Внешний затратно-ценовой анализ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внешний затратно-ценовой анализ



Его основой является использование категорий затрат, себестоимости, цен, прибыли, рентабельности. Рассмотрим содержание и виды себестоимости (схема).

Схема. Формирование видов себестоимости единицы с/х продукции

 

Технологические затраты Затраты управления Затраты реализации
бригадой отраслью хозяйством
         
Бригадная себестоимость Отраслевая себестоимость Полная производственная себестоимость Полная коммерческая себестоимость

 

Как правило, на уровне предприятия пользуются показателем себестоимости единицы продукции, работ и услуг. Разновидности себестоимости выделяются по разным признакам.

В зависимости от полноты и характера затрат, входящих в ее состав, различают бригадную, отраслевую, полную производственную и полную коммерческую себестоимость.

В бригадную себестоимость включаются технологические затраты и затраты на управление бригадой. Она используется во внутрихозяйственном управлении затратами как показатель планирования, учета и оперативного анализа.

Если бригадные затраты дополняются затратами по организации и управлению отраслью – растениеводством или животноводством, то это дает возможность определить отраслевую себестоимость единицы продукции.

К отраслевым затратам относится:

ü заработная плата отраслевого персонала с начислениями;

ü содержание легкового автотранспорта и других средств передвижения, предоставленных этому персоналу;

ü содержание специальных помещений для персонала, их освещение, отопление и т.п.

Отраслевой персонал – это работники агрослужбы в растениеводстве и зооветеринарной в животноводстве. Отраслевая себестоимость имеет ограниченное использование.

Кроме отраслевого на предприятии есть еще и общехозяйственный персонал (руководитель, гл. бухгалтер и работники бухгалтерии, отдел кадров, служба главного энергетика и главного инженера и др.), для которых также нужны помещения, транспорт, заработная плата, затраты на командировки, почтово-телеграфные, канцелярские и др. общехозяйственные затраты, т.е. затраты по организации и управлению предприятием в целом.

Себестоимость отчисленная с учетом этих трех составных (технологические, управленческие бригадные, отраслевые и общехозяйственные) является полной производственной. Она широко используется в затратном – ценовом анализе как экономическая основа, главная составная себестоимости при затратном обосновании ценовых предложений сельскохозяйственного предприятия.

Затраты на предпродажную подготовку, транспортировку к месту реализации, реализацию создают затраты реализации.

Если к полной себестоимости производственной прибавить затраты реализации получим полную коммерческую себестоимость. Это очень важный показатель. Он непосредственно формирует доходность продукта при сопоставлении с возможной рыночной ценой продажи.

В крупных сельскохозяйственных предприятиях создаются централизованные производства по предоставлению услуг подразделениям растениеводства и животноводства. Это электро- водо- теплоподачи транспортное обслуживание, ремонтные мастерские и другие производства. По каждому обслуживающему производству калькулируется себестоимость единицы работ и услуг. При этом в состав себестоимости включают лишь собственные затраты без отраслевых и общехозяйственных.

Принципиальное значение в затратно-ценовом анализе имеет оценка единицы материальных ресурсов. В зависимости от этого различают плановую, фактическую и воспроизводственную себестоимость.

Для плановой себестоимости применяют ожидаемую в плановом периоде себестоимость технологических материалов и энергоносителей.

Фактическая себестоимость обсчитывается по данным бухучета с оценкой материальных ресурсов на уровне данных бухгалтерского учета.

Воспроизводственная себестоимость учитывает все возможные прогнозные изменения стоимости всех входных компонентов производственного процесса: рабочей силы, основных фондов, технологических материалов и энергоносителей, работ и услуг сторонних организаций, тарифов страховых платежей и т.п.

В последнее время в соответствии с правительственными постановлениями сельскохозяйственные предприятия периодически проводят дооценку материальных ресурсов собственного производства до уровня, действующих на момент дооценки договорных цен. Это дает возможность получать себестоимость продукции, которая немного приближается к воспроизводственной, но все- таки ее далеко не достигает.

К распределяемым относится та часть прямых затрат, которая в момент их осуществления не может быть отнесена на конкретный объект. В частности, это амортизация сельскохозяйственной техники общего назначения (например, трактор работает на выращивании многих культур).

Амортизация начисления отчисляются ежемесячно равными частями, а в конце года их необходимо распределить по объектам учёта. При этом используют определённую базу распределения:

- для тракторов – это условные эталонные га и топливо; - для зерноуборочных комбайнов - собранные площади; - для зерновых сеялок - площадь посева и т.д.

Затем распределят отраслевые и общехозяйственные затраты также по объектам учёта – культурами и группами продуктивного поголовья. Базой распределения являются все прямые затраты за исключением стоимости семян в растениеводстве и кормов в животноводстве. Этим завершается обсчёт производственных затрат по объектам учёта затрат. Следующие расчёты – распределение общей суммы затрат по объектам между видами продукции, которую получают по каждому из них:

- зерно и солома; - корнеплоды и ботва; - прирост живой массы и гной и т.д.

Как видим расчеты многоступенчаты и сложны. В принципе все они должны быть перенесены и на определение воспроизводственной себестоимости единицы продукции в затратно – ценовом анализе. Если идти таким путем, то алгоритм расчетных будет несколько сложноват.

Однако этого можно избежать, не нарушая действующих указаний по калькуляции себестоимости единицы продукции. Ими предусмотрено отнесение затрат на побочную продукцию в размере ее нормативной оценки, что определяется на основе реальных затрат на технологические операции с нею: сбор, транспортировка и т. д. Это дает возможность выделить побочную продукцию просто как отдельный объект планирования и учета затрат и определять себестоимость 1ц корней и ботвы, зерна и соломы отдельно так бы сказать, по их собственным затратам. Такой подход можно применять и в животноводстве.

При затратном обосновании ценовых предложений важную роль играет метод определения прибыли как составной части цены. Известно два подхода к нему. Один основан на норме прибыли, другой – на уровне рентабельности. Вспомним что, P' = Р / Кав * 100 %. В свое время она широко использовалась в хозяйственной практике в несколько ином виде – как % отношение прибыли к среднегодовой стоимости основных и оборотных фондов. Это наиболее обобщающий показатель эффективности работы сельскохозяйственного предприятия за определенный отрезок времени.

Уровень рентабельности – это % отношения прибыли к полной коммерческой себестоимости реализованной продукции. Каждый из этих подходов имеет свои преимущества и свои недостатки.

Норма прибыли незаменима при определении ценовых пропорций с точки зрения поддержки ценового паритета в АПК. Что касается сельскохозяйственных товаропроизводителей то он просто отсутствует. Достаточно сказать, что с 1990 – 1995 г их затраты на минеральные удобрения возросли в 84 тысячи раз, ГСМ – в 55 тысяч раз, электроэнергия – в 30 тысяч раз, запчасти – в 25 тысяч раз, а цены реализации менее чем в 10 тысяч раз.

Диспаритет проявляется еще и в том, что заработная плата работников сельского хозяйства остается одной из самых низких народном хозяйстве. Она равна 50 грн. Это вдвое меньше по сравнению со средней в народном хозяйстве. Кстати, граница нищенства для американских фермеров установлена на уровне 85 % уровня доходов не сельскохозяйственных сфер.

Диспаритет пагубно влияет на сельское хозяйство – уменьшается поголовье КРС, снижается их продуктивность.

За последние 5 лет производство мяса уменьшилось на 45 %, молока на 30%, яиц на 42 %, шерсти в 2 раза.

Дело в том, что показатель P' методически определить намного сложнее, чем уровень рентабельности. Понятие авансированного капитала логически воспринимается и доступно для понятия в стартовый период организации предприятия. Для производства это тяжело сделать даже в принципе, особенно для оборотных средств. Их среднегодовые остатки можно рассматривать лишь как паллиатив авансированного оборотного капитала, поскольку в их составе есть не только выходные факторы, но и результаты производства. Кроме того, сезонность поступления многих видов продукции совсем не требует такой же сезонной реализации даже в не переработанном виде.

Лишь первый производственный цикл потребует авансирования капитала в точном понятии этого термина, в последующем – производство можно организовать даже как поточное без одномоментного накопления средств на весь период сезонного разрыва между введением предмета труда в производство и получением готовой продукции.

Характерный пример в этом отношении – свинарные и птицеводческие комплексы на промышленной основе. В начальной стадии производство свинины потребует авансированного капитала для приобретения кормов приблизительно на половину периода получения поросых свиноматок, доращивание и откорма молодняка, а это почти 6 месяцев.

Действующая фабрика свинины может работать с дневным запасом кормов при условии их гарантированного поступления, а это уже потребует почти в 250 раз меньше оборотных средств. Встаёт вопрос: какую из этих двух сумм включать к прибыли создающей базе – авансированного капитала? В растениеводстве действующие предприятие также может в той или иной мере смягчить сезонность поступления продукции ритмичной, равномерной её продажей на протяжении года. Этого можно достичь путём переработки даже продукции быстро портящейся. В общем виде это явление можно изобразить так: авансированный капитал в полной сумме нужен лишь для первого производственного цикла, для следующих он может быть уменьшен благодаря ритмичному производству, равномерной реализации на протяжении года пригодный для длительного сохранения продукции, переработки продукции с последующей равномерной реализацией. Следовательно, авансированный капитал как база формирования прибыли в ценообразующем процессе может иметь разное количественное значение.

Но должно ли быть ценовое предложение однозначным? Как согласовать между собой две разных цены предложения?

На эти вопросы простых ответов нет и это немного обесценивает норму прибыли как показатель затратно – ценового анализа.

В этом плане норма рентабельности имеет определенные преимущества.

Колебание ценовых предложений на этапе их обоснования в принципе невозможно:

- каждому варианту цен на входные ресурсы и заданному уровню рентабельности соответствует один вариант ценовых предложений конечно, норма прибыли наиболее общий и полный показатель характеристики результатов деятельности предприятия и незаменимый при обосновании поддержки ценового паритета. Однако отдельно взятое предприятие не может ставить перед собой задачу его достижения.

Такие вопросы имеют государственный вес и решаются на национальном уровне с участием практически всех органов государственного и хозяйственного управления сельским хозяйством.

Придерживание или нарушение ценового паритета является вопросом государственной аграрной политики. На выявление и развязывание этой проблемы должны быть направлены все усилия Министерства сельского хозяйства и продовольствия, экономики, статистики и др.

Поэтому при всей важности показателя нормы прибыли использовать его во внешнем затратно - ценовом анализе на предприятии в роли ведущего не совсем выгодно. Его можно оставить как аналитический показатель, а не фактор формирования ценовых предложений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.016 с.)