Вопрос №3. Функции философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос №3. Функции философии



Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять:

1. Мировоззренческую

2. Методологическую

3. Мыслительно-теоретическую

4. Гносеологическую

5. Критическую

6. Аксиологическую

7. Социальную

8. Воспитательно-гуманитарную

9. Прогностическую

Содержание функций философии.

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.).

Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

 

Вопрос №4. Возникновение философии
Возникновению философии предшествовал длительный этап становления и развития духовной жизни первобытного общества. Сюда относится продолжительное функционирование морали, искусства (древняя скульптура, наскальная живопись, декоративные украшения, мифы), верований и значительный комплекс эмпирических (опытных) знаний. Все они в дальнейшем образовали предфилософскую основу, которая ощутимо заявила о себе в период значительных социальных потрясений общества: на стадии разложения первобытнообщинного строя и возникновения рабовладения. Человечеству пришлось осмысливать произошедшие изменения и преобразования в материальной, экономической и социальной жизни. С помощью мифов и верований это невозможно было осуществить, понадобился принципиально иной уровень анализа бытия, иной тип мышления и знаний.
Разделение труда образовало социальное расслоение, различные виды неравенства. В данных кардинальных преображениях происходила ломка моральных устоев первобытности, менялся тип отношений и способы их регуляции. Постепенно шло формирование нового способа осознания действительности – философского. С помощью философии человек стремился уяснить: для чего он предназначен, что представляет собой окружающий мир, как развиваются отношения между людьми, связи с природой, как устроено общество. Со временем круг вопросов расширялся, рассмотрение проблем углублялось, увеличивалось количество направлений, школ, позиций.

Вопрос об относительно точном времени возникновения философии и сейчас является спорным. Так, китайские историки утверждают, что философская мысль существовала в их стране еще в XXV-XXIII вв. до н.э. Но в большинстве своём в различных регионах её возникновение относят к VII-VI вв. до н.э.

Характерно, что ее появление произошло в виде материалистических взглядов, утверждавших первичность, основополагающее начало материального: предметов, процессов, явлений. Это связано с тем, что в жизни исходными выступают материальные потребности в еде, одежде, жилище и т. д. Материален и способ их удовлетворения – труд, который в итоге образует материальное производство и материальные общественные отношения. Не удовлетворив материальные потребности, невозможно думать о духовном - мышлении, сознании, чувствах, эмоциях, идеалах т.д. Кроме того, длительный исторический период духовные элементы были непосредственно вплетены в общие процессы жизни, составляли неразрывное единство. Не существовало людей, профессионально занимающихся духовными видами деятельности.
Несколько позже, через столетия, в философии возникает идеалистическое направление, утверждающее обратное: первично - идеальное (дух, идея), вторично - материальное (вещество, движение). Доказывалось, что идеальное творит материальное: сознание – вещество, дух – пространство, мышление – материальные блага и т.п.
Все периоды развития философии демонстрировали существование данных направлений, их противостояние, приоритетное развитие то одного, то другого в различные исторические этапы. Этих стадий было много, соответственно, и философия прошла их вместе с обществом, обслуживая его интересы. Усложнение общественной жизни обусловливало расширение и углубление философской проблематики, одновременно увеличивало роль философии в общественных процессах.
Как было сказано, предпосылки развития философии формируются в период четвертого разделения труда (отделение умственного труда от физического), когда выделяется часть людей, имеющих относительную экономическую и политическую свободу, а также способность к философствованию - осмысливанию процессов жизни человека и общества, природы и окружающего мира с помощью абстрактного (отвлеченного)мышления.
В наиболее полной мере комплекс требуемых условий воплотился в культурах Древней Индии, Китая и Греции.

В конечном итоге философия представляет собой результат разрешения противоречия между мифом и первоначальной наукой, синтез обобщающей, мировоззренческой установки мифа и эмпирической, наблюдательной установкой древней науки.

Вопрос №5. Философия XVIII—XIX вв
Романтизм (XVIII—XIX вв.) (КУЛЬТ ЧУВСТВА)
Романтизм обычно принято было считать явлением искусства: основные его представители, как правило, занимались художественным творчеством. Однако сегодня пора пересмотреть эту ограниченную и поверхностную точку зрения. Содержанием же мыслительной деятельности романтиков было опровержение культа разума, типичного для Просвещения, и поиск своих способов познания мира, которые они и находили в искусстве, выдвигая положение о его преобразующей роли в жизни. Тем самым они утверждали господство в мире духовного начала, подчиненность материи духу. Это и был ответ-опровержение на абсолютизацию разума просветителями. Путь же к жизненной гармонии они видели в духовном развитии индивидуума, наделенного неограниченными и уникальными творческими возможностями, которые, но мнению большинства романтиков, наиболее адекватно могли проявиться только в искусстве.
Романтизм был необходимым и закономерным этапом в развитии философии. Так, он сыграл огромную роль в становлении немецкой классической философии. Помимо прямых представителей романтизма — Ф. Шлегеля, Ф. Шлейермахера, Л. Тика, дань ему в разной степени и на разных этапах своего развития отдали великие немецкие просветители Шиллер и Гете, не менее великий швейцарец Руссо, гиганты немецкой классической философии Кант и Фихте.

Немецкая классическая философия (XVIII—XIX вв.) (ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ)
Источниками немецкой классической философии, которые она синтезировала и превзошла, сделав этот синтез базой для своих миропостроений, стали философия Нового времени, философия Просвещения и романтизм. Реальность — это воплощенный разум. Но помимо реальности есть еще невоплощенные в ней, неадекватные формы разума. Здесь и проходит граница между подлинным и неподлинным бытием. Опираясь на разум как воплощение разумного бытия, классики строили свои самодостаточные непротиворечивые системы.
Важной новой чертой немецкой классической философии оказалось выведение на базе единства Бытия принципов его развития. Имеется в виду не именно и не только диалектика Гегеля, но прежде всего само развитие.
Будучи обращенным на общество, на природу и на человека, оно воплотило в себе впервые осознанный синтетическийпринцип историзма, который объединил всю историю человечества в единый процесс, заложив основы новой теории и методологии познания.
Еще одной типичной чертой немецкой философской классики является осознание факта, что человек живет не только в мире природы, но и в мире культуры. Отсюда пристальное внимание к человеку, обществу и истории. Главный предмет познания — человек, ибо, познавая любое явление действительности, он в конечном счете делает это ради себя, как своей конечной цели. Исходя из этого в центре внимания философствования оказывается человеческий мир, который далеко не ограничивается миром природным.

Вопрос № 6. Современная философия.
Современная философия – совокупность учений мыслителей XIX-XXI вв.

В истории философии современной философией называется совокупность учений мыслителей XIX-XXI веков. Современная философия не представляет собой какого-то действительного единства, распадаясь на множество направлений, школ, кружков и отдельных, независимых мыслителей. Основными направлениями современной философии можно назвать: философию жизни, экзистенциализм, философскую герменевтику, аналитическую философию (прежде всего, в англо-саксонских странах), философию постмодернизма, марксизм. Важными чертами некоторых значительных направлений современной философии можно назвать: интерес к отдельному человеческому индивиду, а не к человечеству вообще, недоверие и неверие в силу разума, внимание к особенностям человеческой жизни, ускользающим от определенного философско-логического познания, сближение с художественной литературой, интерес к обыденному языку. С другой стороны, для иных направлений современной философии характерно сближение с научным знанием, прежде всего, интерес к математике, биологии, нейропсихологии, стремление выработать непротиворечивый язык философского описания, преодолеть ненаучный, «метафизический» характер предшествующей философии.

1.Философия жизни — философское течение, получившее основное развитие в конце XIX — начале XX веков. В рамках этого направления взамен таких традиционных понятий философской онтологии, как «бытие», «разум», «материя», в качестве исходного выдвигается «жизнь» как интуитивно постигаемая целостная действительность. Стала реакцией на зарождающийся кризис сциентистских ценностей и попыткой преодоления связанного с этим нигилизма, построения и обоснования новых духовно-практических ориентиров.
Предшественником философии жизни считается Артур Шопенгауэр.
Представители: Ницше, Клагес, Лессинг, Дильтей, Шпенглер, Георг Зиммель, Ортега-и-Гассет, Бергсон, Шелер, Крик.
2.Экзистенциали́зм, также философия существования — направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности иррационального бытия человека. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается прежде всего идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.
В чистом виде экзистенциализм как философское направление никогда не существовал. Противоречивость этого термина исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого.
Эта противоречивость является причиной того, что практически никто из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом. Единственным, кто чётко выражал свою принадлежность к этому направлению, был Жан-Поль Сартр. Его позиция была обозначена в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм», где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские устремления отдельных мыслителей начала XX века.
Согласно экзистенциальному психологу и психотерапевту Р. Мэй, экзистенциализм не просто философское направление, а скорее культурное движение, запечатлевающее глубокое эмоциональное и духовное измерение современного Западного человека, изображающее психологическую ситуацию, в которой он находится, выражение уникальных психологических трудностей, с которыми он сталкивается.

3.Герменевтика— искусство толкования)-
теория и методология истолкования текстов («искусство понимания»);
направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. С точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов.
4.Аналитическая философия (англосаксонская философия, англо-американская философия) — направление в философской мысли XX века, развивающееся преимущественно в англоязычных странах и объединяющее большое количество разнообразных концепций и школ.
Общими для аналитической философии являются следующие моменты:
лингвистический поворот — философские проблемы определяются как лежащие в области языка, поэтому их решение связано с анализом языковых выражений;
семантический акцент — сосредоточение внимание на проблемах значения;
аналитический метод — предпочтение анализа всем остальным видам философской рефлексии.
Основателями аналитической философии являются Готлоб Фреге, Джордж Мур, Бертран Рассел и Людвиг Витгенштейн. Кроме того, сходная проблематика разрабатывалась в неопозитивизме Венского кружка и в немецкой критике языка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.008 с.)