Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос №13. Структура научного знания.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В структуре научного знания выделяют три уровня: эмпирический, теоретический и метатеоретический. Под уровнем научного знания понимают качественно различные по предмету, методам и функциям виды научного знания, объединенные в единую систему в рамках одной научной дисциплины. Эмпирическое знание – это совокупность высказываний об эмпирических или абстрактных объектах, получаемая путем мыслительной (рассудочной) обработки результатов наблюдений и экспериментов и фиксируемая с помощью определенных языковых средств (единичные предложения наблюдения, графики, естественные классификации). Стоит обратить внимание на то, что предметом эмпирического знания являются не реально существующие объекты и не их «чувственная» интерпретация, а абстрактные объекты. Абстрактный объект – это результат абстрагирования чувственного объекта. Объект, получаемый в результате процедуры абстрагирования, содержит лишь часть чувственных данных, но дополнен другой информацией никак не вытекающих из чувственных данных (точка, треугольник). Любые чувственные данные становятся научными только после их мыслительной обработки и представления их в виде совокупности терминов и предложений эмпирического языка определенной науки Эмпирическое знание не чувственно, а рассудочно, т.е. рационально. Главным качественным отличием теоретического знания от эмпирического является объект. В качестве объекта теоретического знания выступают идеальные объекты. Идеальные объекты могут конструироваться как на основе эмпирических объектов с помощью идеализации (т.е. абсолютизации свойств эмпирических объектов), так и вводится по определению (математика). Идеальные объекты принципиально не наблюдаемы. Таким образом, при переходе от эмпирического знания (наблюдаемый мир) к теоретическому (мир рационального мышления) происходит качественный скачок, именно по этому эти уровни знания не сводимы друг к другу. Однако они взаимосвязаны. Эта связь осуществляется с помощью специальных «инструментов» - интерпритационных предложений, в которых устанавливается тождество значений соответствующих терминов теоретического и эмпирического языков. Самостоятельную роль интерпретационных предложений наглядно демонстрирует опытная проверка теорий. Для установления взаимосвязи теории и опытом сначала теория переводтся на язык импирики т.е. получится ее эмпирическая интерпритации. Далее из системы «теория + ее эмпирическая интерпритация» делается некий эмпирический вывод. Соответствие данных проверочного эксперимента этому выводу или не соответствие как раз и свидетельствует об истинности или ошибочности НО НЕ ТЕОРИИ, а системы системы «теория + ее эмпирическая интерпритация». Напомним, что одной теории соответствует множество интерпритаций. Таким образом, проблема истинности теории не может быть решена только лишь ее экспериментальной проверкой. Решение этой проблемы требует привлечения дополнительных средств, в частности метатеоретических предпосылок и оснований научного знания. Третий, метатеоретический уровень научного знания состоит из общенаучного знания и философских оснований науки. Общенаучное знание включает в себя, во-первых, частнонаучную и общенаучную картину мира, во-вторых, частнонаучные и общенаучные гносеологические, методологические, логические и аксиологические принципы. Частнонаучная картина – это совокупность, господствующих в какой либо науке, представлений о мире. Ее основу составляют онтологические принципы парадигмальной для данной науки теории. Частнонаучная картина мира есть конкретизация определенной философской онтологии. Общенаучная картина мира чаще всего является господствующей в данное время в мире частнонаучной картиной мира. Философские основания науки осуществляют связь между философией и наукой, так же как это делают интерпритационные предложения в отношении теоретического и эмпирического уровней. Каждый уровень обладает относительной самостоятельностью, не является обобщением или следствием другого, но при этом между всеми уровнями научного знания существует органическая взаимосвязь в процессе функционирования научного знания как целого. Взаимосвязь различных уровней научного знания осуществляется путем интерпретации терминов одного уровня в терминах другого. Именно единство и взаимосвязь всех уровней обеспечивает отдельной научной дисциплине относительную самостоятельность, устойчивость и способность развиваться на своей собственной основе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 492; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.134.251 (0.008 с.) |