Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества



Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества

1. Понятие философии. Мировоззрение. Практическое, познавательное, ценностное отношение человека к миру. Культурно-исторические предпосылки рождения философии в Индии, Китае, Греции. Кризис родо-племенного уклада жизни и мифологического миропонимания. «Осевое время» и переход к универсальности. Смысл термина философия. Философия как знание, мудрость и искусство жизни. Своеобразие философского познания. Многообразие философии и ее определений. Проблема определения предмета философии: всеобщее; система отношений «человек — мир», «я — другой»; предельные основания культуры и др. Метод и цель философии. Рефлексия, рациональность, истина. Специфика философского знания и соотношение философии с искусством, религией и наукой.

2. Проблемы и структура философии: онтология, гносеология, социальная философия, философия истории, аксиология, этика, эстетика, философская антропология и др. Основной вопрос философии и варианты его формулировок: И.Кант, Ф.Энгельс и марксизм, А.Камю, Б.Рассел и др. Основные философские направления: идеализм и материализм; эмпиризм, рационализм, критицизм; гносеологический оптимизм, агностицизм и скептицизм.

3. Роль философии в жизни человека и общества. Мировоззренческие функции философии: гуманистическая, социально-аксиологическая (конструктивно-ценностная, интерпретаторская, критическая подфункции), культурно-воспитательная, объяснительно-информационная. Методологические функции философии: эвристическая, прогностическая, координирующая, интегрирующая, логико-гносеологическая.

 

Философия древности

Философия Древнего Востока. Древнеиндийская философия: индуизм, джайнизм, буддизм. Упанишады. Атмат и Брахман. Сансара. Карма. Мокша. Философские школы в Древнем Китае: конфуцианство, даосизм. Человек в философии и культуре Древнего Востока.

4. Рождение философии. Периодизация античной философии и ее отличительные черты. Ранняя классика (досократический), Высокая классика (классический, сократический), ранний эллинизм (эллинистический), поздний эллинизм (римский). Космоцентризм, пластичность, вещность. Пантеизм. Созерцательность, теория. Число, гармония, мера. Судьба.

5. Философия досократиков. Космологизм, поиск «первооснов». Милетские нарурфилософы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Гилозоизм. Панпсихизм. Архе. Вода, апейрон, воздух. Гераклит. Огонь. Логос. Становление. Диалектика. Элейская школа. Парменид. Бытие и небытие. Единое. Зенон Элейский. Апория. Истина и мнение. Роль античного парменидовского понимания бытия в судьбах западного мира. Демокрит и его значение. Атомизм. Детерминизм. Материализм. Пифагор и пифагорейцы. Число как начало. Космос. Гармония сфер. Орфизм и «пифагорейская жизнь». Душа. Влияние пифагорейства на философию и науку.

6. Софисты и Сократ. Классический период в развитии греческой философии (V—IV вв. до н.э.). Значимость софистики: проблема воспитания, образование как ремесло, осознание узости границ полиса, свобода духа и традиция. Протагор. Релятивизм. Агностицизм. Горгий. Нигилизм. Продик. Риторика и эристика. Релятивизм, субъективизм и скептицизм в учении софистов. Жизнь и учение Сократа. Рождение философии нового типа. Перемещение интереса от природы к человеку, от бытия к ценностям, от теории к методу. Сущность человека – душа. Добродетель как знание. Свобода как самообладание. Новое понимание счастья. Революция ненасилия. Диалектический метод Сократа и его цель. Ирония. Майевтика.

7. Философия Платона. Жизнь и сочинения Платона. Академия. Онтология. Объективный идеализм. Соотношение идеи и вещи. Обоснование идеального мира и его структура. Происхождение и структура чувственно воспринимаемого космоса. Познание как припоминание (анамнезис). Миф о пещере. Знание и мнение. Диалектика мышления как путь к знанию, добродетели и благу. Эрос. Концепция человека. Дуализм души и тела. Метапсихоз. Строение души и ее бессмертие. Учение об идеальном государстве, законах, справедливости, благе. Значение Платона для европейской культуры.

8. Философия Аристотеля. Жизнь и сочинения Аристотеля. Отношения Аристотеля и Платона. Классификация наук. Метафизика. Учение о материи и форме, о причинности и других универсальных принципах бытия. Целевая причина. Перводвигатель. Субстанция, акт и потенция. Энтелехия. Возможность и действительность. Аристотелевская физика. Психология, растительная, чувственная и разумная душа. Практические науки: этика и политика. Этические и дианоэтические добродетели. Счастье. Роль Аристотеля в истории философии и науки.

9. Философские школы раннего эллинизма. Особенности культуры эллинистического и римского периодов: упадок полисной системы и возникновение империй, космополитизм, открытие индивида, крушение расистских предрассудков. Жизнь согласно природе. Эллинистический идеал мудреца. Логика (каноника), физика и этика. Кинизм. Эпикурейство. Случай. Отклонение атомов и обоснование свободы. Счастье как безмятежность, свобода от страданий, страхов, общества. Стоицизм: Зенон Китионский, Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий. Лектон. Материальный мир и Огонь, Логос, Душа Мира, Судьба. Фатализм. Свобода как внутреннее приятие необходимости. Скептицизм: Пиррон, Секст Эмпирик. Равновесие, воздержание от суждений. Путь к счастью и свободе через отказ от любых догм и теорий.

10. Плотин и неоплатонизм. Жизнь и сочинения Плотина. Неоплатонизм как жизненный выбор. Мистика. Обоснование системы неоплатонизма: Космос, Мировая Душа, Мировой Ум, Единое. Апофатика. Эманация. Зло как небытие. Путь человека к свободе и счастью. Экстаз. Порфирий. Прокл. Новаторство Плотина и значение неоплатонизма в истории культуры (религия, искусство, наука, философия).

 

Средневековая философия

11.Предпосылки средневековой философии. Античная философия. Религиозно-философские восточные учения: зороастризм, манихейство, гностицизм, герметизм и др. Фундаментальные идеи Библии философского значения. Монотеизм. Личность. Идея творения. Антропоцентризм. Проблемы добра и зла, закона, грехопадения и спасения. Платоновский Эрос и христианская Агапе (любовь как благодать). Переоценка ценностей. Бессмертие души у греков и воскресение из мертвых в христианстве. Новый смысл истории и жизни человека.

12. Периодизация средневековой философии и ее отличительные черты и проблемы. Апологетика, патристика, схоластика, мистика. Теоцентризм, тесная связь с религией, креационизм, провиденциализм, ретроспективность, традиционализм, авторитаризм, экзигетизм, дидактизм и др. Катофатическая теология. Апофатизм и Дионисий Ареопагит. Проблема Троичности, христология, соотношения знания и откровения, разума и веры, свободы и благодати. Проблема универсалий, реализм и номинализм.

13. Философия Августина Аврелия. Духовная эволюция Августина. Философствование в вере. Открытие личности. Бог и творение. Время и вечность. Онтология зла. Идея двух государств и линейная философия истории.

14. Философия Фомы Аквинского. Философия и теология. Пять доказательств бытия Бога. Право естественное и положительное. Роль Фомы Аквинского в истории культуры.

 

Сознание, познание, наука

27. Понятие сознания. Смысл проблемы сознания и трудности ее решения. Смысл проблемы сознания и трудности ее решения. Понимание сознания в античности, средние века, Новое время. Роль труда, мышления, языка и общения в генезисе сознания в марксизме. Сознание и бытие. З.Фрейд о структуре психики. Сознательное, бессознательное, надсознательное.

Общественная природа сознания. Индивидуальное и надындивидуальное сознание (общественное сознание, ментальность, «мир надограники»). Сознание, мышление, язык и общение. Абстрактно-логическое (вербальное) и невербальное мышление. Проблема единства действительности, мышления, логики и языка, их взаимосвязь. Самосознание и его структура (познание и самопознание, убеждения, самооценка, самоконтроль). Рефлексия. Роль самосознания в структуре сознания. Индывидуальный и общественный уровни проявления самосознания.

28. Сущность и природа познания. Познавательные способности человека. Гносеология, эпистемология. Основные направления в теории познания. Оптимистический гносеологизм, агностицизм, скептицизм, релятивизм, критицизм. Рационализм и иррационализм. Субъект и объект познания. Основные формы освоения действительности: обыденное, мифологическое, художественное, религиозное, научное и др. Знание как результат отражения и духовного освоения действительности человеком. Донаучное, ненаучное и научное знание. Специфика разных видов знания. Знание и незнание. Объективность содержания знания и субъективность его формы. Знание и оценочная деятельность человека. Знание и опыт.

Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение. Роль логики в познании. Познание как единство чувственного и рационального. Сенсуализм и рационализм о соотношении чувственного и рационального. Концепция «врожденного знания». Понятие априорного знания. Уровни знания: эмпирическое и теоретическое, абстрактное и конкретное. Роль интуиции в познании.

29. Проблема истины и ее критериев. Истина как главная ценность в познании. Классическая (корреспондентная) концепция истины как соответствия знания и предмета: Аристотель. Когерентная концепция истины как взаимосогласованная система утверждений: И.Кант, логический позитивизм. Истина как полезность: Дж. Дьюи, прагматизм. Истина как идеологический феномен: А.Богданов, современная социология научного познания.

Понятие объективной истины. Знание как процесс. Понятие об абсолютной и относительной истине. Заблуждение. Заблуждение и дезинформация. Знание как процесс. Понятие об абсолютной и относительной истине. Заблуждение. Заблуждение и дезинформация. Критерии истинности знания. Радикальный эмпиризм и проблема истинности. Принципы верификации и фальсификации.

Проблема критериев истины. Практика как основа и критерий познания в марксизме.

30. Наука, научное познание и его специфические признаки. Вненаучное познание и его роль в человеческой жизни. Наука как деятельность. Наука как процесс познания и совокупность знаний. Наука как социальный институт. Проблема возникновения науки.

Научное и ненаучное знание. Дилемма сциентизма-антисциентизма. Научная, философская и религиозная картины мира. Эволюция научной картины мира и метафизика. Социокультурная детерминация науки.

Критерии научности (непротиворечивость, доказательность, проверяемость (верифицируемость), системность). Структура научного познания. Критерии различения эмпирического и теоретического. Структура эмпирического и теоретического уровней знания. Методы и формы научного познания. (Статистические и динамические закономерности, общелогические методы познания, научные методы эмпирического и теоретического исследования). Особенности социально-гуманитарных наук.

31. Научные революции и смены типов рациональности. Идея парадигмы и ее роль для научного сообщества. Понятие научной революции, их типы и содержание. Т.Кун, И.Лакатос.

32. Роль науки и техники в жизни человека. Понятие техники. Опасные последствия неконтролируемой технизации мира. Философские основания целей, средств и пределов научно-технического прогресса.

Человек

33. Проблема человека и философская антропология. Причины нарастания интереса к проблеме человека. Отсутствие общей ориентации, регулирующей идеи в современной философии. Причины принципиальной невозможности окончательного определения человека. Открытость и незавершенность человека. Духовная сущность человека. Сущность и существование. Человек, свобода, должное, поступок. Наличный и возможный человек. Ограниченность научных, субъектно-объектных методов. Диалог и взаимопонимание. Негативная онтология о человеческих качествах (несводимость, неопределенность, незаменимость, неповторяемость, невыразимость).

Проблема антропогенеза. Биологическое, социальное и духовное в человке.

34. Образы человека в истории философской мысли и представления о совершенном человеке в различных культурах. Понятие о диалоге культур. Античность. Человек как микрокосмос, актер и герой. Тело и душа. Средние века. Библейская картина мира. Человек как венец творения. Свобода и грехопадение. Тело, душа и дух. Любовь, вера, надежда, смирение. Представление о святости в средние века. Противопоставление видимого, дольнего и невидимого, горнего. Возрождение. Рождение представлений о могуществе человека и божественной силе его интеллекта. Творчество. Титанизм. Рождение индивидуальности. Человек как царь природы в философии Нового времени. Эволюция европейского понимания человека: деизм, натурализм, нигилизм. Разум, культура и природа. Гений как идеал новоевропейского человека. Критика ненаучного мышления и исчезновение единства в понимании человека. Философия ХХ века и осознание проблемы человека. Смысл жизни и абсурд. Сизиф как образ совершенного человека в экзистенциализме.

35. Смысл понятий человек, индивид, индивидуальность, личность. Свобода и ответственность личности. Концепции личности в философии: социально-ролевая, психоаналитическая, супранатуралистическая (ценностная). Понятие свободы и его эволюция. Свобода «внешняя» и «внутренняя», отрицательная (свобода «от») и положительная (свобода «для»). Свобода и необходимость; свобода и произвол, анархия; свобода выбора и ответственность; свобода и благо. Парадоксы свободы. Диалектика свободы, несвободы, необходимости, ответственности. Личность и свобода духа.

36. Смысл человеческого бытия. Соотношение цели и смысла, цели и средств. Диалектика личного и общественного. Смысл жизни в религии. Экклезиаст (абсурдность бытия без Бога). Необходимость жизненных благ и их ущербность: мудрость и познание; труд и преобразовательная деятельность; радость и богатство; семья и межчеловеческие отношения. Смерть. Смирение, спасение, любовь. Синергия. Со-участие с Богом в преобразовании себя и мира в христианстве. Светские версии смысла жизни. Марксизм. Самореализация личности через общество. Смысл жизни как всестороннее развитие своих способностей, внесение личного вклада в историю, прогресс общества, его культуры. Экзистенциализм Ж.-П.Сарта и А.Камю. Абсурдность бытия и бунт. Личность как творец смысла и своей сущности. Экзистенциализм М.Хайдеггера. Da-sein (здесь-бытие, присутствие). Типы существования: нерешившееся, несобственное, собственное. Брошенность, ужас, Ничто. Падение как выбор неподлинного существования перед лицом Ничто. Присутствие как бытие-к-смерти. Забота как взятие ответственности на себя.

Вопросы к экзамену

Смысл человеческого бытия.

Общество и его структура.

Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества

1. Понятие философии. Мировоззрение. Практическое, познавательное, ценностное отношение человека к миру. Культурно-исторические предпосылки рождения философии в Индии, Китае, Греции. Кризис родо-племенного уклада жизни и мифологического миропонимания. «Осевое время» и переход к универсальности. Смысл термина философия. Философия как знание, мудрость и искусство жизни. Своеобразие философского познания. Многообразие философии и ее определений. Проблема определения предмета философии: всеобщее; система отношений «человек — мир», «я — другой»; предельные основания культуры и др. Метод и цель философии. Рефлексия, рациональность, истина. Специфика философского знания и соотношение философии с искусством, религией и наукой.

2. Проблемы и структура философии: онтология, гносеология, социальная философия, философия истории, аксиология, этика, эстетика, философская антропология и др. Основной вопрос философии и варианты его формулировок: И.Кант, Ф.Энгельс и марксизм, А.Камю, Б.Рассел и др. Основные философские направления: идеализм и материализм; эмпиризм, рационализм, критицизм; гносеологический оптимизм, агностицизм и скептицизм.

3. Роль философии в жизни человека и общества. Мировоззренческие функции философии: гуманистическая, социально-аксиологическая (конструктивно-ценностная, интерпретаторская, критическая подфункции), культурно-воспитательная, объяснительно-информационная. Методологические функции философии: эвристическая, прогностическая, координирующая, интегрирующая, логико-гносеологическая.

 

Философия древности

Философия Древнего Востока. Древнеиндийская философия: индуизм, джайнизм, буддизм. Упанишады. Атмат и Брахман. Сансара. Карма. Мокша. Философские школы в Древнем Китае: конфуцианство, даосизм. Человек в философии и культуре Древнего Востока.

4. Рождение философии. Периодизация античной философии и ее отличительные черты. Ранняя классика (досократический), Высокая классика (классический, сократический), ранний эллинизм (эллинистический), поздний эллинизм (римский). Космоцентризм, пластичность, вещность. Пантеизм. Созерцательность, теория. Число, гармония, мера. Судьба.

5. Философия досократиков. Космологизм, поиск «первооснов». Милетские нарурфилософы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Гилозоизм. Панпсихизм. Архе. Вода, апейрон, воздух. Гераклит. Огонь. Логос. Становление. Диалектика. Элейская школа. Парменид. Бытие и небытие. Единое. Зенон Элейский. Апория. Истина и мнение. Роль античного парменидовского понимания бытия в судьбах западного мира. Демокрит и его значение. Атомизм. Детерминизм. Материализм. Пифагор и пифагорейцы. Число как начало. Космос. Гармония сфер. Орфизм и «пифагорейская жизнь». Душа. Влияние пифагорейства на философию и науку.

6. Софисты и Сократ. Классический период в развитии греческой философии (V—IV вв. до н.э.). Значимость софистики: проблема воспитания, образование как ремесло, осознание узости границ полиса, свобода духа и традиция. Протагор. Релятивизм. Агностицизм. Горгий. Нигилизм. Продик. Риторика и эристика. Релятивизм, субъективизм и скептицизм в учении софистов. Жизнь и учение Сократа. Рождение философии нового типа. Перемещение интереса от природы к человеку, от бытия к ценностям, от теории к методу. Сущность человека – душа. Добродетель как знание. Свобода как самообладание. Новое понимание счастья. Революция ненасилия. Диалектический метод Сократа и его цель. Ирония. Майевтика.

7. Философия Платона. Жизнь и сочинения Платона. Академия. Онтология. Объективный идеализм. Соотношение идеи и вещи. Обоснование идеального мира и его структура. Происхождение и структура чувственно воспринимаемого космоса. Познание как припоминание (анамнезис). Миф о пещере. Знание и мнение. Диалектика мышления как путь к знанию, добродетели и благу. Эрос. Концепция человека. Дуализм души и тела. Метапсихоз. Строение души и ее бессмертие. Учение об идеальном государстве, законах, справедливости, благе. Значение Платона для европейской культуры.

8. Философия Аристотеля. Жизнь и сочинения Аристотеля. Отношения Аристотеля и Платона. Классификация наук. Метафизика. Учение о материи и форме, о причинности и других универсальных принципах бытия. Целевая причина. Перводвигатель. Субстанция, акт и потенция. Энтелехия. Возможность и действительность. Аристотелевская физика. Психология, растительная, чувственная и разумная душа. Практические науки: этика и политика. Этические и дианоэтические добродетели. Счастье. Роль Аристотеля в истории философии и науки.

9. Философские школы раннего эллинизма. Особенности культуры эллинистического и римского периодов: упадок полисной системы и возникновение империй, космополитизм, открытие индивида, крушение расистских предрассудков. Жизнь согласно природе. Эллинистический идеал мудреца. Логика (каноника), физика и этика. Кинизм. Эпикурейство. Случай. Отклонение атомов и обоснование свободы. Счастье как безмятежность, свобода от страданий, страхов, общества. Стоицизм: Зенон Китионский, Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий. Лектон. Материальный мир и Огонь, Логос, Душа Мира, Судьба. Фатализм. Свобода как внутреннее приятие необходимости. Скептицизм: Пиррон, Секст Эмпирик. Равновесие, воздержание от суждений. Путь к счастью и свободе через отказ от любых догм и теорий.

10. Плотин и неоплатонизм. Жизнь и сочинения Плотина. Неоплатонизм как жизненный выбор. Мистика. Обоснование системы неоплатонизма: Космос, Мировая Душа, Мировой Ум, Единое. Апофатика. Эманация. Зло как небытие. Путь человека к свободе и счастью. Экстаз. Порфирий. Прокл. Новаторство Плотина и значение неоплатонизма в истории культуры (религия, искусство, наука, философия).

 

Средневековая философия

11.Предпосылки средневековой философии. Античная философия. Религиозно-философские восточные учения: зороастризм, манихейство, гностицизм, герметизм и др. Фундаментальные идеи Библии философского значения. Монотеизм. Личность. Идея творения. Антропоцентризм. Проблемы добра и зла, закона, грехопадения и спасения. Платоновский Эрос и христианская Агапе (любовь как благодать). Переоценка ценностей. Бессмертие души у греков и воскресение из мертвых в христианстве. Новый смысл истории и жизни человека.

12. Периодизация средневековой философии и ее отличительные черты и проблемы. Апологетика, патристика, схоластика, мистика. Теоцентризм, тесная связь с религией, креационизм, провиденциализм, ретроспективность, традиционализм, авторитаризм, экзигетизм, дидактизм и др. Катофатическая теология. Апофатизм и Дионисий Ареопагит. Проблема Троичности, христология, соотношения знания и откровения, разума и веры, свободы и благодати. Проблема универсалий, реализм и номинализм.

13. Философия Августина Аврелия. Духовная эволюция Августина. Философствование в вере. Открытие личности. Бог и творение. Время и вечность. Онтология зла. Идея двух государств и линейная философия истории.

14. Философия Фомы Аквинского. Философия и теология. Пять доказательств бытия Бога. Право естественное и положительное. Роль Фомы Аквинского в истории культуры.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.203 (0.034 с.)