ОТ РАССУДОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖИВОТНЫХ К СОЗНАНИЮ ЧЕЛОВЕКА



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ОТ РАССУДОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖИВОТНЫХ К СОЗНАНИЮ ЧЕЛОВЕКА



В эволюции психики важную роль играют инструментальные рефлексы, служащие переходным этапом между рефлекторной и рассудочной деятельностью. Они реализуются через двигательную активность, которая может подкрепляться неким «вознаграждением», помогающим реализовать актуальную потребность.

Например, орел в дикой природе обучается поднимать черепаху в воздух и разбивать ее о камни, обезьяны могут использовать палки для добычи фруктов и т. д. В подобных случаях деятельность осуществляется путем «проб и ошибок», а те движения, которые способствуют удовлетворению потребности, затем закрепляются и повторяются.

Рассудочная деятельность представляет собой более совершенную форму инструментальных рефлексов, так как новое действие может возникнуть не только путем многократных проб, но и спонтанно, в виде «инсайта» (внезапного озарения).

Однако в отличие от разумной деятельности человека животные остаются в рамках первой сигнальной системы и не способны оперировать обобщенными и абстрактными понятиями. Особенно наглядно это отличие показал И. П. Павлов в опытах на высших приматах. Обезьяна, обученная гасить огонь водой из бака (чтобы достать банан), не могла «догадаться», что для этой цели также подходит вода из расположенного рядом водоема (рис. 2.2).

Рис. 2.2. Сравнение рассудочной деятельности животных и разумной деятельности человека

ОНТОГЕНЕЗ ПСИХИКИ

Онтогенез – индивидуальное развитие чего-либо (в частности, психики).

А. Н. Леонтьев выделяет семь этапов (стадий) развития психики ребенка:

♦ новорожденный (от рождения до 1–2 месяцев);

♦ ранний младенческий возраст (от 2 до 6 месяцев);

♦ поздний младенческий возраст (от 6 до 12–14 месяцев);

♦ преддошкольный возраст (от 1 до 3 лет);

♦ дошкольный возраст (от 3 до 7 лет);

♦ младший школьный возраст (от 7 до 11–12 лет);

♦ подростковый возраст и начало юности (от 13–14 до 17–18 лет).

Опираясь на классификацию А. Н. Леонтьева, можно выделить 10 этапов онтогенеза психики человека (табл. 2.2).

Таблица 2.2. Этапы онтогенеза психики человека

 

ГЛАВА 3. МОЗГ И ПСИХИКА

НЕРВНАЯ СИСТЕМА – МАТЕРИАЛЬНАЯ ОСНОВА ПСИХИКИ

Функции нервной системы

Нервная система человека является важнейшей системой, регулирующей абсолютно все процессы в организме и обеспечивающей его оптимальное взаимодействие с окружающим миром. Даже там, где процессы регулируются эндокринной системой при помощи гормонов, все равно высший контроль остается за нервной системой. Мозг является своеобразным «центральным процессором», который получается информацию извне, обрабатывает ее и дает приказы исполнительным органам.

Эта система человека выполняет ряд функций. Наиболее важные из них показаны на рис. 3.1 и описаны в табл. 3.1.

Рис. 3.1. Основные функции нервной системы в организме человека

Последняя из представленных функций имеет наиважнейшее значение для науки психологии.

Таблица 3.1. Примеры выполнения нервной системой ее функций



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.2.190 (0.004 с.)