Онтология и философское учение о развитии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Онтология и философское учение о развитии



24. Понятие бытия. Философский смысл и жизненные корни проблемы бытия. Проблема бытия и небытия в истории философской мысли. Бытие и существование. Формы бытия: природа, сознание (субъективный и объективный дух), человек, общество, культура (вторая природа). Субстанция. Монистические, дуалистические, плюралистические концепции бытия. Материализм и идеализм (объективный и субъективный). Небытие.

25. Понятия «материя» и «дух». Философский смысл идеализма и материализма. Эволюция материализма и материи: стихийный, механический, диалектический; субстратные и атрибутивные определения материи (досократики, Эпикур, Гоббс, Гольбах, Ленин). Философия диалектического материализма о материи как основе всего сущего. Движение как внутреннее свойство материи. Формы бытия материи – время, пространство. Субстанциальный и реляционный подходы.

Материализм и идеализм — альтернативные способы миропонимания. Объективный, субъективный, религиозно-философский идеализм. Понятия идеи, духа, абсолюта в истории идеализма. Проблема идеального. Объективная и субъективная реальность. Внутренний мир человека как особый вид бытия. Место человека в религиозной и философской (материалистической и идеалистической) картине мира.

26. Движение и развитие. Диалектика и ее исторические формы. Движение и покой. Основные формы движения, их качественная специфика и взаимосвязь. Диалектический и метафизический подходы к развитию. Самоорганизация бытия, хаос и порядок, синергетика (И. Пригожин, Г. Хакен). Диалектика. Исторические формы диалектики и ее современные разновидности. Диалектика как философское учение об универсальных связях, изменении и развитии. Связь и ее виды. Закон как вид связи, виды законов. Законы диалектики: диалектического синтеза (отрицания отрицания), перехода количества в качество, диалектической противоречивости (единства и борьбы противоположностей). Основные принципы и категории диалектики. Содержание и форма. Часть и целое. Система как единство элементов и структуры. Необходимость и случайность. Сущность и явление. Диалектическая критика эклектики, софистики, догматизма. Детерминизм и индетерминизм. Формы детерминизма. Принцип причинности. Причины и следствия. Возможность, действительность, вероятность. Сущность индетерминизма.

Сознание, познание, наука

27. Понятие сознания. Смысл проблемы сознания и трудности ее решения. Смысл проблемы сознания и трудности ее решения. Понимание сознания в античности, средние века, Новое время. Роль труда, мышления, языка и общения в генезисе сознания в марксизме. Сознание и бытие. З.Фрейд о структуре психики. Сознательное, бессознательное, надсознательное.

Общественная природа сознания. Индивидуальное и надындивидуальное сознание (общественное сознание, ментальность, «мир надограники»). Сознание, мышление, язык и общение. Абстрактно-логическое (вербальное) и невербальное мышление. Проблема единства действительности, мышления, логики и языка, их взаимосвязь. Самосознание и его структура (познание и самопознание, убеждения, самооценка, самоконтроль). Рефлексия. Роль самосознания в структуре сознания. Индывидуальный и общественный уровни проявления самосознания.

28. Сущность и природа познания. Познавательные способности человека. Гносеология, эпистемология. Основные направления в теории познания. Оптимистический гносеологизм, агностицизм, скептицизм, релятивизм, критицизм. Рационализм и иррационализм. Субъект и объект познания. Основные формы освоения действительности: обыденное, мифологическое, художественное, религиозное, научное и др. Знание как результат отражения и духовного освоения действительности человеком. Донаучное, ненаучное и научное знание. Специфика разных видов знания. Знание и незнание. Объективность содержания знания и субъективность его формы. Знание и оценочная деятельность человека. Знание и опыт.

Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение. Роль логики в познании. Познание как единство чувственного и рационального. Сенсуализм и рационализм о соотношении чувственного и рационального. Концепция «врожденного знания». Понятие априорного знания. Уровни знания: эмпирическое и теоретическое, абстрактное и конкретное. Роль интуиции в познании.

29. Проблема истины и ее критериев. Истина как главная ценность в познании. Классическая (корреспондентная) концепция истины как соответствия знания и предмета: Аристотель. Когерентная концепция истины как взаимосогласованная система утверждений: И.Кант, логический позитивизм. Истина как полезность: Дж. Дьюи, прагматизм. Истина как идеологический феномен: А.Богданов, современная социология научного познания.

Понятие объективной истины. Знание как процесс. Понятие об абсолютной и относительной истине. Заблуждение. Заблуждение и дезинформация. Знание как процесс. Понятие об абсолютной и относительной истине. Заблуждение. Заблуждение и дезинформация. Критерии истинности знания. Радикальный эмпиризм и проблема истинности. Принципы верификации и фальсификации.

Проблема критериев истины. Практика как основа и критерий познания в марксизме.

30. Наука, научное познание и его специфические признаки. Вненаучное познание и его роль в человеческой жизни. Наука как деятельность. Наука как процесс познания и совокупность знаний. Наука как социальный институт. Проблема возникновения науки.

Научное и ненаучное знание. Дилемма сциентизма-антисциентизма. Научная, философская и религиозная картины мира. Эволюция научной картины мира и метафизика. Социокультурная детерминация науки.

Критерии научности (непротиворечивость, доказательность, проверяемость (верифицируемость), системность). Структура научного познания. Критерии различения эмпирического и теоретического. Структура эмпирического и теоретического уровней знания. Методы и формы научного познания. (Статистические и динамические закономерности, общелогические методы познания, научные методы эмпирического и теоретического исследования). Особенности социально-гуманитарных наук.

31. Научные революции и смены типов рациональности. Идея парадигмы и ее роль для научного сообщества. Понятие научной революции, их типы и содержание. Т.Кун, И.Лакатос.

32. Роль науки и техники в жизни человека. Понятие техники. Опасные последствия неконтролируемой технизации мира. Философские основания целей, средств и пределов научно-технического прогресса.

Человек

33. Проблема человека и философская антропология. Причины нарастания интереса к проблеме человека. Отсутствие общей ориентации, регулирующей идеи в современной философии. Причины принципиальной невозможности окончательного определения человека. Открытость и незавершенность человека. Духовная сущность человека. Сущность и существование. Человек, свобода, должное, поступок. Наличный и возможный человек. Ограниченность научных, субъектно-объектных методов. Диалог и взаимопонимание. Негативная онтология о человеческих качествах (несводимость, неопределенность, незаменимость, неповторяемость, невыразимость).

Проблема антропогенеза. Биологическое, социальное и духовное в человке.

34. Образы человека в истории философской мысли и представления о совершенном человеке в различных культурах. Понятие о диалоге культур. Античность. Человек как микрокосмос, актер и герой. Тело и душа. Средние века. Библейская картина мира. Человек как венец творения. Свобода и грехопадение. Тело, душа и дух. Любовь, вера, надежда, смирение. Представление о святости в средние века. Противопоставление видимого, дольнего и невидимого, горнего. Возрождение. Рождение представлений о могуществе человека и божественной силе его интеллекта. Творчество. Титанизм. Рождение индивидуальности. Человек как царь природы в философии Нового времени. Эволюция европейского понимания человека: деизм, натурализм, нигилизм. Разум, культура и природа. Гений как идеал новоевропейского человека. Критика ненаучного мышления и исчезновение единства в понимании человека. Философия ХХ века и осознание проблемы человека. Смысл жизни и абсурд. Сизиф как образ совершенного человека в экзистенциализме.

35. Смысл понятий человек, индивид, индивидуальность, личность. Свобода и ответственность личности. Концепции личности в философии: социально-ролевая, психоаналитическая, супранатуралистическая (ценностная). Понятие свободы и его эволюция. Свобода «внешняя» и «внутренняя», отрицательная (свобода «от») и положительная (свобода «для»). Свобода и необходимость; свобода и произвол, анархия; свобода выбора и ответственность; свобода и благо. Парадоксы свободы. Диалектика свободы, несвободы, необходимости, ответственности. Личность и свобода духа.

36. Смысл человеческого бытия. Соотношение цели и смысла, цели и средств. Диалектика личного и общественного. Смысл жизни в религии. Экклезиаст (абсурдность бытия без Бога). Необходимость жизненных благ и их ущербность: мудрость и познание; труд и преобразовательная деятельность; радость и богатство; семья и межчеловеческие отношения. Смерть. Смирение, спасение, любовь. Синергия. Со-участие с Богом в преобразовании себя и мира в христианстве. Светские версии смысла жизни. Марксизм. Самореализация личности через общество. Смысл жизни как всестороннее развитие своих способностей, внесение личного вклада в историю, прогресс общества, его культуры. Экзистенциализм Ж.-П.Сарта и А.Камю. Абсурдность бытия и бунт. Личность как творец смысла и своей сущности. Экзистенциализм М.Хайдеггера. Da-sein (здесь-бытие, присутствие). Типы существования: нерешившееся, несобственное, собственное. Брошенность, ужас, Ничто. Падение как выбор неподлинного существования перед лицом Ничто. Присутствие как бытие-к-смерти. Забота как взятие ответственности на себя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.187 (0.011 с.)