Провалы рынка и функции государства.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Провалы рынка и функции государства.



Необходимость вмешательства государства в экономику обычно объясняют провалами рынка. При всех преимуществах рыночной экономики перед командной у нее есть ряд недостатков, которые автоматически не устраняются. Фиаско рынка — это ситуация, когда рыночный механизм не в состоянии обеспечить оптимальное размещение, эффективное и справедливое использование ресурсов. Таких ситуаций довольно много. Они различаются по глубине, продолжительности существования, широте охвата сфер деятельности и жизни экономических субъектов. К основным типам провалов рынка относят:

· игнорирование рынком проблемы внешних эффектов (положительных и отрицательных)

· несостоятельность производства общественных благ.

· Макроэкономическая нестабильность. (инфляция и безработица)

· чрезмерная региональная и душевая дифференциация. Пример — экономическое пространство России (асимметрия по некотоырм показателям, например ВРП (валовый региональный продукт) на душу населения).

· Невозможность достижения социальной справедливости.

· Проблематичность осуществления фундаментальных научных исследований и долгосрочных социальных проектов.

 

Экономическая роль государства заключается в том, чтобы скоррктировать эти рыночные провалы. Каждый тип фиаско рынка предполагает определенный тип государственного вмешательства.


12. Кредитно-банковская система России
Кредитно-банковская система России –
это совокупность денежно-кредитных отношений, их форм и методов, осуществляемых кредитно-банковскими институтами, которые создают, аккумулируют и предоставляют экономическим субъектам денежные средства в виде кредита на условиях срочности, платности, возвратности и материальной обеспеченности.

Кредитно-денежная система:

Кредит = ссуда – движение денег как товара.

Кредитор – это тот, кто даёт ссуду.

Заёмщик – это тот, кто берёт ссуду.

Условия предоставления кредита:

  • Срочность
  • Платность
  • Возвратность

Источники кредита:

· Амортизация (амортизационные отчисления, накопления на счету)

· Часть оборотного капитала

· Часть прибыли

· Денежные средства бюджетной системы

· Сбережения населения (часть личной прибыли в банках)

Ссуды выдаются под процент.

Процент – вознаграждение. Он сообщает заёмщикам, во что им обходится кредит.

  • Чем дольше срок кредита, тем выше процент.
  • Процентная политика банков крайне важна, так как она способна мотивировать владельцев сбережений распоряжаться средствами для кредитования.

Формы кредита.

Виды:

1. Банковский (в виде денежных ссуд)

2. Коммерческий (в виде продажи товаров с отсрочкой платежа)

3. потребительский (ссуды на потребительские цели и продажа товаров с отсрочкой платежа)

4. Ипотечный (ссуды под залог недвижимости)

5. Государственный кредит (заёмщик и кредитор – государство или муниципалитет)

6. Международный (в сфере международных экономических отношений)

Кредит по срокам кредитования:

· Краткосрочный (до 1 года)

· Среднесрочный (1-5 лет)

· Долгосрочный (5 и более лет)

Кредитная система – это совокупность валютно-финансовых учреждений, призванных обслуживать экономику путём регулирования находящихся в обращении денег.

Денежные ресурсы мобилизируются и трансформируются в ссудный капитал с помощью банков.
Банковская система – это совокупность государственных и негосударственных учреждений, регулирующих денежный оборот и кредитные отношения.
Основные другие кредитные организации:

  • Пенсионные фонды
  • Страховые компании

Пенсионные фонды – долгосрочные вложения.

Банки – краткосрочные вложения.

Страховым компаниям нужны высоколиквидные активы.
Кредитно-банковская система состоит из 3-х элементов:

1. Центральный банк( в США – Национальная резервная система)

Коммерческие банки

3. Специализированные коммерческие учреждения

Функции Центрального банка:

· Эмиссия наличных денег

· Является банком для государственных и других банков, управляет частью их средств.

· Контроль за деятельностью коммерческих банков, регистрация

· Отвечает за денежную политику в стране

· Осуществляет валютное регулирование и хранение государственных золото-валютных резервов.

· Является банкиром для правительства. Казначейство содержит средства в Центральном банке в виде вкладов.

Цели Центрального банка:

  • Защита и обеспечение устойчивого рубля
  • Развитие и укрепление банковской системы страны
  • Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчётов.

ЦБ не стремится к получению прибыли.
Основные инструменты кредитно-денежной политики:

1. Изменение нормы обязательного резерва

2. Изменение учётной ставки (учётной ставкой называют размер платы в процентах, которую центральный банк устанавливает по ссудам, предоставляемым коммерческим банкам).

Коммерческие банки – кредитные учреждения, ориентированные на извлечение прибыли.

Функции:

1. Выступают в роли финансового посредника (денежные потоки через банки)

2. Держатели большей части ликвидных активов

Современные банковские операции:

  1. Лизинг – опосредованная банком аренда движимого имущества
  2. Траст – доверительное управление капиталом клиента
  3. Факторинг – покупка прав банком по поручению своего клиента на получение денег с должников в ближайшее время

Операции:
1. Активные

Операции по размещению ресурсов:

  • Предоставление банковских ссуд
  • Резервы
  • Акции и облигации
  • Государственные ценные бумаги

Пассивные

  • Операции по средствам кредитных обращений
  • Получение межбанковского или центробанковского кредита
  • Депозиты (различные вклады)

Баланс коммерческого банка показывает, что в течении года банк сформировал определенный капитал (1700), который состоит из собственного капитала (200) и привлечённых средств (1500). На основе этого образован кредитный профиль банка (1600) и другая часть активов в виде наличных средств (100), которые предназначены для обслуживания клиентов, желающих снять деньги с вкладов до востребования или срочных вкладов, по которым наступил срок.
Баланс коммерческого банка - это бухгалтерский баланс, в котором отражается состояние собственных и привлеченных средств банка и их размещение в кредитные и другие активные операции. По данным баланса осуществляется контроль за формированием и размещением денежных ресурсов, состоянием кредитных, расчетных, кассовых и других банковских операций, включая операции с ценными бумагами. Балансы коммерческих банков являются главной частью их отчетности.
Собственный капитал включает стоимость простых и привилегированных акций, нераспределённую прибыль, резервные фонды.
Привлечённый капитал – вложенные в банк денежные средства, депозиты, недепозитные средства в виде займов и долговых обязательств банков.
Счёт прибылей и убытков показывает, что банк за год получил определенный доход (64) по предоставленным кредитам (1600). Были выплачены проценты (30) по привлечённым депозитам (1500).
Счет прибылей и убытков – это финансовая отчетность предприятия в виде баланса (счета), в котором отражены по дебету убытки фирмы, а по кредиту - прибыли фирмы. Используется для предоставления в коммерческие банки при решении вопроса о предоставлении кредита.


13.Государственное регулирование экономики

Экономическая политика реализуется в процессе регулирования. Основные компоненты государственного регулирвоания экономики:

  • ресурсы (финансы, госсектор, информация и др)
  • объекты регулирования (экономический цикл, денежное обращение, совокупный спрос, совокупное предложение, уровень цен и уровень занятости, темпы экономического роста и другие объекты)
  • формы регулирования (государственные, межгосударственные, корпоративные и другие).
  • Методы госрегулирвоания (прямые и косвенные, экономические и административные).
  • Концепции (сбалансированного развития экономики, стимулирование роста производства со стороны спроса-предложения, стимулирование экспортных отраслей, импортозамещения и тд)
  • инструменты (налоги, льготы, санкции, государственные инвестиции, государственные товарные резервы, целевые программы)

 

В последнее время все большее значение приобретают различного рода соглашения и ассоциации, например, союзы промышленников и предпринимателей, ассоциации банкиров и другие структуры, не являющиеся элементами государсвтенной власти. Современное государство передает часть своих функций по регулированию экономики таким институтам как профсоюзы, общества защиты прав потребителей, экологические движения и тд. Особенность современного этапа — развитие новых видов взаимодействия государства самыми разнообразными структурами, включая межгосударственные институты, транснациональные корпорации и проч.
Политика — есть искусство управления, это общественная дейтельность, направленная на защиту тех или иных социальных интересов, на завоевание и сохранение государственной власти.
Экономическая политика — это система мер органов государственной власти, нацеленных на изменение или поддержание сложивщейся ситуации в социально-экономической сфере, корректировку протекающих в ней процессов.
Разработка и реализация экономической политики есть переход от позитивной к нормативной экономике. Это означает, что изучив закономерности развития экономических процессов в стране и их последствия, в целом сложившееся положение дел хозяйствующий субъект принимает решение об изменении ситуации в желательном для себя направлении. Если же ситуация полностью удовлетворяет субъекта, ответственного за принятие решений, то он предпринимает усилия по ее сохранению. Таким образом, выводим ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
Экономическая политика — комплекс действий, направленных на изменение ситуации в национальной экономике или в отдельных ее блоках в наиболее желательном для общества направлении. Минимальная цель любой экономиеской политики — поддержание элементарного уровня независимости и экономической безопасности, а уже потом речь может идти о развитии.
Экономическая политика — вещь комплексная. Только государство может быть стратегом и управлять из единого центра. Экономическая политика реализуется в самых азличных видах.
Некоторые виды экономической политики трудно отделить друг от друга. (например, инвестиционная и инновационная политика, структурная политика и промышленная). Каждый вид экономической политики не является самостоятельным. Происходит их наложение. Все виды экономической политики не могут проводить все страны.

В зависимости от того, насколько развита национальная экономика, насколько сложна ее отраслевая и территориальная структура, настолько же комплексной должна быть и экономическая политика государства. Для индустриально развитого хозяйства экономическая политика должна включать как минимум три составных части, а именно промышленную, кредитно-денежную (+фискальную) и социальную политику. Промышленная политика способствует поступательному развитию материального базиса национальной экономики, кредитно-денежная и фискальная создают условия для рыночной сбалансированности, а социальная преследует цель достижения справедливости в обществе. Такая комплексность государсвтеннной экономической политики в конечном итоге формирует основы экономической безопасности государства, общества и личности. Достижение других целей макроэкономического развития возможно при условии, что экономичесая политика включает в себя большее количество составных частей, например, инновационную, научно-техническую, внешнеэкономическую ,информационную и тд.
Фиаско государства.
Если неокейнсианцы необходимость вмешательства государства в экономику связывают с фиаско рынка, то неоклассики, напротив, говорят о провалах государства. А Карл Маркс говорит о растущих противоречиях капиталистического производства, например, противоречие между высокой концентрацией и централизацией капитала и частной формой присвоения благ.

Фиаско государства — это ситуация, когда правительственное вмешательство в экономику не обеспечивает эффективного размещения ресурсов, а также в соответствии политики распределения сложившимся в обществе представлениям о справедливости.
Фиаско государства проявляется в следующих моментах:

  • ограниченность доступа всем желающим к необходимой информации
  • неспособность государства контролировать реакцию населения на его действия
  • ограниченность общественного контроля над государственным аппаратом
  • разбухание издержек на содержание государственного бюрократического аппарата.
  • Создание государством через перераспределительные процессы новых форм неравенства и дискриминации
  • отвлечение специалистов от экономической деятельности на выполение бюрократических функций.

 

В действительности, одновременно происходят провалы рынка и провалы государства. Часто попытки общества снизить изъяны рынка приводят к увеличению изъянов государства. И наоборот. А том и состоит искусство политики, чтоб оптимально балансировать между фиаско рынка и фиаско государства.


14. Классификация налогов
Налоги
– это система обязательных сборов с физических и юридических лиц, осуществляемая государственными органами на основе законодательства; это часть дохода и/или имущества хозяйственного субъекта, изымаемая государством в обязательном порядке и на безвозмездной основе для выполнения им своих функций.

Ставка налога – это доля дохода, которую государство изымает в виде налога. Ставка налога устанавливается в виде процента к единице обложения.

Налогооблагаемая база – объекты материальные или денежные, облагаемые налогом; количественная (денежная или физическая) характеристика объекта налогообложения, с которого взимается налог.

Налоговые льготы – уменьшение налоговой статьи или полное освобождение от налогов некоторых хозяйственных субъектов.

Налог считается установленным, если присутствуют следующие элементы:

1. Объект налогообложения (прибыль предприятия, стоимость реальных товаров)

2. Налоговая база (количественное выражение объекта налогообложения)

3. Налоговый период

4. Порядок исчисления налога (каковы льготы, какова шкала налогообложения: прогрессивная, регрессивная или пропорциональная)

5. Порядок и сроки уплаты налогов.

Принципы построения эффективной налоговой системы:

  1. Всеобщность и обязательность
  2. Справедливость: при установлении налога должна учитываться способность его уплаты
  3. Стабильность и простота налоговой системы. Чёткая формулировка закона: сумма и срок её сдачи.
  4. Экономичность: затраты на сбор не превышает налоговых поступлений
  5. Ненарушение единого экономического пространства РФ

Функции налогов:

1. Фискальная – главная элементарная функция, которая предполагает аккумулирование в бюджете денежных средств на реализацию государственных задач.

2. Регулирующая – создаются механизмы, обеспечивающие баланс общегосударственных, личных, корпоративных интересов. Применение системы налоговых льгот и санкций, чтобы стимулировать определенные виды экономической деятельности и воздействовать на структуру производства.

3. Социальная (перераспределительная) – неравное налогообложение доходов различных субъектов и их последующее перераспределение через государственный бюджет и внебюджетные фонды в пользу наименее обеспеченных слоёв населения.

4. Контрольная– отслеживает потоки финансов, контролирует полноту и своевременность налоговых поступлений в бюджет.

Классификация налогов:

1. По способу взимания:

Прямые – взимание в форме непосредственного изъятия части дохода физических или юридических лиц в казну (с доходов, на имущество)

Косвенные – включены в цену, оплачиваются потребителем (акцизы, НДС).

2. По объекту налогообложения:

· Доход (подоходный)

· Потребление (акцизы, НДС)

· Ресурсные (земельный, лесной)

· Имущественный (на имущество предприятий, физических лиц)

3. По субъекту:

· С физических лиц

· С юридических лиц

4. По соотношению между ставкой налога и дохода:

· Прогрессивный (чем выше доход, тем больше процент взимания)

· Регрессивный (с меньшего дохода взимается больший налог, чем с высокого)

· Пропорциональный (взимание по единой ставке)

5. По принадлежности к уровню власти:

· Федеральные

· Региональные

· Местные

Кривая Лафера: если ставка налога = 0, то поступлений 0, если ставка = 100%, поступлений тоже 0.

 


Фискальная политика

Фискальная (налогово-бюджетная) политика — это правительственная политика в области государственного бюджета и налогообложения, направленная на обеспечение занятости населения. Фискальная политика связана с денежно-кредитной политикой Центрального банка, регулирующей экономику за счёт изменения ставки налогообложения и объемов государственных расходов.

Бюджет– это предположительное исчисление, роспись предстоящих расходов и доходов

Государственный бюджет – это ежегодно составляемая смета доходов и расходов фонда денежных средств государства.

Политика манипулирования доходами и расходами государственного бюджета.

Цели:

1. Достижение высокого уровня занятости

2. Сдерживание инфляции

3. Сглаживание колебаний экономического цикла

4. Увеличение темпов экономического роста

Государство проводит финансирование 2-х видов:

· Стимулирующее – увеличение суммарного объёма кредитов (экономический спад, уменьшение ставки налогов)

· Сдерживающее. Избежание перегрева (период циклического подъёма)

манипулирование налоговой ставкой, изменение налоговых льгот.

 


16. Инфляция, ее сущность и функции
Инфляция
– это обесценивание бумажных денег, рост товарных цен. Сложное многофакторное явление, спутник рыночной экономики; долговременное устойчивое повышение общего уровня цен на товары и услуги.

В процессе инфляции каналы денежного обращения переполнены бумажными деньгами сверх нормы.

Процесс общественного воспроизводства нарушается – деньги обесцениваются.

Происхождение инфляции:

1. движение денег,

2. разбалансированность финансово-денежной системы.

Классификация инфляции:

1. Открытая - развёртывается на рынках, где действуют свободные цены.

2. Подавленная -вмешательство государства, его борьба с инфляцией Государственный контроль над ценами. Итог – административный контроль над доходами, товарный дефицит и снижение потребительских свойств товаров при неизменности цен, вымывание дешёвого ассортимента, спекуляция.

Подавленная инфляция нарушает рыночные механизмы саморегуляции. Население стремиться к сбережениям.

Формы открытой инфляции:

1. Спроса

2. Издержек

3. Структурная инфляция

Инфляция спроса – рыночное равновесие нарушается со стороны спроса. Избыточный совокупный спрос, что ведёт к повышению цен. Увеличение спроса не подкрепляется предложением.

Инфляция издержек – связь с ростом стоимости факторов производства, что ведёт к увеличению издержек и увеличение цены. Увеличение издержек сокращает прибыли и производство.

Факторы роста издержек:

1. Государство (эмиссия ценных бумаг, государственные заказы по повышенным ценам)

2. Профсоюзы (требование высокой заработной платы)

3. Крупнейшие фирмы (монополия влияет на активность инфляционных процессов)

Структурная инфляция – результат макроэкономической межотраслевой нестабильности. Асинхронность развития отраслей приводит к тому, что некоторые из них не могут наполнить рынок товарами.

Инфляция с точки зрения темпа роста:

1. Ползучая

2. Галопирующая (10-100 %)

3. Гиперинфляция (более 1000%)

Условия существования неинфляционной экономики: равномерность государственного бюджета, Центральный банк должен всегда снабжать деньгами экономику, психология покупателей – ожидание роста цен, ликвидация государственных монополий

Антиинфляционная политика:

  1. Кейнсианская
  2. Монетаристская

Умеренная инфляция полезна, так как увеличение денежной массы стимулирует деловую активность, способствует экономическому росту.

Потери из-за инфляции:



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.229.64.28 (0.015 с.)