Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Решения комиссии по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса.

Поиск

При принятии комиссией решения в случае равного числа голосов членов комиссии с правом решающего голоса, поданных «за» и «против», голос председателя комиссии (председательствующего на заседании) является решающим.

Решения комиссии подписываются председателем и секретарем комиссии (председательствующим на заседании и секретарем заседания).

Члены комиссии с правом решающего голоса, несогласные с решением комиссии, вправе изложить в письменной форме особое мнение, отражаемое в протоколе комиссии и прилагаемое к ее решению, в связи с которым это мнение изложено. Если в соответствии с законом указанное решение комиссии подлежит опубликованию (обнародованию), особое мнение должно быть опубликовано (обнародовано) в том же порядке, что и решение комиссии.

18. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, территориальные комиссии, действующие на постоянной основе и являющиеся юридическими лицами, имеют аппараты, структура и штаты которых устанавливаются указанными комиссиями самостоятельно. Работники аппарата Центральной избирательной комиссии Российской Федерации являются федеральными государственными служащими. Замещение работниками аппаратов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, территориальных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, соответственно должностей государственной службы субъекта Российской Федерации, муниципальной службы определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Уровень материального (в том числе размер и виды денежного содержания, иных выплат) и социального обеспечения замещающих должности государственной или муниципальной службы работников аппаратов комиссий устанавливается соответственно федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления принимают необходимые меры по материальному и социальному обеспечению (в том числе по медицинскому, санаторно-курортному, жилищно-бытовому, пенсионному и иным видам обеспечения) работников аппаратов комиссий.

19. Комиссии могут привлекать граждан к выполнению работ, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума, а также с обеспечением полномочий комиссий, по гражданско-правовым договорам.

В комментируемой статье перечислены наиболее важные принципы организации деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума всех уровней (комиссий), соблюдение которых гарантирует принятие комиссиями правомочных решений.

1. Принцип коллегиальности, закрепленный в комментируемом пункте, отражает суть и специфику организации и деятельности комиссий. Его соблюдение предполагает свободное, всестороннее и коллективное обсуждение вопросов, выносимых на заседание комиссий, принятие решений, выражающих мнение всех или большинства членов комиссий, путем голосования.

2. В соответствии с комментируемым пунктом комиссия может приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. От этого зависит легитимность всех последующих действий и решений комиссии.

3. Согласно комментируемому пункту первое заседание комиссии, действующей на постоянной основе, проводится не позднее чем на пятнадцатый день после назначения ее полномочного состава, но не ранее истечения срока полномочий комиссии прежнего состава. Срок полномочий комиссии исчисляется со дня ее первого заседания, и с этого дня прекращаются полномочия комиссии предыдущего состава. Соответственно, если ко дню истечения срока полномочий избирательной комиссии, действующей на постоянной основе, комиссия в новом составе будет сформирована менее чем на две трети, комиссия прежнего состава будет продолжать исполнять свои полномочия до сформирования комиссии в правомочном составе. При созыве первого заседания комиссии важно обеспечить оповещение о времени и месте его проведения всех назначенных членов комиссии (подпункт «а» пункта 23 статьи 29 комментируемого Федерального закона). Обязанность такого оповещения может быть возложена законом или иным нормативным актом на председателя комиссии прежнего состава, на должностное лицо органа, формирующего комиссию, на назначенного председателя вновь сформированной комиссии.

4–6. Свою деятельность ИКСРФ, ИКМО начинают с избрания председателя (комментируемые пункты 4, 5 и 5 1). Председатель ИКСРФ избирается тайным голосованием по предложению ЦИК России, оформленному соответствующим решением (пункт 4). Согласно пункту 12 статьи 29 комментируемого Федерального закона председатель ИКСРФ должен иметь высшее юридическое образование или ученую степень в области права. Что касается порядка избрания председателей ИКМО, то председатель избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения избирается тайным голосованием по представлению ИКСРФ, оформленному соответствующим решением (пункт 5). В случае отсутствия предложения ИКСРФ председатель ИКМО избирается тайным голосованием по предложениям членов указанных комиссий с правом решающего голоса (подпункт «б» пункта 5). Председатель ИКМО поселения избирается тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов этой комиссии с правом решающего голоса на основе предложения ИКМО муниципального района, а если она не образована, – на основе предложения ТИК. В случае отсутствия такого предложения председатель ИКМО поселения избирается на основе предложений членов ИКМО поселения с правом решающего голоса (пункт 5 1).

Некоторые вопросы, возникающие в ходе реализации комментируемых пунктов 4 и 6 разъяснены в постановлении ЦИК России от 21 июня 2003 года № 13/110?4 «О разъяснениях порядка применения отдельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», регулирующих вопросы формирования избирательных комиссий субъектов Российской Федерации» 1. Так, в случае если ЦИК России в результате обсуждения всех других, кроме ранее отклоненной, кандидатур из числа членов комиссии с правом решающего голоса, не заявивших самоотвод и имеющих высшее юридическое образование либо ученую степень в области права, не приняла решения о предложении комиссии иной кандидатуры на указанную должность, она вправе принять новое решение о предложении на должность председателя комиссии ранее отклоненной кандидатуры либо решение о предложении членам комиссии определить кандидатуру самостоятельно. Неизбрание председателя комиссии не препятствует комиссии на основании пункта 8 комментируемой статьи на своем первом заседании избрать тайным голосованием заместителя председателя и секретаря комиссии, если это не противоречит законодательству субъекта Российской Федерации, либо возложить исполнение распорядительных функций на одного из членов комиссии с правом решающего голоса.

7–8. Председатели ОИК, ТИК и УИК назначаются на должность из числа их членов с правом решающего голоса и освобождаются от должности непосредственно вышестоящими избирательными комиссиями (пункт 7). Открывает и ведет первое заседание ЦИК России, ИКСРФ в соответствии с ее регламентом старейший по возрасту член избирательной комиссии до избрания председателя. Такой же порядок (в случае его закрепления в законе субъекта Российской Федерации или в регламенте комиссии) может применяться в ИКСРФ, ИКМО. Первые заседания ОИК, ТИК и УИК созывают и ведут их председатели. Порядок проведения заседания комиссии определяется ее регламентом или законом субъекта Российской Федерации, с учетом требований комментируемой статьи. Как правило, при проведении первого заседания ОИК, ТИК и УИК после открытия заседания комиссии председательствующий представляет членов комиссии с правом решающего голоса. Открытым голосованием членов комиссии с правом решающего голоса образуется счетная комиссия в составе двух-трех членов комиссии, которая из своего состава избирает председателя счетной комиссии. Голосование по избранию заместителя председателя и секретаря комиссии проводится отдельно. До голосования члены комиссии с правом решающего голоса выдвигают кандидатов на указанные должности. Член комиссии вправе выдвинуть и свою кандидатуру. По кандидатам, давшим согласие баллотироваться на соответствующую должность, может проводиться обсуждение. Члены комиссии, выдвинутые кандидатами на выборную должность, вправе заявить об отводе своей кандидатуры. Самоотвод принимается комиссией без голосования.

____________
1 Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2003. № 6.

9–10. В соответствии с комментируемым пунктом 9 заседания комиссии имеет право созывать председатель комиссии или по его поручению заместитель председателя по мере необходимости. Заседание обязательно проводится по требованию не менее одной трети от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Член комиссии с правом решающего голоса заранее извещается о проведении заседания комиссии и обязан присутствовать на всех ее заседаниях (пункт 10). Неявка по неуважительным причинам может служить основанием для обращения в суд в соответствии с подпунктом «д» пункта 8 статьи 29 комментируемого Федерального закона. Неоповещение члена комиссии о месте и времени заседания является нарушением его права, закрепленного подпунктом «а» пункта 23 статьи 29 комментируемого Федерального закона, и влечет ответственность согласно статье 5.6 КоАП РФ.

11. Согласно комментируемому пункту заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Это позволяет комиссии принять решение, в достаточной степени отражающее мнение членов комиссии. Исключение в комментируемом Федеральном законе сделано для ЦИК России (с учетом ее особого статуса), заседание которой правомочно, если на нем присутствует не менее 10 членов комиссии, т.е. не менее двух третей от установленного числа членов комиссии.

12. В целях реализации прав члена комиссии в комментируемом пункте закреплено, что по требованию любого члена комиссии (включая члена комиссии с правом совещательного голоса), а также любого присутствующего на заседании члена вышестоящей комиссии в обязательном порядке проводится голосование. Однако следует учитывать, что голосование может проводиться только по тем вопросам, которые входят в компетенцию комиссии и включены в утвержденную повестку дня.

13. Комментируемый пункт содержит перечень наиболее принципиальных вопросов, по которым на заседании комиссии решения принимаются большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. По иным вопросам решение комиссии принимается большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса, с учетом правомочности заседания комиссии (см. пункты 11 и 14). В качестве оформленного особым образом решения комиссии по конкретному вопросу, предусмотренному комментируемым пунктом, т.е. об итогах голосования, комментируемый Федеральный закон рассматривает протокол УИК об итогах голосования (пункт 1 статьи 67), а также иных комиссий об итогах голосования (пункт 2 статьи 69). На практике возникают вопросы о том, может ли комиссия отменить свое собственное решение, и если может, то в каком порядке. Исходя из положений статьи 76 комментируемого Федерального закона избирательная комиссии не вправе отменить собственное решение о регистрации кандидата, списка кандидатов. Это – прерогатива суда. Что касается иных решений, то такая отмена возможна, вместе с тем, с учетом положений комментируемого пункта (который не предопределяет результатов голосования, а только указывает, по каким вопросам решения принимаются в особом порядке), следует учитывать, что решение, которое может быть приято только большинством голосов от установленного числа членов комиссии, может быть отменено также только большинством голосов от установленного числа членов комиссии. Кроме того, отменяя свое решение, комиссия одновременно должна предусмотреть правовые последствия такой отмены.

14–15. Комментируемая статья регулирует выход из ситуации в случае подачи равного числа голосов «за» и «против» при принятии решения комиссии: в соответствии с комментируемым пунктом 15 голос председателя комиссии (председательствующего на заседании) в этом случае является решающим. Однако в случае тайного голосования данная норма применена быть не может.

16. Все решения комиссии подписываются председателем и секретарем комиссии или председательствующим на заседании комиссии и секретарем комиссии, за исключением следующих случаев, специально предусмотренных комментируемым Федеральным законом: протокол участковой комиссии об итогах голосования является особой формой решения УИК, которое подписывается всеми присутствующими членами УИК с правом решающего голоса (пункт 1 статьи 67, пункт 26 статьи 68); решение любой иной комиссии об итогах голосования оформляется протоколом об итогах голосования, который также подписывается всеми членами комиссии с правом решающего голоса (пункты 2 и 3 статьи 69).

17. Комментируемый пункт обеспечивает реализацию принципа коллегиальности при сохранении самостоятельности каждого члена комиссии. Свободное и коллективное обсуждение вопросов гарантирует выработку и принятие решения, выражающего мнение всех или большинства членов комиссии, присутствующих на заседании. Однако, если член комиссии с правом решающего голоса не согласен с решением комиссии, он имеет право изложить особое мнение в письменном виде. Поскольку согласно положениям комментируемого пункта факт наличия особого мнения отражается в протоколе заседания комиссии, возможность для члена комиссии заявить о наличии у него особого мнения ограничена рамками соответствующего заседания комиссии. Собственно особое мнение излагается членом комиссии в письменном виде и прилагается к решению, в связи с которым это мнение изложено. Если в соответствии с законом указанное решение комиссии подлежит опубликованию (обнародованию), особое мнение должно быть опубликовано (обнародовано) в том же порядке, что и решение комиссии.Вместе с тем особое мнение не имеет статуса жалобы (заявления).

18. В соответствии с комментируемым пунктом ЦИК России, ИКСРФ, ИКМО, ТИК, действующие на постоянной основе и являющиеся юридическими лицами, могут иметь аппараты, структура и штаты которых устанавливаются указанными комиссиями самостоятельно. Аппарат предназначен для обеспечения направлений деятельности комиссии: правового, организационного, информационно-аналитического, финансового, документационного, издательского, материально-технического и иных. Направления деятельности комиссий, которые обеспечиваются аппаратом, права, обязанности и ответственность работников аппарата определяются в регламентах комиссий, в положениях об аппарате и его структурных подразделениях, в должностных инструкциях (регламентах) работников аппарата. Структура и штатное расписание аппарата комиссии устанавливаются комиссией самостоятельно в пределах средств, выделяемых ей из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации бюджета муниципального образования. Возможность частичного финансирования из федерального бюджета денежного содержания (вознаграждения), получаемого работником аппарата комиссии – государственным служащим субъекта Российской Федерации, предусмотрена частью 2 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» 1. Пунктом 18 комментируемой статьи определяются гарантии материального и социального обеспечения для лиц, замещающих должности государственной или муниципальной службы избирательных комиссий. При этом следует учитывать, что указанные гарантии для членов комиссий, работающих на постоянной (штатной) основе, устанавливаются пунктом 16 статьи 29 комментируемого Федерального закона.

______________
1 СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.

19. Норма, содержащаяся в комментируемом пункте, разрешает избирательным комиссиям привлекать в пределах средств, выделенных из соответствующего бюджета, к выполнению организационно-технических работ, связанных с подготовкой и проведением выборов всех уровней и референдумов, а также с обеспечением полномочий комиссий, граждан по гражданско-правовым договорам. Это относится к избирательным комиссиям, действующим на постоянной (штатной) основе и имеющим свой аппарат, а также к комиссиям, которые действуют не на постоянной основе и не имеют своего штатного аппарата.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 470; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.195.8 (0.014 с.)