая внесению в бюджет, – это разница между общей суммой налога и суммой налоговых вычетов. В свою очередь общая сумма налога – это результат сложения сумм налога, исчисленных по отдельным, конкретным налоговым базам:

 

,

 

где N – общая сумма налога;

Ni – сумма налога, исчисленная по i-й налоговой базе;

НБi – i-я налоговая база;

S – ставка налога, которая может принимать значения 0%, 10%, 18%, 10/110, 18/118.

 

Основную сумму вычетов обычно составляют суммы НДС, уплаченные поставщикам товаров (работ, услуг). Условиями для проведения вычетов являются:

- использование приобретенных товаров (работ, услуг) для операций, выступающих объектом обложения НДС;

- принятие на учет товаров (работ, услуг), приобретенных у поставщика;

- наличие счета-фактуры.

 

Кроме сумм налога, уплаченных поставщикам, налогоплательщик может вычесть следующие суммы налога:

- уплаченные покупателями - налоговыми агентами;

- предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров в случае возврата этих товаров продавцу или отказа от них;

- уплаченные при выполнении работ (оказании услуг) в случае отказа от этих работ (услуг);

- предъявленные плательщику подрядными организациями при осуществлении ими строительства объектов и предъявленные плательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства;

- исчисленные налогоплательщиками при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления;

- уплаченные по расходам на командировки и представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль организаций. Поскольку для представительских расходов установлена норма для отнесения этих затрат на расходы, то и НДС возвращается только в пределах установленных норм. Такой порядок усиливает отрицательное влияние налога на развитие предпринимательской деятельности и нарушает механизм его возмещения;

- исчисленные и уплаченные налогоплательщиком с сумм авансовых и иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг).

 

Суммы налога, уплаченные поставщикам, плательщик не всегда может принять к вычету. В ряде случаев они относятся на затраты.

Суммы налога, предъявляемые покупателю при приобретении товаров (работ, услуг) или фактически уплаченные при ввозе товаров на территорию России, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг) в случаях, когда они:

- используются для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения);

- применяются для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации;

- приобретаются лицами, не являющимися плательщиками НДС либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога;

- приобретаются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг).

 

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, перечисляется налогоплательщиками не позднее 20 числа месяца следующего за налоговым периодом. В эти же сроки предоставляется налоговая декларация.

 

Глава 3. Акциз

Акцизы являются косвенными налогами, сущность и природа которых сходна с НДС. Отличительная особенность акцизов заключается в том, что ими облагается вся стоимость реализованных подакцизных товаров (либо весь объем реализованной или полученной продукции в натуральном выражении). Причем перечень подакцизных товаров ограничен.

В России индивидуальные акцизы всегда играли важную фискальную роль. Прежде всего, это относится к акцизам на алкогольную продукцию. Наиболее заметную роль в обеспечении доходов государства с самой начальной стадии производства играла водка, которая занимала весомую долю расходов населения: в 1819 году, например, питейные сборы составляли 16% всех бюджетных поступлений, в 1826 году – уже 21%, а в 1858 – 33% общей суммы сборов.

На протяжении веков акцизы играли весьма важную роль в налоговой системе России, являясь, прежде всего, крупным фискальным источником. Необходимость же существования и применения акцизов в современных условиях связана, помимо фискальной функции, потребностью государственного регулирования отдельных экономических и социальных процессов. Прежде всего, это необходимость ограничения потребления товаров, использование которых наносит ущерб здоровью человека и состоянию окружающей среды. По этой причине практически во всех странах существуют сегодня акцизы на алкогольные напитки и табачные изделия.

Налогоплательщики акциза определены в статье 179 НК. К ним относятся:

1) организации;

2) индивидуальные предприниматели;

3) лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

 

Для осуществления операций с денатурированным этиловым спиртом организация должны получить свидетельство о регистрации.

Свидетельство предоставляет право на совершение следующих операций:

· производство денатурированного этилового спирта - свидетельство на производство денатурированного этилового спирта;

· производство неспиртосодержащей продукции, в качестве сырья для производства которой используется денатурированный этиловый спирт, - свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции;

· производство спиртосодержащей продукции в металлической аэрозольной упаковке, в качестве сырья для производства которой используется денатурированный этиловый спирт, - свидетельство на производство спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке;

· производство спиртосодержащей продукции в металлической аэрозольной упаковке, в качестве сырья для производства которой используется денатурированный этиловый спирт, - свидетельство на производство спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке.

 

Организация, имеющая свидетельство, обязана отчитываться перед налоговым органом, выдавшим свидетельство, об использовании денатурированного этилового спирта.

Аналогичный порядок получения свидетельства действует в случае, если налогоплательщик совершает операции с прямогонным бензином.

Свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, выдаются организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим следующие виды деятельности:

- производство прямогонного бензина, в том числе из давальческого сырья (материалов), - свидетельство на производство прямогонного бензина;

- производство продукции нефтехимии, при котором в качестве сырья используется прямогонный бензин, в том числе из давальческого сырья (материалов), - свидетельство на переработку прямогонного бензина.

 

Налоговое законодательство устанавливает следующий список подакцизных товаров:

· спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

· спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов. Исключением являются:

- лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, лекарственные, лечебно-профилактические средства (включая гомеопатические препараты), изготавливаемые аптечными организациями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций, разлитые в емкости в соответствии с требованиями государственных стандартов лекарственных средств;

- препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории Российской Федерации, разлитые в емкости не более 100 мл;

- парфюмерно-косметическая продукция, разлитая в емкости не более 100 мл с объемной долей этилового спирта до 80 процентов включительно, и (или) парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90 процентов включительно при наличии на флаконе пульверизатора, разлитая в емкости не более 100 мл;

- подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий;

· алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов);

· пиво;

· табачная продукция;

· автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);

· автомобильный бензин;

· дизельное топливо;

· моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

· прямогонный бензин.

 

Объектом налогообложения акцизом, в соответствии со статьей 182 НК РФ признаются следующие операции:

· реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации;

· продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность;

· передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими из давальческого сырья (материалов) подакцизных товаров собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья (материалов);

· передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;

· передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;

· ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

· получение (оприходование) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции;

· получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина.

 

Вместе с этим, налоговое законодательство выделяет ряд операций, установленных статьей 183 НК РФ, которые не облагаются акцизом. К ним, в частности, относятся:

· передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, для производства других подакцизных товаров другому такому же структурному подразделению этой организации;

· реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной убыли или ввоз подакцизных товаров в портовую особую экономическую зону с остальной части территории Российской Федерации.

· первичная реализация (передача) конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, на промышленную переработку под контролем таможенных и (или) налоговых органов либо уничтожение.

 

Определение налоговой базы при реализации (передаче) подакцизных товаров регламентировано статьей 187 НК РФ. Механизм определения налоговой базы зависит от вида подакцизного товара и установленных для него ставок акцизов (специфических или адвалорных):

1) как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения);

2) как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров без учета акциза, налога на добавленную стоимость - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки;

3) как стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленная исходя из средних цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии исходя из рыночных цен без учета акциза, налога на добавленную стоимость - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки. В аналогичном порядке определяется налоговая база по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, при их реализации на безвозмездной основе, при совершении товарообменных (бартерных) операций, а также при передаче подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации и передаче подакцизных товаров при натуральной оплате труда;

4) как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при применении твердой (специфической) налоговой ставки и как расчетная стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен для исчисления акциза при применении адвалорной (в процентах) налоговой ставки - по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок.

 

Порядок исчисления акциза устанавливается статьей 194 НК РФ в зависимости от характера налоговой ставки: твердая или процентная. Ставки устанавливаются статьей 193 НК РФ.

Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы.

 

 

Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.177.17 (0.035 с.)