Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Светлаков николай владимирович
Родился 5 декабря 1931 года Доктор химических наук, профессор, заведующий
Окончив в 1943 году начальную школу в селе Русский Кунгур, я стал учиться в семи километрах от моего дома в средней школе села Русские Шои. И в начальную, и в среднюю школу ученики ходили летом пешком, зимой на лыжах или опять же пешком. Время учебы выпало на тяжелые годы Великой Отечественной войны. Начало войны не было неожиданностью для сельчан – еще в 1940 г. военнообязанные мужчины проходили военные сборы – учились на практике бросать гранаты, владеть винтовками, вести штыковой бой. Жизнь круто изменилась 22 июня 1941года. Началась мобилизация военнообязанных мужчин и женщин, реквизиция коней. Забирали лучших коней; телеги с помощью деревенских кузнецов превращали в двуконные повозки. Каждые сутки, почему-то в ночное время из Р-Кунгурского сельсовета мчался в деревню всадник и вручал повестку о призыве в армию одному или нескольким мужчинам. В избе зажигалась керосиновая лампа (электричества в деревне не было), начинались сборы призывника, а днем, в присутствии родных, призывника на лошади отправляли в райцентр. В 1941–42 годах большинство мужчин были призваны в армию. Мой отец ушел на войну осенью 1941 г. Вернулся в связи с тяжелым ранением зимой 1945 г. В военные годы работа в колхозе легла на плечи женщин, пожилых мужчин и подростков, которые были в силах обрабатывать весь земельный клин. Машинотракторные станции были маломощные и не могли оказывать колхозам необходимых услуг. Поля зарастали полынью, сбор зерновых сократился да минимума, поэтому то, что вырастало, в основном, шло в казну. Колхозники получали за трудодни крохи. Хлеба мы практически не видели. Я и мои товарищи участвовали в посевных кампаниях, сажали картофель, овощи, пахали на лошадях землю, занимались прополкой сорняков, жали на жатках зерновые культуры, занимались обмолотом зерна. Тяжелой была работа по отгрузке зерна государству - доставка зерна на пункт заготовки, за 20 км, порой она осуществлялась по непролазной грязи на слабых лошадях. Приятной была лишь работа по ночному выпасу лошадей. Младшие школьники получали в школах задания по сбору и сдаче государству грибов и ягод. Отсутствие в хозяйстве зерна для выпечки хлеба побуждало находить неравноценную замену, например, заготовку лебеды, полевого щавеля и др. Собрав полевой щавель, его измельчали, высушивали, на мельнице готовили «муку», которая шла на выпечку «хлеба», выручал картофель, который также был одним из компонентов при выпечке суррогатного хлеба.
Одежду и обувь купить было невозможно – не было средств. Ходили в довоенных обносках, основной обувью были лапти. В теплое время мы ходили босиком и дома, и в школу. В некоторых домах были станки для изготовления домашних льняных и шерстяных тканей. В порядке налогообложения, независимо от наличия в хозяйстве скота и птицы, требовалось сдавать масло, яйца, шерсть, мясо и др. Практически обязательной была подписка на государственные займы, это притом, что за работу колхозникам деньг не платили. В сталинские времена колхозникам не выдавали паспорта, и уехать из колхоза можно было лишь по вербовке государства на непрестижные работы – торфоразработки, лесозаготовки и др. Подростков добровольно-принудительно направляли в ремесленные училища, после окончания которых они на малую родину, как правило, не возвращались. В военные и первые послевоенные годы у нас в школе не было учебников, тетрадей, чернил, ручек и перьев к ним, не говоря уже о технических средствах обучения. Не существовало каких-либо кружков или спортивных секций по интересам, отсутствовали спортивные залы. Очень скромной была библиотека. Требования к дисциплине учащихся были строгими. Событием было появление в школе учителей – мужчин, вернувшихся по окончанию войны здоровыми и невредимыми. Это учитель литературы М.И. Мокосеев, математики И.Я. Липатников и др. Можно отметить настойчивую работу учителей по агитации к поступлению своих питомцев в вузы: стране требовались квалифицированные специалисты. Однако бедная средняя сельская школа не могла дать выпускникам хороших знаний, что сказывалось в дальнейшем на учебе в вузе. Страна достойно оценила работу тружеников тыла, в том числе и подростков. В возрасте 14 лет меня наградили государственной наградой – медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне».
СЕДОВА Луиза Мазитовна Родилась 19 июня 1936 года Кандидат философских
Дети войны быстро взрослели, они не становились черствыми и обладали такими качествами, как доброта, сочувствие, сострадание. Эти же качества воспитывала во мне и моя бабушка Фархия, ткачиха Льнокомбината в Ягодной слободе. Для меня, 5-летней девочки, она была и мамой, и папой. Папу расстреляли как врага народа в 1937 году, а маму, как жену врага народа осудили на много лет, и я с двухлетнего возраста росла с бабушкой. Двух моих братьев – Ленора и Марселя – взяли к себе родители отца в деревню Усень Мамадышского района. Но сиротой я себя не ощущала. Меня всегда окружали добрые, отзывчивые люди. Таким человеком в детском саду была Камиля апа – для меня она стала второй мамой. Благодаря тому, что я посещала татарский детский сад, в который устроила меня бабушка, я хорошо знаю родной язык на бытовой уровне. Помню, как в детском саду мы играли в войну: во дворе у нас был окоп, мы изображали взятие немцев в плен во время воздушной тревоги и мечтали накормить их битым стеклом. Помню, как нам в новогодний праздник разрешали срезать розовые пряники как «кучтэнэч» от Кышбабая. Потом в моей жизни в годы войны была начальная школа №70 с замечательным учителем Александрой Аркадьевной и замечательным родительским комитетом, который в День Победы кормил нас прямо в классе очень вкусной манной кашей. Когда я пересматриваю фото 1–2 классов, я вижу, что на меня смотрят маленькие дети с голодными глазами. Для нынешних сытых детей манная каша – пустяк, а для нас это был счастливый праздник. Тогда всем было невыносимо трудно – и старым, и малым, и у всех, особенно у моей бабушки, были готовность и желание выжить во что бы то ни стало, оптимизм и надежда на лучшее. Именно бабушка отвела меня в музыкальную школу, нарисовала под клеенкой кухонного стола клавиатуру. Позже она же записала меня в кружок хореографии во Дворце культуры имени десятилетия ТАССР. С тех пор люблю танцевать и ценю тех, кто умеет петь и танцевать. Наверно, благодаря своей необыкновенной бабушке я стала оптимистом по жизни.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 2028; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.197.251.102 (0.02 с.) |