Традиционные жилища народов лесостепи (тюрки: татары, башкиры) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Традиционные жилища народов лесостепи (тюрки: татары, башкиры)



ü Ведущая – Пришло время обратиться к двум этносам, живущим на территории России и относящимся к тюрко-язычным народам. Это татары и башкиры (Слайд 69).

ü Звучит татарская этническая музыка.

ü В. Сурду – Тата́ры преимущественно живут в центральных областях европейской части России, в Поволжье, Приуралье, в Сибири и на Дальнем Востоке (Слайд 70).

Численность татар в России составляет более пяти миллионов человек. Они являются вторым по численности народом в Российской Федерации после русских. Делятся на три основные этнотерриториальные группы: татары волго-уральские, сибирские и астраханские). Татары составляют более половины населения Республики Татарстан.

ü У татар деревни располагались чаще всего вдоль речной сети. Основным материалом для строительства домов служило дерево. Преобладала срубная техника строительства. Отмечалось и возведение жилых построек из глины, кирпича, камня. Преобладал двухкамерный тип – изба - сени. Зажиточные крестьянские семьи строили трёхкамерные избы (изба – сени – изба) (Слайд 71).

Резьбой оформлялись наличники, плоскость фронтона, карниза, а также детали крыльца, столбы ворот, верхняя решётка глухих заборов перед домом. Мотивами для резьбы служили растительные и геометрические орнаменты, а также стилизованное изображение птиц, голов животных. Резной декор архитектурных частей, как правило, был бело-голубого, зелёно-голубого цветов (Слайд 72).

Внутренняя планировка и функциональное зонирование жилого помещения в традиционном татарском жилище осуществлялось относительно хлебопекарной печи «мич» - самого крупного и важного объекта в доме. Домотканная занавеска «чаршау» или появившаяся с середины XIX в. деревянная перегородка, не доходившая до потолка, разделяла пространство жилища по линии печи на две неравные по размеру половины: мужскую - парадную и женскую – кухонную (Слайд 73).

Сакральным и социальным центром татарского дома являлось место у передней стены напротив входа. Это место не наделялось религиозной символикой, его семантическая нагрузка в большей степени была социальной (Слайд 74).

ü Туристка – Это, видимо, связано с распространением среди татар ислама?

ü В. Сурду – Да, конечно. В декоративном оформлении интерьера татарского дома ведущую роль играют предметы художественного и утилитарного текстиля, войлочные и ковровые изделия, постельные принадлежности и одежда. Жилое пространство дома структурировали многочисленные занавески (Слайд 75).

Изделия из текстиля наделялись охранно-магической силой и символическим содержанием, а также являлись маркером материального достатка. Татарский орнамент претерпел значительные изменения под воздействием художественных традиций ислама (Слайд 76).

ü Ведущая – И теперь рассказ о еще об одном тюрко-язычном народе – башкирах.

ü Туристка – О, башкиры – это мое! У меня дедушка настоящий башкир. Позвольте, о башкирах я поведаю.

ü Ведущая – Конечно же, вам слово.

ü Звучит башкирская народная музыка (курай).

ü Туристка – Это звучит башкирский народный инструмент курай, похожий на продольную флейту и на дудук, инструмент хорошо знакомый многим народам Кавказа и Востока. Вот как раз на слайде музыкант играет на курае (Слайд 77). А на следующем слайде замечательные башкирские женщины в своих национальных одеждах (Слайд 78).

ü Если говорить о традиционном башкирском доме, то башкиры так долго вели кочевой и полукочевой образ жизни, что до сих пор юру считают свой основной ценностью (Слайд 79).

ü Вы знаете, у башкир очень сложная и интересная многовековая история, где непростые отношения с монголами, татарами, русскими, где войны, восстания перемежались с временами мирной жизни, добрососедства и взаимной помощи. Честно говоря, я не готова обо всем этом прямо сейчас вам рассказать, поскольку оказалась здесь случайно. Да и устали вы, наверное. Поэтому я добавлю только, что башкиры – очень хорошие пчеловоды. Имы хотим угостить вас традиционной башкирской и татарской сладостью чак-чак, которая делается как раз на меду.

ü Звучит башкирская музыка. Выносятся угощения от татар и башкир (Слайд 80).

Русское традиционное жилище

ü Ведущая – Ну, и наконец, мы добрались до родного нашего, до русской традиционной избы. (Слайд 95).

ü А. Дегтярева – Традиционное жилище русского крестьянина – тоже модель мира, ничуть не уступающая юрте по своей глубине и всеохватности. Просто это другая модель, возникшая на основе другого жизненного уклада. На слайде (Слайд 96) мы видим схематическое членение пространства русской избы, где присутствуют и земное, и небесное. Есть и сходство, вытекающее из всеобщности разделения человечества на женщин и мужчин. Есть и особенное, проистекающее как из специфики строительных материалов и приемов постройки, так и из особенностей религиозного мировоззрения.

ü В. Валевич – В русской избе мы видим красный угол (слайд 97), где и стол, как смысловой центр жизни человеческой, и иконы, как символ соприкосновения к небесному, к вечному. А еще в избе есть бабий кут (Слайд 98). И место, где мастерит все необходимое глава дома. И печь, семейный очаг, который и определяет членение пространства дома (Слайд 99). Видно, недаром русская поговорка предлагает «танцевать от печки».

ü А. Дегтярева – Богатейшую символику несет резной убор фасада русской избы (Слайд 100). На схеме показаны основные составляющие этого декора (Слайд 101). Фасад русской избы антропоморфен. Действительно, вслушаемся в названия: лобовая доска причелины, наличники… (Слайд 101). Окна уподоблены глазам. Потому и требуют особой защиты. Вот и появляются древние символы, охраняющие от нечистой силы, притягивающие к жилищу довольство, здоровье, потомство, приплод у домашнего скота и птицы (Слайд 102).

ü В. Валевич – А теперь давайте вернемся к русской печи. В нашей программе мы видели разные варианты домашнего очага. Это и открытый очаг в центре жилища с общим котлом. И разные варианты печей с системой отведения дыма через отверстие в кровле. И пристенные печи-камины. Русская печь – очень сложный и универсальный агрегат. Она позволяет и печь хлеб, и готовить пищу с помощь варки, парения, томления, и сушить овощи и фрукты, и обогревать жилище, и лечить, и сушить одежду, и даже мыться.

ü А. Дегтярева – На слайде (Слайд 103) мы видим схему, где цифрами обозначены основные составляющие русской печи. Мы предлагаем вам испытать себя на знание устройства печи. На листочках, которые мы вам предлагаем, перечислены названия этих составляющих. Глядя на схему на экране, расставьте, пожалуйста, номера против каждого названия. Сейчас будет звучать русская песня. А через три минуты, когда она закончится, мы покажем на слайде ответы. И вы сможете сами проверить уровень своей осведомленности. Итак, начинаем.

ü Звучит русская песня.

ü А. Дегтярева – А вот и слайд с ответами. (Слайд 104).Сверьтесь, пожалуйста. Если вы не возражаете, поднимите, пожалуйста, руку, если в ваших ответах не более двух неточностей. Спасибо. А у кого правильно на все сто? Спасибо. От имени домового, который живет под печкой, мы вас от души поздравляем с успехом!

ü Звучит русская песня. Студентки в народных костюмах выносят гостям традиционные хлеб-соль (Слайд 105).

Финал

ü Ведущая Нашу программу мы рассматриваем как крохотный шагв малоизученную пока страну, которая называется Гастика. В ней не просто чтут кухни народов мира, но и стараются вскрыть глубокий символизм, присущий человеческой пище и напиткам, особенно если трапеза носит характер коллективного застолья, да еще приуроченного к какому-либо знаменательному событию или, скажем, к встрече дорогих гостей.

Гастика, конечно же, неразрывно связана с туризмом. А туризм – это прекрасный способ удовлетворить естественную жажду людей узнать как можно больше сторон света. Вот как об этом написал поэт Юрий Левитанский, так и назвавший свое стихотворение «Стороны света».

ü П. Харламова –

Что я знаю про стороны света?
Вот опять, с наступлением дня,
недоступные стороны света,
как леса, обступают меня.
Нет, не стороны те и не страны,
где дожди не такие, как тут,
где деревья причудливо странны
и цветы по-другому цветут,
где природы безмерны щедроты
и где лето полгода в году, —
я сегодня иные широты
и долготы имею в виду.

 

Вот в распахнутой раме рассвета
открываются стороны света.
Сколько их?
Их никто не считал.
Открывается Детство и Старость,
открывается Злоба и Ярость,
море Нежности,
озеро Жалость
открывается в раме окна,
и глухие низины Порока,
и Любви голубая дорога,
и в тумане багровом Война, —
есть такая еще сторона
с небесами багрового цвета, —
и река под названием Лета,
где живет перевозчик Харон...

Ах, как много у света сторон!
Все они обступают меня,
проступают во мне,
как узоры на зимнем окне,
а потом они тают
и вновь открываются в раме рассвета,
незнакомые стороны света.

ü Туристка – А прямо к нашему проекту подоспело еще одно стихотворение, которое я пока не успела даже выучить наизусть.

 

Как мир велик! Как много в мире стран!

Текут сквозь земли, не спеша и долго,

Евфрат и Ганг, Дунай и Иордан,

Нил, Амазонка, Хуанхэ и Волга.

 

Среди лесов, нагорий и равнин,

Се человек, чей век отнюдь не вечен,

Се человек, не бог, не исполин,

Торит свой путь земной и человечий.

 

О, как желаем каждый новый тур,

Как хороши, как не похожи встречи

На ярмарках этнических культур

Под сводный хор из тысячи наречий.

 

Не знаю я прекрасней ничего,

Чем, любопытством отодвинув мраки,

Трапезничать у новых очагов,

Разгадывать таинственные знаки.

Да, мир велик. Да, много в мире стран.

И кажется, что видела так мало.

Звучат в душе зурна, дудук, варган

Призывом ко вселенским карнавалам.

 

ü Ведущая - Когда-то, лет 70-80 тому назад в МГУ была сочинена песенка «Глобус», которая обрела характер народной песни, и появилось множество текстов, сочиняемых туристами, геологами, разными любителями бродить по свету.

Вот и мы решили закончить нашу программу этой песенкой, добавив к одному из вариантов ее текста чуточку своего понимания. На экране появятся слова, и если у вас возникнет желание, пойте вместе с нами!

ü Студенты под гитару исполняют песню

 

Я не знаю, где встретиться

Нам придется с тобой.

Глобус крутится, вертится,

Словно шар голубой,

И мелькают города и страны,

Параллели и меридианы,

Но таких еще пунктиров нету,

По которым нам бродить по свету.

 

Мы детей своих вырастим

В общей дружной семье,

С малых лет мы их выучим

Мирно жить на Земле.

Чтобы шли они по белу свету,

Чтобы песню напевали эту,

Чтобы до последнего привала

Их любовь друг к другу согревала.

 

Если ж бурей стремительной

Вдруг нагрянет беда,

Дружба силой живительной

Нам поможет всегда.

Общий дом для нас Земля навеки.

И к тому же все мы человеки.

Создал Бог нас с общей алой кровью.

И зовется этот Бог Любовью.

 

Напевая мелодию, участники образуют сердце из гербов, которые они держат в руках.

Ля-ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля,

Ля-ля-ля-ля, ля-ля,

Ля-ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля,

Ля-ля-ля-ля, ля-ля.

Общий дом для нас Земля навеки.

И к тому же все мы человеки.

Создал Бог нас с общей алой кровью.

И зовется этот Бог Любовью.

 

ü Гаснет свет. Вспыхивают гербы, образующие все вместе знак сердца.

ü Гитарист исполняет пьесу. По экрану проходят финишные титры.

ü Ведущая – ИГБиТ – территория перемен. И добавим от себя…

Все – К лучшему!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 604; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.154.106 (0.035 с.)