ТОП 10:

МУКМЕНЕВА Наталья Александровна



Родилась 26 августа 1933 года

Доктор химических наук, профессор, заведующая проблемной научно-исследовательской
лабораторией (с 1983 г.)

 

 

Мне кажется, что я себя начала отчетливо помнить с того дня, когда началась война.

… Тихое летнее утро, я играю во дворе, а из открытого окна соседей слышно радио, да так громко! Собираются люди, слушают несколько минут молча, лица испуганные. И кто-то тихо говорит: «Война». Не понимаю, что это значит, но замечаю, как час от часу вокруг все меняется – люди собираются, обсуждают что-то тихо-тихо, будто бы боятся, что их услышат.

… Скоро сентябрь. Мы отнесли заявление в школу №3 на улице Горького, я уже знаю туда дорогу из дома по улице К.Маркса. И вдруг узнаем, что здание школы заняли под госпиталь, и мы будем учиться на Большой Красной. Но и там к зиме размещают раненых, а нас переводят в школу №18.

Ходить туда было довольно далеко, через Лядской садик.

Учились мы в неотапливаемых классах, сидели в шубах и варежках, которые, естественно, все-таки приходилось снимать, когда приступали к письму, чернила в «непроливашках» замерзали. Мама где-то раздобыла оберточную бумагу, разрезала ее, сшила и разлиновала – получились отличные самодельные тетрадки.

В городе часто не было света, уроки делали при свечах или керосиновых лампах, но мы старались учиться на «отлично»…

Были постоянно голодными, не смотря на то, что в школе нам давали «болтушку»: в горшочки наливали кипяток, добавляли муку и все это старательно перемешивали. Это было очень вкусно, мы съедали быстро и с удовольствием.

В свою школу №3 мы вернулись к 1943-му и чувствовали себя уже вполне уверенными, взрослыми и самостоятельными людьми. В классе висела большая карта, и дежурный каждый день переставлял на ней флажки, которые обозначали линии фронтов.

Мы дежурили в госпиталях, помогали нянечкам кормить лежачих раненых, писали за них письма домой, а чаще всего – просто развлекали их своими концертами, ставили пьесы, читали стихи. Не уверена, что мы особо отличались талантами, но раненые неизменно нам долго аплодировали.

В классном журнале появлялись новые фамилии – учеников, прибывших из блокадного Ленинграда. Лично мне они казались вечно голодными. Один раз кто-то из наших, местных, не доев кусок хлеба, бросил корочку в угол. Эвакуированная девочка, сидевшая передо мной, так громко закричала, что в классе воцарилась необычная тишина. Побледневшая учительница объяснила нам, что значит для ленинградцев такой поступок…

А еще я помню воздушные тревоги. Все они были учебными, за исключением одной, когда к нашему городу прорвался вражеский самолет-разведчик. Но всякий раз нас уводили в подвал, и мы молча ждали, когда объявят «отбой». Было очень страшно – а вдруг, пусть не рядом со школой, а где-то вдали, где наши мамы, все-таки упадет снаряд и взорвется бомба.

Конечно, каждая наша семья жила в постоянном страхе. Это вполне естественно – из каждого дома кого-то проводили на фронт, и даже мы, дети, замирали при появлении почтальона. Моего двоюродного брата, студента юридического института, отправили под Сталинград. Больше мы его никогда не видели – пропал без вести…

На наши плечи легли непривычные заботы – мы помогали одиноким старушкам, как могли, как для них, так и к себе домой носили воду с колонок, топили печки, стояли в огромных очередях за хлебом по карточкам, которые, (о, ужас!), мы по детскому недомыслию иногда теряли.

В последнюю зиму в класс поставили печку-буржуйку – железный ящик на ножках, с трубой. Дежурному разрешалось во время уроков сидеть возле нее на корточках и подбрасывать чурки, следить за огнем.

По сегодняшним меркам это совсем не детские заботы, нынешней детворе вряд ли это понять. Но помимо всего того, что с нами происходило, мы все-таки ощущали себя детьми, поэтому во многое вносили элементы игры.

Я вспоминаю не только и не столько трудности и пережитое горе, которое мы, в силу своего возраста, часто не могли до конца осмыслить. У нас было то, что так порой не хватает нашим детям и внукам сейчас – необыкновенная поддержка друг друга и огромная дружба, которую мы пронесли через всю жизнь. Доказательство тому – наше общение с однокашниками по сей день.

А еще – на наше детство пришелся неповторимый праздник – День Победы…

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.220.31 (0.006 с.)