Эффект перцептивной готовности



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эффект перцептивной готовности



Эффект перцептивной готовности показан на рис. 6.14.

Рис. 6.14. Что за символ центре? Буква «B» или число 13?

Двойственные изображения

Двойственные изображения показаны на рис. 6.15 и 6.16.

Рис. 6.15. Рисунок У. Хилла

Кого вы здесь видите? Молодую девушку или грустную старуху?

Рис. 6.16. Портрет Зигмунда Фрейда

Соотношение фигуры и фона

Классический пример соотношения фигуры и фона показан на рис. 6.17. Можно увидеть как вазу, так и два лица.

Рис. 6.17. Ваза Рубина

Невозможные фигуры

Невозможные фигуры показаны на рис. 6.18 и 6.19.

Рис. 6.18. Невозможный трезубец

Рис. 6.19. Сколько тут полок? Три или четыре?

Парейдолические иллюзии

Парейдолические иллюзии, или парейдолии, – это иллюзорное восприятие реального объекта. В отличие от других вышеприведенных иллюзий, где изображения созданы специально, чтобы провоцировать возникновение ошибок восприятия, парейдолии возникают при восприятии самых обычных объектов. Например, при рассматривании рисунка обоев или ковра, трещин и пятен на потолке, облаков можно увидеть изменчивые, фантастические пейзажи, лица людей, необычных зверей и т. п. Основой таких иллюзорных образов являются детали действительного рисунка. Впервые парейдолии были описаны К. Калбаумом в 1866 г. и К. Ясперсом в 1913 г.

Игра света и тени марсианского рельефа (рис. 6.20) породила множество гипотез о памятниках древних марсианских цивилизаций. Однако на поздних снимках этой области Марса уже не удалось обнаружить изображение лица.

Рис. 6.20. Марсианский рельеф

Посмотрите на снимок горящего здания Центра международной торговли, атакованного самолетом террористов в 2001 г. (рис. 6.21). Некоторые люди разглядели в дыму лицо дьявола. Вы его видите?

Рис. 6.21. Горящее здание Центра международной торговли

ГЛАВА 7. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

ПОНЯТИЕ О ПРЕДСТАВЛЕНИИ

Представление – это процесс мысленного воссоздания образов предметов и явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека.

Понятие «представление» имеет два значения. Одно из них обозначает образ предмета или явления, которые ранее воспринимались анализаторами, но в данный момент не воздействуют на органы чувств. Второе значение данного термина описывает сам процесс воспроизводства образов.

Представления как психические явления имеют черты как сходства, так и различий с такими психическими явлениями, как восприятие и галлюцинации. Эти сходства и различия показаны на рис. 7.1 и 7.2.

Рис. 7.1. Отличия и сходства представлений и восприятия

Рис. 7.2. Различия и сходства представлений и галлюцинаций

Физиологическую основу представлений составляют «следы» в коре больших полушарий головного мозга, остающиеся после реальных возбуждений центральной нервной системы при восприятии. Эти «следы» сохраняются благодаря известной «пластичности» центральной нервной системы.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Существует различные способы классификации представлений, которые представлены на рис. 7.3.

Рис. 7.3. Виды представлений

В соответствии с разделением представлений по видам ведущего анализаторавыделяют следующие виды представлений:

♦ зрительные (образ человека, места, пейзажа);

♦ слуховые (воспроизведение музыкальной мелодии);

♦ обонятельные (представление какого-то характерного запаха – например огуречного или парфюмерного);

♦ вкусовые (представления о вкусе пище – сладком, горьком и пр.);

♦ тактильные (представление о гладкости, шершавости, мягкости, твердости предмета);

♦ температурные (представление о холоде и тепле).

Тем не менее часто в формировании представлений участвуют сразу несколько анализаторов. Так, представляя в сознании огурец, человек одновременно представляет себе и его зеленый цвет, и пупырчатую поверхность, его твердость, характерный вкус и запах.

Представления формируются в процессе деятельности человека, поэтому в зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один вид представлений: у художника – зрительный, у композитора – слуховой, у спортсмена и балерины – двигательный, у химика – обонятельный и т. д.

Представления различаются также по степени обобщенности.В этом случае говорят о единичных, общих и схематизированных представлениях (в отличие от восприятий, которые всегда бывают единичными).

Единичные представления – это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета или явления. Часто они сопровождаются эмоциями. Эти представления лежат в основе такого явления памяти, как узнавание.

Общие представления – представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов. Этот вид представлений чаще всего формируется при участии второй сигнальной системы и словесных понятий.

Схематизированные представления представляют предметы или явления в виде условных фигур, графических изображений, пиктограмм и т. д. Примером могут служить диаграммы или графики, отображающие экономические или демографические процессы.

Третья классификация представлений – по происхождению.В рамках данной типологии их делят на представления, возникшие на основе ощущений, восприятия, мышления и воображения. Следует отметить, что большая часть представлений человека – это образы, возникающие на основе восприятия, то есть первичного чувственного отражения действительности. Из данных образов в процессе индивидуальной жизни постепенно формируется и корректируется картина мира каждого конкретного человека.

Представления, сформированные на основе мышления,отличаются высокой степенью абстрактности и могут иметь мало конкретных черт. Так, у большинства людей имеются представления таких понятий, как «справедливость» или «счастье», но им трудно наполнить данные образы конкретными чертами.

Представления могут формироваться и на основе воображения.Данный тип представлений составляет основу творчества – как художественного, так и научного.

Представления различаются также по степени проявления волевых усилий.В этом случае они делятся на непроизвольные и произвольные.

Непроизвольные представления – это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека, например грезы.

Произвольные представления – это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели. Эти представления контролируются сознанием человека и играют большую роль в его профессиональной деятельности.

ГЛАВА 8. ПАМЯТЬ



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.25.42.117 (0.006 с.)