Информационный тип хозяйства: общая характеристика



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационный тип хозяйства: общая характеристика



Теоретик – Махлуп. «The Production and Distribution of Knowledge in the United States». 1962 г. Экономика информации и человеческого капитала.

Такой тип хозяйства, в котором информация – определяющий производительный ресурс. Стоимость продукта - дизайн, маркетинг, информация. Отрасль – образование, капитал – знание. Вложения в человеческий капитал

Основа производственного аппарата – информационные технологии.

Производственная сила – наука.

Признаки перехода страны в информационную стадию:

  1. Сокращение времени удвоения знаний
  2. Затраты на производство, хранение, обработку информации – и превышают затраты на производство материальных благ
  3. Большая доля занятости в сфере услуг и на дому
  4. Глобализация - условие доступности информации

Расширение масштабов невещественных форм присвоения, интеллектуальная собственность

Преобладание доли сферы услуг в общественном производстве.

Индивидуализированное производство

Распад рынка на сегменты.

Потребительский комплекс: общая характеристика

Этот комплекс характерен для любой страны.

Потребительский комплекс – это совокупность отраслей из сфер экономической деятельности, связанные с производством предметов народного потребления и разнообразных услуг, удовлетворяющих потребности населения страны.

Данным термином обобщенно называют ту часть национальной экономики, которая непосредственно работает на конечные последствия.

 

В потребительском комплексе выделяют 2 группы отраслей:

1) Материальное производство, создающее продовольственные и непродовольственные продукты потребительского назначения. Создаваемые здесь продукты имеют вечную форму и удовлетворяют соответственно мат. потребности.

  • Легкая и пищевая промышленность
  • Жилищное и гражданское строительство объектов для легкой и пищевой промышленности
  • Значительную часть с\х
  • Машиностроение в части производство мелкой бытовой техники
  • Рыболовство
  • Редакционно-издательское дело

2) Нематериальное производство. Социально-культурный сектор. Создаваемые здесь продукты не материализованы и удовлетворяют преимущественно социальные потребности, а так же духовные и интеллектуальные.

  • Здравоохранение и образование
  • Розничная торговля и общественное питание
  • Жилищно-коммунальное хозяйство
  • Культура
  • Туризм
  • Пассажирский транспорт и связь
  • Социальное страхование

Состояние потребительского комплекса в России и факторы его развития.

Существенно снизилось число объектов комплекса, часть которых была ликвидирована, а часть - перепрофилирована.

В наиболее значительной степени снизилось производство отечественной легкой промышленности, суммарный объем которого в 2005 году составил всего несколько процентов от уровня 1992го года, а отечественно-пищевая промышленность позволяет обеспечить только 40% потребностей россиян в продуктах питания. Уже во 2ой половине 90х годов четко проявилось несколько негативных моментов функционирования комплекса:

1) Многократное снижение объемов производства массовых потребительских услуг.

2) Резкое увеличение импорта товара

3) Заметная ориентация на обслуживание высокодоходных слоев населения.

Влияющие факторы:

1) Размер финансовых ресурсов государства, выделяемых на решение задач социальной политики

2) Размер национального богатства

3) Размер и качество трудового потенциала

4) Климатические особенности регионов

5) Национальный менталитет

Критерии классификации:

Сфер

1) Трудовая

2) Общественно-политическая

3) Социально-бытовая

4) Культурно-духовная

5) Охрана здоровья

6) Охрана окружающей среды и среды обитания человека.

Области использования результатов функционирования потребительского комплекса:

1) Социально-экономическая. Обеспечивает воспроизводство и развитие рабочей силы

2) Социально-бытовая. Создает приемлемые условия жизнедеятельности человека.

Особенности управления. Характеризуется следующими особенностями

1) Рост уровня коммерциализации деятельности, его отраслей.

2) Подвижная институциональная структура, наличие в его составе предприятий различных форм собственности

3) Снижение роли государственного контроля над деятельностью частного и смешанного секторов комплекса

 

Управление потребительском комплексом предполагает обязательное государственное участие в как минимум двух формах

1) Установление социальных стандартов, обеспеченности населения мат. благами и услугами, а так же контроль над их соблюдением

2) Государственное финансирование сфер и производств, создающих наиболее значимые товары.

Научный комплекс

Научный комплекс могут позволить себе исключительно развитые страны. Научный комплекс-это взаимосвязанная совокупность учреждении, организаций, видов деятельности, результатом которых является создание неосязаемого блага –научного знания, позволяющего активно решать существующие и перспективные задачи, развития социальной политики.

Это специальная деятельность по созданию интеллектуальной продукции, которая прямо человеческие потребности не удовлетворяет(наука). Соответственно, продукция научного комплекса отличается от продукции, создаваемой в других научных комплексах.

- она строго индивидуальна по принципу получения и по полученной конечной форме.

-результат имеет вероятностный характер, причем степень неопределенности результата различна в зависимости от вида исследовательской работы

- она может быть использована в качественно-различных отраслях национальной экономики в различных видах деятельности.

 

Структура научного комплекса определяется 2 факторами:

1. уровень развития масштаба научной деятельности в стране

2. выделения в науке 3 основных ветвей: естественных, технических и общественных наук

Кроме того, качественно неоднороден и уровень научных исследований, это либо фундаментальные, либо прикладные исследования.

В институциональном отношении научная деятельность может быть 4 основных видов:

1. академическая наука- фундаментальные теоретические исследования

2. Вузовскя наука- теоретика- методологические и отдельные прикладные исследования

3. Отраслевая наука- исследования прикладного характера; преследует цель получения наивысшего эффекта

4. Корпоративная наука- результаты не распространяются на всю отрасль, а используются внутри своих подразделений или продает сторонним организмам, если таким образом достигается большая прибль.

 

Назначения научного комплекса: обеспечение условий оптимального решения всех основных научных проблем текущего и перспективного характера.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.92.96.236 (0.018 с.)