Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос №25. Социальная философия и философия истории.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Социальная философия является не только философской теорией общества, но и методологией изучения других общественных наук: философии истории, социологии, философии права, политологии и др. Двумя основными направлениями в социальной философии до сих пор остаются идеалистическое и материалистическое (марксистское). Упадок советского общества, основанного на марксистской социальной философии, явился прямым свидетельством ее несовременности. Предлагаемое учебное пособие представляет решительный отказ от крайностей марксизма и идеализма и попытку конвергенции, синтеза, итерации социально-философского идеализма и материализма (марксизма) в социально-философский реализм. Методологической основой социально-философского реализма является синтез, с одной стороны, детерминистской и позитивистской, а с другой стороны, культурцентристской и духовно-ценностной парадигм, которые ранее были разведены между марксизмом и идеализмом. В учебном пособии четко выделено идеалистическое, марксистское и реалистическое понимание основного вопроса социальной философии. Обстоятельно проанализированы все основные сферы общественного организма: географическая, демосоциальная, экономическая, политическая, духовная. Предложено новое понимание общественной формации как метасистемы общественного организма. На его основе выделены три основных типа общественной формации: экономический, политический, смешанный. Это позволяет показать сложность и многообразие общественных организмов. Сформулировано понятие общественной цивилизации, своеобразной духовной формации общества. Она дополняет общественную формацию подобно тому, как личность дополняет тело человека. В ней общественный организм достраивается до духовного уровня. Выделены основные типы общественной цивилизации, коррелирующиеся с соответствующими типами общественной формации. Все это позволило проанализировать цивилизационные этапы развития человеческих обществ: доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный, представляющие единство соответствующих общественных формаций и цивилизаций. В учебном пособии раскрыты основные типы и субъекты исторического процесса, а также формы, в которых он протекает: социальная эволюция, социальная революция, социальная гибридизация, конвергенция, модернизация. Общественный прогресс представлен как сложный, противоречивый, непредсказуемый. Проанализированы исторические вызовы современности: глобализация, экологический кризис, противоречия постиндустриализма, индустриализма, доиндустриализма. Экологический кризис, демографический взрыв, процесс глобализации, превращение человечества в иерархию формационных и цивилизационных структур - все это углубляет прежние и порождает новые социальные конфликты, имеющие глобальный характер. Постсоветская России потерпела очередную неудачу в своевременности и умелости формационной и цивилизационной модернизации советского общества и оказалась в глубоком кризисе. Кризис, переживаемый Россией, вновь совпал с кризисом, охватившим человечество. Философия как мировоззренческая форма общественного сознания состоит из четырех частей: истории философии, философии природы (натурфилософии), философии общества (социальной философии), философии человека (философской антропологии). Социальная философия конкретизирует основные вопросы, поставленные в философии природы, где они рассматриваются в самой общей форме как вопросы об отношении сознания и природы. Формой общественного самосознания мира является мировоззрение. Мировоззрение есть совокупность наиболее общих взглядов о природе, обществе, человеке, а также методов познания и ценностей людей. Существуют три формы мировоззрения людей: мифология, религия, философия. Социальная философия представляет собой социальную часть мировоззрения. Основным вопросом философии является вопрос об отношении человека и природы (мира). Здесь на одной стороне выступает природа (включающая в себя общество и тело человека) в виде материи, на другой стороне - человек как абстрактное существо, наделенное сознанием, познанием и практической деятельностью. Важнейшие вопросы натурфилософии - это представления о природе в целом, сознании, познании и т.п. Социальная философия (философия общества) получила развитие значительно позже, чем натурфилософия. Это было обусловлено прежде всего зависимостью человека от природы, необходимостью первоначального познания именно ее закономерностей. К тому же общество сложнее для познания, так как оно является результатом деятельности многих людей, наделенных сознанием и волей, способных направить развитие общества в том или ином направлении. А человек находится внутри этого общества, оно близко к нему, и он не может рассмотреть его со стороны. Основным вопросом социальной философии всегда был вопрос о взаимоотношении общественного человека и общества. Решение этого вопроса связано с анализом: 1) общества в целом, 2) общественного человека, 3) познания общественным человеком общества, 4) практического изменения общества общественным человеком в соответствии с его развивающимися потребностями (материальными, социальными, духовными). А это предполагает, прежде всего, рассмотрение общества как некоей развивающейся целостности, представляющей единство субъективного и объективного. Общество в рамках социальной философии выступает в форме общественного бытия, способа общественного производства, представляющего систему сложных и незаметных связей между людьми в форме совместной жизни, социальных институтов (языка, семьи, денег, государства и т.п.), социальных общностей (возрастных, этнических, профессиональных и т.п.). Но общественное бытие есть единство объективного (и материального) и субъективного (сознательного). Это значительно усложняет проблемы взаимосвязи человеческого общества и общественного человека. Общественный человек - это не индивид, а человек в составе какой-то общности: семьи, деревни, этноса, государства, страны. Одновременно он является элементом каких-то социальных общностей, социальных институтов, общественных сфер, которые составляют перечисленные выше общества. Общественный человек предстает в социальной философии в различных социальных сферах общества (демосоциальной, экономической, политической, духовной). Поэтому, когда речь идет о социальной философии, мы абстрагируемся и от натурфилософского человека (человека вообще), и от человека антропологического (индивида) и рассматриваем общности людей, наделенные общественным сознанием и практической деятельностью. Сознание общественных людей (общественное сознание) отвлекается от проблем натурфилософского сознания, форм чувственного и логического, эмпирического и теоретического. Социальная философия исследует роль общественного человека в становлении, функционировании и развитии общества. Диалектика человеческого общества и общественного человека как единства объективного и субъективного - вот главная проблема социально-философского познания. Вопрос о взаимосвязи общественного сознания и общественного бытия есть конкретизация основного вопроса философии. С одной стороны, человеческое общество как способ общественного производства оказывает громадное влияние на социализацию новых человеческих поколений, формируя их по своим законам и меркам. С другой стороны, новые человеческие поколения, развивая свое сознание и практические навыки, изменяют свое общественное бытие, создавая тем самым новую социальную среду для социализации будущих поколений. Социальная философия конкретизирует натурфилософские проблемы на социальном (общественном) уровне. Соотношение натурфилософии и социальной философии - это соотношение общего и особенного. Все, присущее общему (отношению человека и природы), присуще и особенному (социальному сознанию и общественному бытию). Но общее проявляется в особенном в полном соответствии с природой последнего. Социально-философские проблемы, методы их решения и результаты будут содержать не только общее (натурфилософское), но и качественно новое. Например, в сознании человека, в отличие от общественного сознания, нет общественных интересов, в материи нет производительных сил и производственных отношений людей и т.п. Таким образом, переход от натурфилософских к социально-философским проблемам есть процесс перехода от более простого и абстрактного к более сложному и конкретному. Социальная философия есть теория среднего уровня по сравнению с натурфилософией природы и философией человека. Натурфилософские положения нельзя автоматически перенести на социально-философскую почву. Это обусловлено, в частности, тем, что общественное бытие представляет единство объективного и субъективного, результат природного и сознательного. При осмыслении социально-философских проблем появляется необходимость в новых философских понятиях, которых не было в натурфилософии: общества, общественного бытия, общественного сознания, человеческой деятельности, объективных и субъективных факторов, идеологии и т.п. Одним словом, социальная философия представляет собой, с одной стороны, часть философии как мировоззрения, а с другой стороны - это относительно самостоятельное философское мировоззрение.
Социальная философия не только проявляется в философии человека, но и испытывает от последней серьезное обратное влияние через мотивы рассмотрения социально-философских проблем. Этими мотивами являются различные аспекты и проблемы взаимосвязи индивидуального бытия и индивидуального сознания, их противоречия и перспективы развития. Взаимосвязь индивидуального бытия и индивидуального сознания, проблемы философской антропологии являются критериями оценки взаимосвязи общественного бытия и общественного сознания, человеческого общества и общественного человека. Они направляют и социально-философские исследования. Это выражается в мотивах (интересах эпохи) социально-философского подхода к обществу, диалектике общественного бытия и общественного сознания. Одновременно социальная философия, рассматривая общество как природно-социальную целостность, при анализе своих проблем не может не учитывать индивида: он постоянно находится в центре социально-философского рассуждения. Социальная философия рассматривает общество как процесс и результат деятельности людей, реализации их потребностей, способностей в конкретно-исторических условиях современности. Это приводит зачастую к смешиванию социально-философских и философско-антропологических проблем в социальной философии. Таким образом, философия как мировоззренческая форма общественного сознания раскрывает три основных уровня и раздела философского познания и сознания, тесно взаимосвязанных между собой. Изучение философии в целом позволяет мыслящему человеку составить себе достаточно целостное представление о мире, обществе, человеке и смысле его жизни. И важной составной частью и относительно самостоятельным разделом философии выступает социальная философия. На рубеже веков именно она становится ведущей составной частью философии, отодвигая в какой-то мере философию природы на второй план. Философия истории — раздел философии, призванный ответить на вопросы об объективных закономерностях и духовно-нравственном смысле исторического процесса, о путях реализации человеческих сущностных сил в истории, о возможностях обретения общечеловеческого единства. Философия истории исследует имманентную логику развития человеческого общества, единство и многомерность исторического процесса, проблемы социального детерминизма, устанавливает истинность или достоверность исторических фактов и событий. Также к философии истории относятся вопросы о возможности, сущности и границах исторического знания и исторической науки в частности.
Хотя сам термин «философия истории» принадлежит французскому просветителю Вольтеру, вопрос о существовании общих законов исторического развития, непосредственно связанный с предметом философии истории в современном понимании, поставил немецкий просветитель Иоганн Готфрид Гердер в работе «Идеи к философии истории человечества»
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 1106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.231.52 (0.007 с.) |