Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
МУКМЕНЕВА Наталья Александровна
Родилась 26 августа 1933 года Доктор химических наук, профессор, заведующая проблемной научно-исследовательской
Мне кажется, что я себя начала отчетливо помнить с того дня, когда началась война. … Тихое летнее утро, я играю во дворе, а из открытого окна соседей слышно радио, да так громко! Собираются люди, слушают несколько минут молча, лица испуганные. И кто-то тихо говорит: «Война». Не понимаю, что это значит, но замечаю, как час от часу вокруг все меняется – люди собираются, обсуждают что-то тихо-тихо, будто бы боятся, что их услышат. … Скоро сентябрь. Мы отнесли заявление в школу №3 на улице Горького, я уже знаю туда дорогу из дома по улице К.Маркса. И вдруг узнаем, что здание школы заняли под госпиталь, и мы будем учиться на Большой Красной. Но и там к зиме размещают раненых, а нас переводят в школу №18. Ходить туда было довольно далеко, через Лядской садик. Учились мы в неотапливаемых классах, сидели в шубах и варежках, которые, естественно, все-таки приходилось снимать, когда приступали к письму, чернила в «непроливашках» замерзали. Мама где-то раздобыла оберточную бумагу, разрезала ее, сшила и разлиновала – получились отличные самодельные тетрадки. В городе часто не было света, уроки делали при свечах или керосиновых лампах, но мы старались учиться на «отлично»… Были постоянно голодными, не смотря на то, что в школе нам давали «болтушку»: в горшочки наливали кипяток, добавляли муку и все это старательно перемешивали. Это было очень вкусно, мы съедали быстро и с удовольствием. В свою школу №3 мы вернулись к 1943-му и чувствовали себя уже вполне уверенными, взрослыми и самостоятельными людьми. В классе висела большая карта, и дежурный каждый день переставлял на ней флажки, которые обозначали линии фронтов. Мы дежурили в госпиталях, помогали нянечкам кормить лежачих раненых, писали за них письма домой, а чаще всего – просто развлекали их своими концертами, ставили пьесы, читали стихи. Не уверена, что мы особо отличались талантами, но раненые неизменно нам долго аплодировали. В классном журнале появлялись новые фамилии – учеников, прибывших из блокадного Ленинграда. Лично мне они казались вечно голодными. Один раз кто-то из наших, местных, не доев кусок хлеба, бросил корочку в угол. Эвакуированная девочка, сидевшая передо мной, так громко закричала, что в классе воцарилась необычная тишина. Побледневшая учительница объяснила нам, что значит для ленинградцев такой поступок…
А еще я помню воздушные тревоги. Все они были учебными, за исключением одной, когда к нашему городу прорвался вражеский самолет-разведчик. Но всякий раз нас уводили в подвал, и мы молча ждали, когда объявят «отбой». Было очень страшно – а вдруг, пусть не рядом со школой, а где-то вдали, где наши мамы, все-таки упадет снаряд и взорвется бомба. Конечно, каждая наша семья жила в постоянном страхе. Это вполне естественно – из каждого дома кого-то проводили на фронт, и даже мы, дети, замирали при появлении почтальона. Моего двоюродного брата, студента юридического института, отправили под Сталинград. Больше мы его никогда не видели – пропал без вести… На наши плечи легли непривычные заботы – мы помогали одиноким старушкам, как могли, как для них, так и к себе домой носили воду с колонок, топили печки, стояли в огромных очередях за хлебом по карточкам, которые, (о, ужас!), мы по детскому недомыслию иногда теряли. В последнюю зиму в класс поставили печку-буржуйку – железный ящик на ножках, с трубой. Дежурному разрешалось во время уроков сидеть возле нее на корточках и подбрасывать чурки, следить за огнем. По сегодняшним меркам это совсем не детские заботы, нынешней детворе вряд ли это понять. Но помимо всего того, что с нами происходило, мы все-таки ощущали себя детьми, поэтому во многое вносили элементы игры. Я вспоминаю не только и не столько трудности и пережитое горе, которое мы, в силу своего возраста, часто не могли до конца осмыслить. У нас было то, что так порой не хватает нашим детям и внукам сейчас – необыкновенная поддержка друг друга и огромная дружба, которую мы пронесли через всю жизнь. Доказательство тому – наше общение с однокашниками по сей день. А еще – на наше детство пришелся неповторимый праздник – День Победы…
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.96 (0.007 с.) |