Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Онтология и философское учение о развитииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
24. Понятие бытия. Философский смысл и жизненные корни проблемы бытия. Проблема бытия и небытия в истории философской мысли. Бытие и существование. Формы бытия: природа, сознание (субъективный и объективный дух), человек, общество, культура (вторая природа). Субстанция. Монистические, дуалистические, плюралистические концепции бытия. Материализм и идеализм (объективный и субъективный). Небытие. 25. Понятия «материя» и «дух». Философский смысл идеализма и материализма. Эволюция материализма и материи: стихийный, механический, диалектический; субстратные и атрибутивные определения материи (досократики, Эпикур, Гоббс, Гольбах, Ленин). Философия диалектического материализма о материи как основе всего сущего. Движение как внутреннее свойство материи. Формы бытия материи – время, пространство. Субстанциальный и реляционный подходы. Материализм и идеализм — альтернативные способы миропонимания. Объективный, субъективный, религиозно-философский идеализм. Понятия идеи, духа, абсолюта в истории идеализма. Проблема идеального. Объективная и субъективная реальность. Внутренний мир человека как особый вид бытия. Место человека в религиозной и философской (материалистической и идеалистической) картине мира. 26. Движение и развитие. Диалектика и ее исторические формы. Движение и покой. Основные формы движения, их качественная специфика и взаимосвязь. Диалектический и метафизический подходы к развитию. Самоорганизация бытия, хаос и порядок, синергетика (И. Пригожин, Г. Хакен). Диалектика. Исторические формы диалектики и ее современные разновидности. Диалектика как философское учение об универсальных связях, изменении и развитии. Связь и ее виды. Закон как вид связи, виды законов. Законы диалектики: диалектического синтеза (отрицания отрицания), перехода количества в качество, диалектической противоречивости (единства и борьбы противоположностей). Основные принципы и категории диалектики. Содержание и форма. Часть и целое. Система как единство элементов и структуры. Необходимость и случайность. Сущность и явление. Диалектическая критика эклектики, софистики, догматизма. Детерминизм и индетерминизм. Формы детерминизма. Принцип причинности. Причины и следствия. Возможность, действительность, вероятность. Сущность индетерминизма. Сознание, познание, наука 27. Понятие сознания. Смысл проблемы сознания и трудности ее решения. Смысл проблемы сознания и трудности ее решения. Понимание сознания в античности, средние века, Новое время. Роль труда, мышления, языка и общения в генезисе сознания в марксизме. Сознание и бытие. З.Фрейд о структуре психики. Сознательное, бессознательное, надсознательное. Общественная природа сознания. Индивидуальное и надындивидуальное сознание (общественное сознание, ментальность, «мир надограники»). Сознание, мышление, язык и общение. Абстрактно-логическое (вербальное) и невербальное мышление. Проблема единства действительности, мышления, логики и языка, их взаимосвязь. Самосознание и его структура (познание и самопознание, убеждения, самооценка, самоконтроль). Рефлексия. Роль самосознания в структуре сознания. Индывидуальный и общественный уровни проявления самосознания. 28. Сущность и природа познания. Познавательные способности человека. Гносеология, эпистемология. Основные направления в теории познания. Оптимистический гносеологизм, агностицизм, скептицизм, релятивизм, критицизм. Рационализм и иррационализм. Субъект и объект познания. Основные формы освоения действительности: обыденное, мифологическое, художественное, религиозное, научное и др. Знание как результат отражения и духовного освоения действительности человеком. Донаучное, ненаучное и научное знание. Специфика разных видов знания. Знание и незнание. Объективность содержания знания и субъективность его формы. Знание и оценочная деятельность человека. Знание и опыт. Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение. Роль логики в познании. Познание как единство чувственного и рационального. Сенсуализм и рационализм о соотношении чувственного и рационального. Концепция «врожденного знания». Понятие априорного знания. Уровни знания: эмпирическое и теоретическое, абстрактное и конкретное. Роль интуиции в познании. 29. Проблема истины и ее критериев. Истина как главная ценность в познании. Классическая (корреспондентная) концепция истины как соответствия знания и предмета: Аристотель. Когерентная концепция истины как взаимосогласованная система утверждений: И.Кант, логический позитивизм. Истина как полезность: Дж. Дьюи, прагматизм. Истина как идеологический феномен: А.Богданов, современная социология научного познания. Понятие объективной истины. Знание как процесс. Понятие об абсолютной и относительной истине. Заблуждение. Заблуждение и дезинформация. Знание как процесс. Понятие об абсолютной и относительной истине. Заблуждение. Заблуждение и дезинформация. Критерии истинности знания. Радикальный эмпиризм и проблема истинности. Принципы верификации и фальсификации. Проблема критериев истины. Практика как основа и критерий познания в марксизме. 30. Наука, научное познание и его специфические признаки. Вненаучное познание и его роль в человеческой жизни. Наука как деятельность. Наука как процесс познания и совокупность знаний. Наука как социальный институт. Проблема возникновения науки. Научное и ненаучное знание. Дилемма сциентизма-антисциентизма. Научная, философская и религиозная картины мира. Эволюция научной картины мира и метафизика. Социокультурная детерминация науки. Критерии научности (непротиворечивость, доказательность, проверяемость (верифицируемость), системность). Структура научного познания. Критерии различения эмпирического и теоретического. Структура эмпирического и теоретического уровней знания. Методы и формы научного познания. (Статистические и динамические закономерности, общелогические методы познания, научные методы эмпирического и теоретического исследования). Особенности социально-гуманитарных наук. 31. Научные революции и смены типов рациональности. Идея парадигмы и ее роль для научного сообщества. Понятие научной революции, их типы и содержание. Т.Кун, И.Лакатос. 32. Роль науки и техники в жизни человека. Понятие техники. Опасные последствия неконтролируемой технизации мира. Философские основания целей, средств и пределов научно-технического прогресса. Человек 33. Проблема человека и философская антропология. Причины нарастания интереса к проблеме человека. Отсутствие общей ориентации, регулирующей идеи в современной философии. Причины принципиальной невозможности окончательного определения человека. Открытость и незавершенность человека. Духовная сущность человека. Сущность и существование. Человек, свобода, должное, поступок. Наличный и возможный человек. Ограниченность научных, субъектно-объектных методов. Диалог и взаимопонимание. Негативная онтология о человеческих качествах (несводимость, неопределенность, незаменимость, неповторяемость, невыразимость). Проблема антропогенеза. Биологическое, социальное и духовное в человке. 34. Образы человека в истории философской мысли и представления о совершенном человеке в различных культурах. Понятие о диалоге культур. Античность. Человек как микрокосмос, актер и герой. Тело и душа. Средние века. Библейская картина мира. Человек как венец творения. Свобода и грехопадение. Тело, душа и дух. Любовь, вера, надежда, смирение. Представление о святости в средние века. Противопоставление видимого, дольнего и невидимого, горнего. Возрождение. Рождение представлений о могуществе человека и божественной силе его интеллекта. Творчество. Титанизм. Рождение индивидуальности. Человек как царь природы в философии Нового времени. Эволюция европейского понимания человека: деизм, натурализм, нигилизм. Разум, культура и природа. Гений как идеал новоевропейского человека. Критика ненаучного мышления и исчезновение единства в понимании человека. Философия ХХ века и осознание проблемы человека. Смысл жизни и абсурд. Сизиф как образ совершенного человека в экзистенциализме. 35. Смысл понятий человек, индивид, индивидуальность, личность. Свобода и ответственность личности. Концепции личности в философии: социально-ролевая, психоаналитическая, супранатуралистическая (ценностная). Понятие свободы и его эволюция. Свобода «внешняя» и «внутренняя», отрицательная (свобода «от») и положительная (свобода «для»). Свобода и необходимость; свобода и произвол, анархия; свобода выбора и ответственность; свобода и благо. Парадоксы свободы. Диалектика свободы, несвободы, необходимости, ответственности. Личность и свобода духа. 36. Смысл человеческого бытия. Соотношение цели и смысла, цели и средств. Диалектика личного и общественного. Смысл жизни в религии. Экклезиаст (абсурдность бытия без Бога). Необходимость жизненных благ и их ущербность: мудрость и познание; труд и преобразовательная деятельность; радость и богатство; семья и межчеловеческие отношения. Смерть. Смирение, спасение, любовь. Синергия. Со-участие с Богом в преобразовании себя и мира в христианстве. Светские версии смысла жизни. Марксизм. Самореализация личности через общество. Смысл жизни как всестороннее развитие своих способностей, внесение личного вклада в историю, прогресс общества, его культуры. Экзистенциализм Ж.-П.Сарта и А.Камю. Абсурдность бытия и бунт. Личность как творец смысла и своей сущности. Экзистенциализм М.Хайдеггера. Da-sein (здесь-бытие, присутствие). Типы существования: нерешившееся, несобственное, собственное. Брошенность, ужас, Ничто. Падение как выбор неподлинного существования перед лицом Ничто. Присутствие как бытие-к-смерти. Забота как взятие ответственности на себя.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.90.244 (0.006 с.) |