Традиционные жилища кочевых народов (казахи, киргизы) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Традиционные жилища кочевых народов (казахи, киргизы)



ü В исполнении Казашки 1 звучит казахская народная песня. По экрану проходят слайды о традиционном образе жизни кочевых народов – казахов и киргизов.

ü Казашка 2 (слайд 4) - Перед вами основные конструктивные элементы жилища тюркско-язычных народов. Жилища, которое прекрасно соответствует их традиционному кочевому образу жизни. Это знаменитая юрта. Как мы видим, она имеет трехчастную структуру, если рассматривать конструкцию по вертикали. Внизу располагаются несколько секций решетчатых вертикальных стенок. Это так называемые «кереги». Они символизируют горы, окружающие Землю, что вполне соотносится с древними представлениями людей об устройстве вселенной. Далее идут купольные жерди «уики», которые образуют небесный свод, накрывающий Землю. И завершает конструкцию юрты купольное отверстие «шанырак». Специальная конструкция в виде креста, вписанного в окружность, обеспечивает крепление верхних частей уиков и образование купольного перекрытия юрты. Шанырак символизирует Солнце, а расходящиеся от шанырака уики трактуются, конечно, как лучи солнца. Функции шанырака многообразны. И его символика тоже. Об этом мы узнаем чуть позднее.

ü Казашка 3 (слайд 5) - Трехчастное строение юрты по вертикали соответствует древнему представлению о трехчастном устройстве мира, который изображается в виде «мирового древа». Корни древа символизируют подземный мир, мир умерших. Ствол древа – это мир живущих людей. Крона древа – это часть вселенной, где обитают высшие силы и души предков. На слайде мы видим слева элемент традиционного казахского орнамента, символизирующий как раз Древо жизни.

ü Киргиз 1 (слайды 5 и 6) – А справа внизу мы видим аналогичный, но уже киргизский традиционный орнамент, символизирующий Древо жизни.

На берегу нашего знаменитого озера Иссык-Куль сравнительно недавно возник удивительный парк «Рух Ордо», что в переводе с киргизского означает «Град Благословенный». Это уникальное место, просто пропитанное идеями толерантности. Здесь представлены знаки разных мировых религий, древних верований, философских воззрений, достижений культуры. На слайде справа мы видим уголок этого парка с современным дизайнерским решением символа Древа жизни. А перед ним скульптура президента нашего братского казахского народа Нурсултана Назарбаева.

ü Казашка 4 (слайд 6) – На этом же слайде справа внизу мы видим фотографию урбанистического Древа жизни, которое стало визитной карточкой столицы Республики Казахстан города Астаны.

ü Киргиз 2 (слайд 7) – Рассмотрим теперь внутренне пространство юрты в горизонтальной плоскости. Здесь выделяется семь частей (запомним это особое число семь, о котором еще речь впереди): место у входа; женская, или кухонная часть; место кровати хозяев; почетное место; гостевая часть; мужская часть, или мужской угол;

центр юрты – очаг.

Если смотреть от почетного места на вход, то по правую руку располагалась гостевая, мужская часть, а по левую – хозяйственная, женская часть юрты.

ü Казашка 1 (слайд 8) - Как мы уже смогли убедиться, юрта – это настоящая модель мира. Особо отметим четыре места в юрте, имеющих важные сакральные смыслы.Это отверстие в своде «шанырак» (помеченное на слайде цифрой 1), почетное место «тор» (2), двустворчатая дверь «есик» (3) и расположенный в центре юрты очаг «ошак» (4).

ü Киргиз 1 (слайд 9) – Более того, следуя12-летнему восточному циклу, где каждый год имел имя реального зверя или фантастического животного, горизонтальное пространство юрты делилось на 12 зон, так что при движении по часовой стрелке (по ходу видимого движения Солнца) мы переходим из одной зоны в другую, причем «звериное имя» каждой зоны четко соотносится с ее хозяйственно-бытовым назначением.

ü Казашка 2 (слайд 9) - И это еще не все. Юрта играла роль своеобразных солнечных часов. Сутки делились на 12 сдвоенных «животных» часов:час мыши (от 0 до 2 часов),быка (2–4),тигра (4–6),зайца (6–8),дракона (8– 10),змеи (10–12),лошади (12–14),овцы (14–16),обезьяны (16–18),курицы (18–20),собаки (20–22),свиньи (22–24). Солнечный луч, проникая через шанырак внутрь юрты, с течением времени освещал соответствующую зону, тем самым приблизительно определялось время дня. Отметим, кстати: сутки содержат два раза по 12 часов. С чего бы это, именно по 12?

ü Казашка 3 (слайд 10)- Но вернемся к шаныраку, несущему, несомненно, важнейшие смыслы. С точки зрения утилитарной, это отверстие для проникновения в юрту дневного света, для выхода из юрты дыма от очага, для регулирования температуры в юрте и для крепления свода юрты. К уже упомянутым символическим смыслам шанырака добавим, что он является границей между верхом и низом, между внешним и внутренним пространством. Через шанырак жители юрты связываются с сакральными небесными светилами: Солнцем, Луной и звездами. Шанырак считается семейной реликвией, символом продолжения рода. Он передавался из поколения в поколение. Когда умирал последний представитель рода, на его могиле оставляли шанырак. Символ шанырака - крест в круге - знак вечного движения в природе солнца, символ эволюции, развития жизни.

ü Киргиз 2 (слайд 11) – Вполне естественно, что шанырак оказался одним из ключевых символов в гербах республик Кыргызстан и Казахстан. Слева, на гербе Кыргызстана шанырак неявно присутствует как образ круга Солнца с расходящимися лучами. Ниже шанырак присуствует на флаге Кыргызстана. А на гербе Казахстана он изображен в центре, причем тоже в явном виде.

ü Казашка 4 (слайд 12) - В представлениях казахов существовала какая-то связь между шанырак и способностью женщин к деторождению, вообще с идеей плодородия. По окружности купольного круга шанырак подвешиваются разноцветные шерстяные шнуры аякбау с кистями на концах, с преобладанием красного цвета, или треугольные подвесы тумарша с пуговицами, которые выполняли функции оберега. В интерьерах современных жилищ наших соплеменников можно встретить традиционную казахскую символику. В том числе и изображение шанырака (слайд 13).

ü Казашка 1 (слайд 14) – У тюркско-язычных народов, ведущих кочевой образ жизни, не существовало разделения между космогоническими представлениями и бытом. Для них быт – это одновременно и Книга Первотворения, а юрта - это модель Вселенной, искусственно организованный фрагмент природы, построенный по законам высшей целесообразности и красоты.

ü Киргиз 1 (слайд 14) – Обратим внимание, что юрта и снаружи и изнутри щедро украшена орнаментами. Снаружи орнаменты почему-то располагаются на границах, где пространство юрты соприкасается с внешним миром: у земли, вокруг входа, вокругшанырака. Случайно ли это? Означает ли это желание подчеркнуть архитектонику юрты, особенности ее пространственных форм, вообще, украсить юрту? Или здесь есть более глубокие, скрытые смыслы?

ü Ведущая – И здесь возникает естественный вопрос: что же такое орнамент?

ü Туристка – Ну, это элементарно. (Манипулирует со своим гаджетом) Так, набиваем в поисковике «Орнамент» и читаем в Википедии: Орна́мент— узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов, архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка). Вот и все!

ü Ведущая – Ну, это лишь малая часть правды.В своем изначальном, «нестилизованном» виде орнамент носил магический характер (например, заклинание удачной охоты, богатого урожая, вообще плодородия). Это невербальный образ заговора, шаманской камлании, например, с их многочисленными повторами-заклинаниями. Поэтому-то орнамент и является многократным повторением одних и тех же символов.

ü Туристка – Ну, откуда вы это взяли? Спросить-то теперь у кого? Повымерло древнейшее человечество.

ü Ведущая (слайд 15) – Да, повымерло. Но есть же еще и наука. Смотрите, на слайде представлена традиционная юрта, орнамент на которой точно соответствует одной из разновидностей древнегреческого орнамента, так называемого меандра.

ü Туристка – Ну вот! Так это же предельно геометризованный орнамент, типичное украшение. И никакого намека на что-то сакральное.

ü Ведущая –Вот рисунок части орнамента, найденного на керамике, относящейся к эпохе раннего неолита, т.е. к эпохе доисторической. Присмотритесь, на что это похоже? Давайте попросим засветить эту же картинку на слайде (слайд 16).

ü Туристка – Похоже, что это свернувшийся Змий какой-то.

ü Ведущая – Похоже. А вот еще один, явно более поздний вариант (слайд 17). И вот он, древнегреческий меандр (слайд 18). Согласитесь, преемственность несомненная. Вы спросите, а причем же здесь Змий?

ü Туристка – Вот именно, причем?

ü Ведущая – Наш соотечественник, замечательный археолог Валентин Николаевич Даниленко, установил, что Змий являлся одним из древнейших мужских знаков. Присмотритесь к реконструкциям древнегреческих одеяний (слайд 19). Меандр, будучи по своему происхождению мужским знаком, использовался древними греками в качестве оберега в мужской одежде. Он нанесен, как видно из рисунка, по ее верхнему и нижнему краям. А вот в женской одежде меандр, конечно же, не использовался. Вообще, в орнаментах практически всех этносов встречаются древнейшие символы человечества (солярные знаки, мировое древо, символы мужского и женского начал и др.), что позволяет считать орнамент геометрически стилизованной символической моделью мира. Функцией орнаментации является преодоление хаоса и защита от воздействия вредоносных сил. По этой причине орнамент украшает предметы утвари, жилище, одежду – в особенности в тех местах, где они граничат с открытым телом или с потенциально опасной внешней средой. Но постепенно происходит забвение сакральных начал орнамента и нарастание эстетических начал, так что орнамент начинает играть, в основном, функцию украшения.

ü Турист – Почему-то в Интернете я не встречала подобных умозаключений.

ü Ведущая – Конечно, даже Интернет не всеведущ. Настоящие глубины содержатся все-таки в научных исследованиях. Так что, как говаривал Максим Горький, «Любите книгу – источник знания».

ü Казашка 2 (слайды 20 и 21)– Но вернемся к юрте. Ее конструкция так совершенна и удобна для кочевой жизни, что два человека всего за два часа могут все демонтировать, упаковать и приготовить к переезду на новое место. Разборка и сборка юрты при перекочевках символизировали вселенский ритм: наступление Хаоса и обретение Гармонии, вновь торжество Хаоса и т.д.

ü Звучит этническая казахская (или киргизская) музыка. Парень и девушки в национальных костюмах обносят гостей традиционной едой и кумысом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.201.214 (0.007 с.)