Центраьный банк и его функции



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Центраьный банк и его функции



Функции Центрального банка:

  1. Эмиссия наличных денег
  2. Является банком для государственных и других банков, управляет частью их средств.
  3. Контроль за деятельностью коммерческих банков, регистрация
  4. Отвечает за денежную политику в стране
  5. Осуществляет валютное регулирование и хранение государственных золото-валютных резервов.
  6. Является банкиром для правительства. Казначейство содержит средства в Центральном банке в виде вкладов

Цели Центрального банка:

  1. Защита и обеспечение устойчивого рубля
  2. Развитие и укрепление банковской системы страны
  3. Обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчётов.

ЦБ не стремится к получению прибыли.


18.Государственный бюджет, его структура

Государственный бюджет — годовой финансовый план расходов государства и источников их покрытия.

Перераспределение национального дохода через госбюджет было известно давно, однако в современных условиях оно приобретает следующие свойства:

  • если раньше бюджетные средства предназначались для управления государством, то сейчас значительная часть государственных финансов приобретает возвратный характер. Их значительная доля вновь идет в экономику.
  • Для современных государственных финансов характерно увеличение размеров средств ,перераспределяемых через государственный бюджет. В развитых странах перераспределяются более половины национального дохода через государственный бюджет. Роль государства в экономике не уменьшается, а увеличивается.

 

Гос.бюджет — источник инвестиций

Источник финансирования научных исследований и разработок.

Средства гос.бюджета — важное условие воспроизводства современной рабочей силы. Затраты на образование, соц.обеспечение, мединцинское обслуживание значительно увеличиваются.

 

Бюджетное устройство России включает в себя три уровня: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации (региональные бюджеты), местные бюджеты. Совокупноть составляет консолидированый бюджет Российской Федерации.

 

Доходная часть гос.бюджета включает в себя следующее:

· налоговые поступления (основная часть)

· неналоговые доходы (например, реализация государственной собственности, перечисление прибылей от государственных предприятий).

· Доходы целевых бюджетных фондов.

 

Расходы государственных средств:

· оборона

· обеспечивание международных отношений (20%)

· обслуживание государственного долга

· выплаты по социальному обеспечению (40-50%)

· содержание гос.собственности

· содержание административно-управленческого аппарата

 

19.Государственный долг и его структура

Хронический дефицит госбюджета приводит к увеличению размеров внутреннего государственного долга.

Государственный долг — это совокупность обязательств государства, возникающих в результате привлечения средств, обеспечения долгов третьих лиц и исполнение бюджетных функций. Это либо сумма правительственных долговых обязательств, либо сумма накопленных дефицитов бюджетов.

 

Структура госдолга.

Один из элементов — товарная задолженность. Второй элемент — финансовая задолженность (денежные знаки и государственные ценные бумаги, т. е. Рыночные долговые инструменты, задолженность переоформленная в госдолг, нерыночные долговые обязательства (инструменты) — что-то типа расписки, задолженность государства непереоформленная в госдолг.). Задолженность непрямая — т. е. Государственные гарантии.

Устойчивость и стабильность государственных финансов во многом зависит от полноценной и эффективной налоговой политики.

 


20.Классификация безработицы

Важнейшей особенностью рынка труда является безработица. Она определяется как разница

 

Классификационная характеристика безработицы. Типы:

· Открытая

◦ зарегестрированные

◦ незарегестрированные (в 3-4 раза больше). Причины нежелания

▪ пройти регестрацию на бирже.

▪ низкая вероятность получения работы по специальности с приемлемой оплатой.

▪ Низкий уровень пособий по сравнению с заработком, который можно получить в теневой экономике.

▪ Сложная процедура получения пособий.

· Скрытая.

◦ Включает в себя лиц, занятых неполную рабочую неделю или неполный рабочий день. Это частичная безработица. При этом добровольная частичная занятость является позитивным моментом. Например, в Германии зачастую используется частичная женская занятость.

◦ Включает сезонных рабочих. Например, аграрная безработица, временные работники в сфере строительства.

◦ Лица, находящиеся во временных вынужденных административных отпусках. Часто соответствует периоду структурной перестройки экономики.

 

Безработные:

· Лица, впервые ищущие работу

· Лица, стремящиеся сменить место работы, то есть повторно ищущих новую занятость. В этом случае молодежь и бывшие домохозяйки находятся в неравных условиях с работниками, уже имевшими трудовой опыт. С этой точки зрения большую роль начинает приобретать молодежные биржи труда.

 

Безработица:

· Добровольная (позитивная). Работник стремится либо изменить специальность, либо отрасль, либо регион.

· Вынужденная (негативная).

 

Задача государства защитить работника, вынужденно потерявшего работу.

 

По продолжительности:

· Временная (до 4-х месяцев)

· Среднесрочная (от 4-х месяцев до года)

· Хроническая (свыше года)

 

Безработица есть всегда и это нормально. Естественная безработица:

  • Фрикционная. Постоянное движение населения из одного региона в другой, от профессии к профессии, смена этапов жизни (учеба-работа-ребенок-пенсия). Она существует всегда, даже при полной занятости. Причина: рынок труда не обладает полной информации о наличии вакансий. Общее количество фрикционных безработных почти всегда постоянно. Меняется лишь внутренний их состав. Фрикционная безработица краткосрочна и добровольна.
  • Структурная безработица. Возникает тогда, когда спрос и предложение на рабочую силу не совпадают. Работники не имеют определенных навыков для новой работы, не могут получить работу без переподготовки, дополнительного обучения, связанна с закрытием неэффективных производств, требует переквалификации и переобучения. Такая безработица неизбежна и долгосрочна.
  • Циклическая, или конъюнктурная. Связана с колебаниями экономической активности и вызывается кризисами, то есть такая безработица является негативным явлением. Причина такой безработицы — спад производства. Вызвана той фазой цикла, который характеризуется совокупной фазы расходов.

 

Экономисты считают, что фрикционная и структурная безработицы совершенно неизбежны, следовательно полная занятость должна составлять менее 100% рабочей силы. Уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структрной безработицы. Этот уровень называют естественным уровнем безработицы. По Кейнсу, составляет 3-5%. Реальный объем национального продукта, который связан с естественным уровнем безработицы, называется производственным потенциалом экономики.

 

Уровень безработицы — это процент безработной части рабочей силы.

 

Главная цена безработицы — невыпущенная продукция. Экономисты определяют эту потерянную продукцию как отставание объема ВНП. Такое отставание представляет собой объем, на который фактический ВНП меньше потернциального ВНП. Известный исследователь Артур Оукен математически выразил отношение между уровнем безработицы и отставанием уровня ВНП. Это отношение изместно как закон Оукена. Оно показывает, что если фактический уровень безработицы превышает естественнный уровень на 1%, то отставание объема ВНП составляет 2,5%.

 


21.Налоги их сущность, принципы и функции

Налоги — это нормативная форма обложения доходов (имущества ) отдельных лиц и фирм, это часть дохода хозяйствующего субъекта, изымаемое государством в обязательном порядке и на безвозмездной основе для выполнения ими своих функций.

В рыночной экономике налоги выполняют 4 основные функции:

· фискальная. Предполагает аккумулирование в бюджете денежных средств для выполнения государством своих задач. т. е. Это сбор налогов

· Регулирующая. Эта функция позволяет создать механизмы, которые обеспечивают баланс общегосударственных, личных и корпоративных интересов. Данная функция реализуется через систему налоговых льгот и санкций с целью стимулирования определенных видов экономической деятельности и воздействия на структуру производства в целом.

· Социальная (перераспределительная). Она предполагает неравное налогообложение доходов различных субъектов и их последующее перераспределение через бюджет и внебюджетные фонды в пользу наименее обеспеченных слоев населения.

· Контрольная функция. Позволяет отслеживать потоки финансов, контролировать полноту и своевременность налоговых поступлений в государственный бюджет.


22.Переходная экономика

Переходная экономика характеризуется системой экономических, политических и социальных преобразований. Переходной можно считать любую экономику, меняющую форму своего социально-экономического развития.

Примеры переходных экономик: Россия 1917-1930, новые индустриальные страны во 2 половине 20 века, Германия в 1945-1955.

Общепризнанной теоретической концепции переходной экономики не существует, но наиболее свежий пример – Российский вариант начала 90-х годов, когда на смену социализма пришел капитализм.

Факторы, обусловившие необходимость переходного состояния:

1) Устойчивое снижение темпов экономического роста

2) Углубление научно-технического отставания от развитых стран мира

3) Увеличение разрыва в качестве жизни социалистических и капиталистических странах

4) Неудачные попытки реформирования экономики в рамках существующей системы.

 

Основные направления реформирования плановой экономики:

1) Изменение роли государства в управлении экономикой

2) Переход от административного к законодательному регулированию экономики.

3) Ограничение государственного вмешательства в экономику.

4) Либерализация цен (запуск рыночных механизмов спроса и предложения, появление рыночной цены).

5) Изменение отношений собственности (приватизация, появление института частной собственности, появление различных видов рынка, кредитно-денежная система)

6) Либерализация внешней экономической деятельности

7) Финансовая стабилизация (связано с понижением дефицита гос.бюджета).

8) Формирование идеологии свободного предпринимательства и новой мотивации труда.

9) Формирование механизма социальной защиты граждан (происходила коммерциализация социально-культурной сферы).

10) Демонополизация экономики, осуществляющаяся на основе антимонопольного законодательства и структурной перестройки в отраслях естественных монополий.

Модели переходной экономики

· Либерально-монетаристская модель. Государство разрабатывает общую программу реформ и проводит активную кредитно-денежную политику. При этом государство не вмешивается в непосредственное управление экономикой. Цели государства в этой модели:

o Снижение инфляции

o Уменьшение государственных расходов

o Отмена законов, ограничивающих действие рыночных сил.

Такую государственную политику называют ортодоксальной – это политика государства, основанная на идее нескольких мощных стабилизаторов, в качестве которых обычно выступают жесткая монетарная политика и стабилизация валютного курса. Классический пример – Россия (модель шоковой терапии), которая реализована в Польше, Чехии, Венгрии. Но для России это было страшной ошибкой, потому что законы рыночного хозяйства действуют лишь в рыночной среде. А такой среды в России не было, что затормозило необходимые преобразования и привело к долговременной экономической стагнации.

· Институциональная модель. Государство не ограничивается только макроэкономическим регулированием, а выступает в роли стратегического инвестора и собственника базовых (капиталоемкие: тяжелая промышленность, сталелитейная, судостроение, авиастроение, машиностроение и т.п.) отраслей хозяйства. Цели государства в этой модели:

o Создание рыночных институтов

o Структурная перестройка

Реформы институциональной модели отличаются постепенностью. Такую экономическую политику принято называть градуализм – постепенная трансформация. Пример: Китай, один из периодов в Белоруссии.

В некоторых странах Восточной Европы (Чехия, Румыния) применялись смешанные – гетеродоксальныеварианты реформ.

В странах центральной и восточной Европы и государства СНГ, начавшие переход от плана к рынку, имели разный исходный уровень либерализации экономики, поэтому переход экономики этих стран имеет свои особенности. Вместе с тем, перед ними стоят некие общие задачи, без решения которых переход от плановой к рыночной экономики весьма проблематичен.

Задачи переходной экономики:

1) Формирование национальной модели устойчивого развития.

2) Выработка приоритетов развития экономики.

3) Выход на устойчивые темпы экономического роста

4) Достижение социальной и политической стабильности.

5) Интеграция в мировое хозяйство.

 

Критерии эффективности реформ:

· Степень успеха самого процесса перехода к рыночной экономики.

o Ликвидация товарного дефицита,

o успешная борьба с высокой инфляцией путем смещения ее доползучихх (или хотя бы умеренно-галопирующих) темпов.

o Формирование стабильного курса обмена национальной валюты на твердую валюту (доллар США)

· Степень успешности развития вновь сформировавшийся рыночной экономики.

o Темпы прироста или спада ВВП.

o Темпы прироста розничных цен.


Всемирное хозяйство

Всемирное хозяйство сформировалось вместе с расселением человека. Сначала – собирающее, затем, в связи с географическими открытиями – товарное хозяйство, которое сложилось окончательно к началу ХХ века на базе капиталистических отношений.

Структура:

  • Хозяйство более 200 отдельных государств
  • Международные хозяйственные отношения

В 20-80 гг. всемирное хозяйство по своему строению было биполярным(супердержавы -США, СССР). Вокруг них формировалась периферия. После распада СССР сформировался однополярный мир. Сформировалась центрально-периферическая система хозяйственных отношений.

Ядро всемирного хозяйства: США (ВВП = 9трл), страны Западной Европы (30стран, ВВП = 8трл), Япония (ВВП = 6,5трл)

Периферия: все остальные страны, в разной степени приближенные к центру.

Структура периферии:

  1. Наименее развитые страны (40 стран, годовой доход на человека = 100$) – Мозамбик, Бангладеш
  2. Бедные страны с низким национальным доходом (Индия, Пакистан, Индонезия, Китай)
  3. Страны со средним уровнем дохода (100 стран):
  • «нижний» разряд (Куба, Турция, Россия, Белоруссия)
  • «верхний» разряд: (Юго-Восточная Азия – Южная Корея, Тайвань, Гонконг, страны Латинской Америки - Бразилия, Чили, страны ОПЭК)
  1. Прочие страны с сырьевой экспортной ориентацией производства

Признаки от супердержавы в России:



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.26.179.251 (0.014 с.)