Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
По возрастной анатомии и физиологии↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Рабочая тетрадь По возрастной анатомии и физиологии для студентов факультета Начальных классов
Красноярск 2013
ББК …… Р …
Составитель: Панкова Е.С. Кандидат биологических наук,доцент
Рецензенты: Мельникова В.И. Кандидат биологических наук,доцент
Решеткова Н.Б. Ответственный за выпуск кандидат биологических наук, доцент
Рабочая тетрадь по возрастной анатомии и физиологии для студентов факультета начальных классов сос. Панкова Е.С.; Красноярск.гос.пед.ун-т им. В.П.Астафьева.2012.-35с.
Рабочая тетрадь по курсу возрастной анатомии и физиологии дополняет УМК по предмету, облегчает самоподготовку студентов по наиболее значимым и сложным темам курса.Это особенно актуально в условиях сокращения в учебных планах подготовки студентов по ФГОС 3 поколения числа аудиторных часов по вышеуказанному курсу.. Основное внимание уделено морфофункциональной характеристике нервной системы, предложены отдельные методики практических исследований функционального состояния различных органов человека и их систем. Высокому уровню подготовки к итоговому (интернеттестированию)будут способствовать выполнение всех заданий:таблиц,цветных рисунков, схем,формулировка выводов,ответов на контрольные вопросы,др.задания для практической,самостоятельной работы.
ББК … Красноярский государственный педагогический университет им.В.П. Астафьева, 2013
Введение (пояснительная записка)
Рабочая тетрадь-учебно-методическое руководство для студентов стационара и ОНО, изучающих курс возрастной анатомии и физиологии как в условиях аудиторной работы, так и самоподготовки. Закрепление теоретического материала и практически полученных результатов работы осуществляется при формулировке выводов и ответов на контрольные вопросы. Практическая работа по освоению теоретического курса позволит активизировать все каналы восприятия студентов. Это и заполнение таблиц, и создание схем, выполнение рисунков в цвете и расшифровка подписей к ним, решение теоретических и практических задач, ответы на тестовые и контрольные вопросы ко всем темам курса. Качественное выполнение всех заданий рабочей тетради поможет студентам подготовиться к текущему и итоговому тестированию, сделают работу более интересной и продуктивной. В издание включены отдельные вопросы i-exam - и - fepo - тестирования.
Тема1. Физическое развитие Цель: познакомиться с методами диагностики физического развития детей и подростков. Оборудование: весы напольные, ростомер,таблицы атласа, сантиметровая лента,секундомер,тонометр,видеоматериалы. 1.Закончите фразу: Физическое развитие это –
2.Заполните схему: Закончите фразу: осанка — это Схематично зарисуйте основные типы (1-5) осанки, формы ног(А,Б.В) человека
1. 2. 3. 4. 5. А Б В
5. Определите свой весо-ростовой индекс:
Вывод:
6. Определите свою должную массу тела: а) по показателю Брока-Бругша, б) по индексу Кетле
7. Измерьте окружность грудной клетки: ОГКвдох = ОГКвыдох = ОГКпауза = Вывод: величина экскурсии грудной клетки составляет, что (не) соответствует норме.
8. Оцените пропорциональность развития грудной клетки по индексу Эрисмана:
Вывод:
9. Оцените крепость своего телосложения (индекс Пинье):
Вывод:
10. Оцените окружность талии, бедер:
Вывод:
11.Определите свой биологический возраст (БВ), сравните его с календарным: Для мужчин по формуле: БВ = 26,985 + 0,215 ∙ АДС – 0,149 ∙ ЗДВ – 0,151..СБ +0,723 ∙ СОЗ Для женщин по формуле: БВ = – 1,463 + 0,415 ∙ АДП - 0,140 ∙ СБ +0,248 ∙ ∙ МТ + 0,694 ∙ СОЗ, где: АДС - артериальное давление систолическое; АДП - артериальное давление пульсовое (разность между систолическим и диастолическим АД). Эти показатели определяются с помощью аппарата Рива-Роччи правой руке, в положении сидя, трижды, с интервалами 5 мин. При этом учитываются наименьшие величины. СБ - статическая балансировка - определяется при стоянии испытуемого на левой ноге с согнутой в колене правой ногой, без обуви. Глаза должны быть закрыты, руки опущены вдоль туловища (без предварительной тренировки/ Продолжительность СБ в секундах измеряется трижды с интервалами 5 мил. Учитывается наилучший результат. ЗДВ - продолжительность задержки дыхания в секундах после глубокого вдоха –измеряется трижды, с интервалами 5мин. Учитывается наибольшая величина. МТ - масса тела (фактическая величина), в кг. СОЗ - субъективная оценка, здоровья - производится с помощью анкеты, включающей 29 вопросов: 1. Беспокоят ли Вас головные боли? 2. Можно ли сказать, что Вы легко просыпаетесь от любого шума? 3. Беспокоят ли Вас боли в области сердца? 4. Считаете ли Вы, что в последние годы у Вас ухудшилось зрение? 5. Считаете ли Вы, что в последние годы у Вас ухудшился слух? 6. Стараетесь ли Вы пить только кипяченую воду? 7. Уступают ли Вам место в автобусе, трамвае, троллейбусе младшие но возрасту? 8. Беспокоят ли Вас боли в суставах? 9. Бываете ли Вы на пляже? 10. Влияет ли на Ваше самочувствие перемена, погоды? 11. Бывают ли у Вас также периоды, когда из-за волнений Вы теряете сон? 12. Беспокоят ли Вас запоры? 13. Считаете ли Вы, что сейчас Вы так же работоспособны, как прежде? 14. Беспокоят ли Вас боли в области печени? 15. Бывают ли у Вас головокружения? 16. Считаете ли Вы, что сосредоточиться сейчас Вам стало труднее, чем в прошлые годы? 17. Беспокоят ли Вас ослабление памяти, забывчивость? 18. Ощущаете ли Вы в различных частях тела жжение, покалывание, «ползание мурашек»? 19. Бывают ли у Вас такие периоды, когда Вы чувствуете себя радостным, возбужденным, счастливым? 20. Беспокоят ли Вас шум и звон в ушах? 21. Держите ли Вы для себя в домашней аптечке один из следующих медикаментов: валидол, нитроглицерин, сердечные капли? 22. Бывают ли у Вас отеки на ногах? 23. Приходится ли Вам отказываться от некоторых блюд? 24. Бывает ли у Вас одышка при быстрой ходьбе? 25. Беспокоят ли Вас боли в области поясницы? 26. Приходится ли Вам употреблять в лечебных цепях какую-либо минеральную воду? 27. Беспокоят ли Вас неприятный вкус во рту? 28. Можно ли сказать, что Вы стали легко плакать? 29. Как Вы оцениваете состояние своего здоровья? Для первых 28 вопросов возможны ответы "ДА" или "НЕТ". Неблагоприятными считаются ответы "ДА"на вопросы NN 1 - 8, 10 - 12, 14 - 18, 20 – 28 и ответы "НЕТ" на вопросы NN 9, 13,19. Для 29-го вопроса возможны ответы "хорошее", "удовлетворительное", "плохое", "очень плохое ". Неблагоприятным считается один из двух последних ответов. После заполнения анкеты подсчитывается общее число неблагоприятных ответов, и эта величина (СОЗ) вводится в формулу для определения БВ.
Вывод: (возможные причины несоответствия)
12. Определите уровень здоровья:
Согласно концепции Р.М. Баевского (1979), диагностика здоровья должна базироваться на оценке адаптационно-приспособительной деятельности организма(адаптационного потенциала-АП). Ее универсальный индикатор - сердечно-сосудистая система. Находясь под контролем нервно-рефлекторных и нейрогуморальных механизмов, система кровообращения обеспечивает своевременное адекватное кровоснабжение соответствующих структур. При прочих равных условиях можно считать, что любому заданному уровню функционирования организма соответствует эквивалентный уровень функционирования аппарата кровообращения. На основе данного подхода Р.М. Баевский (1989) разработал классификацию функциональных состояний (или уровней адаптивных возможностей), обозначенных как адаптационный потенциал (АП).Классификация включает следующие 4 градации: 1. Состояние удовлетворительной адаптации организма к условиям окружающей среды при высоких или достаточных функциональных возможностях организма; 2. Состояние напряжения адаптационных механизмов, при котором достаточные функциональные возможности обеспечиваются за счет мобилизации функциональных резервов; 3. Неудовлетворительная адаптация организма к условиям окружающей среды при сниженных функциональных возможностях организма; 4. Срыв адаптации, сопровождающийся резким снижением функциональных возможностей организма. Для расчета АП авторами предложена формула: АП = 0,011 (ЧСС) + 0,014 (САД) + 0,008 (ДАД)++ 0,014 (В) + 0,009 (МТ) - 0,009 (Р) - 0,27, где АП - адаптационный потенциал в баллах; В - возраст в годах; САД и ДАД -соответственно систолическое и диастолическое артериальное давление в мм рт. ст.; ЧСС - частота сердечных сокращений в минуту; МТ - масса тела в кг; Р - рост в см. Чтобы распределить обследуемых по классу функциональных состояний, авторы используют следующую шкалу: удовлетворительная адаптация - пороговые значения АП не более 2,1 балла; напряжение механизмов адаптации - 2,11-3,2 балла; неудовлетворительная адаптация - 3,21-4,3 балла; срыв адаптации - не менее 4,31 балла.
Вывод:
Контрольные вопросы к теме 1 1. В чем отличие понятий «рост» и «развитие»? 2. Каковы основные закономерности индивидуального развития детского организма? 3. Какими механизмами обеспечивается надежность функционирования организма в различные периоды онтогенеза? 4. Чем понятие сенситивный период отличается от понятия критический период? 5. Перечислите и кратко охарактеризуйте основные критические периоды растущего организма? 6. Дайте возрастную периодизацию постнатального этапа развития детского организма. 7. По каким показателям определяется биологический возраст? 8. Что такое акселерация и ретардация?
Заполните таблицу 2. Ткани Таблица 2
3. На рисунке обозначьте: 1. Цитолемма (плазматическая мембрана)
2. Пиноцитозные пузырьки 3. Гиалоплазма
4. Эндоплазматическая сеть 5. Ядро 6. Ядрышко
7. Внутриклеточный сетчатый аппарат (комплекс Гольджи)
8. Митохондрии 9. Лизосомы
Рис.1. Строение животной клетки. 4. Зарисуйте внешнее строение нервной клетки.
5. Рассмотрите под микроскопом микропрепараты срезов различных тканей Зарисуйте: 1. Кровь человека 2. Кровь лягушки 3. Сперматозоиды человека 4. Поперечный срез спинного мозга
6.Подпишите рисунки:
Рис.4. Доли и зоны коры больших полушарий головного мозга
8. Заполните таблицу № 3 "Строение и функции головного мозга" Таблица № 3 Функции спинного мозга
11. Ответьте на вопросы: 1. Как распределены функции между левым и правым полушариями головного мозга? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 2. Что такое процесс торможения, как он осуществляется и каково его значение? ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ 3. Рефлекс – это ответная___________ организма на_______, которая осуществляется через______________________________.
12. Письменно комментируйте схему строения рефлекторной дуги, движения по ней нервного импульса:
13.Опишите по рисунку строение и функции спинного мозга, обозначьте афферентный и эфферентный нейроны, дорисуйте их рецепторные и эффекторные окончания:
Рис.6. Спинной мозг. Строение сегмента на поперечном срезе. 14. Дайте определения следующим понятиям: Рефлекс______________________________________________________________________ Безусловный рефлекс___________________________________________________________ Условный рефлекс_____________________________________________________________ 1 и 2 сигнальная система отражения действительности_________________________________ ________________________________________________________________________________ Внимание ____________________________________________________________________ Память_______________________________________________________________________ Утомление____________________________________________________________________ Переутомление________________________________________________________________ Речь_________________________________________________________________________ Мышление___________________________________________________________________ 15. Ответьте на вопросы: Рис. 9.Строение черепной коробки. Вид сбоку.
6. Подчеркните название парных костей черепа: Лобные, теменные, височные, затылочные. Заполните пропуски Скелет туловища состоит из___________________________ и________________________. Позвоночник служит_______________________тела, защищает______________________и __________от сотрясений. Грудная клетка внутренние органы, принимает участие в_____________________. 9. Рассмотрите рисунок. Какие отделы и кости верхней конечности обозначены цифрами: I, II, III; 1-6.
I._________________II._____________ ___III.______________ 1._________________2._________________3._______________ 4._________________5._________________6._______________
Контрольные вопросы к теме 6 1. Назовите функции костно-мышечной системы. Чем представлен опорно-двигательный аппарат человека? 2. Что обеспечивает прочность костей? 3. Как устроены длинные трубчатые кости? 4. Назовите типы соединения костей. 5. Как устроен сустав? 6. Какие отделы различают в скелете человека? Какова их роль? 7. Какие кости образуют скелет головы, скелет туловища, скелет конечностей? 8. Перечислите возрастные особенности структуры костей, скелета черепа, туловища, конечностей. 9. Охарактеризуйте строение, значение и свойства мышечной ткани. 10. Почему количество мышечных волокон, входящих в состав двигательной единицы, в разных мышцах человека значительно варьирует? 11. Почему сокращается мышца? Почему она утомляется?
Таблица 8.Витамины и их значение для организма человека
Контрольные вопросы к теме 7 1. В чем заключается сущность процесса пищеварения? 2. Каким изменениям подвергается пища в пищеварительной системе? 3. Назовите органы пищеварительной системы. 4. В каком отделе пищеварительной системы происходит всасывание питательных веществ? 5. Какое значение для правильного пищеварения имеет режим питания? 6. Почему необходимо беречь зубы и как за ними ухаживать? 7. Расскажите о классификации, строении, составе, возрастных особенностях и значении зубов. 8. Дайте подробную характеристику основным органическим соединениям (питательным веществам) и пищеварительным фермен-там, которые их расщепляют. 9. Каковы гигиенические требования к питанию детей и подростков? 10. Какие основные физиологические принципы необходимо учитывать при составлении пищевого рациона?
Тема 9. Органы дыхания Цель: изучить строение и физиологические особенности органов дыхания. Оборудование: таблицы 49-51 М.М. Курепиной, Практикум по анатомии и физиологии человека B.C. Рохлова.
1. Рассмотрите рисунок. Укажите, какие органы дыхания обозначены цифрами 1-6
Рис.13. Дыхательная система человека
1._____________________________________________________ 2._____________________________________________________ 3._____________________________________________________ 4._____________________________________________________ 5._____________________________________________________ 6._____________________________________________________ Вставьте пропущенные слова Дышать нужно через_______________. Носовая полость выстлана, покрыта многочисленными, _________________которые задерживают_________________________. Клетки носовой полости выделяют____________________, которая задерживает частички пыли и микробы. При вдохе_________ __________ межреберные мышцы. Ребра____ _______________________. Дифрагма_______________ и становится более______________. Это приводит к_______ объема грудной клетки. Легкие при этом______________________. Воздух_______________ в легкие и попадает в______________. Происходит вдох. 3. Заполните таблицу:
Таблица 11.Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха
4. Ответьте на вопрос: Каково значение дыхания для организма человека? 1. Обеспечение питательными веществами. 2. Охлаждение организма. 3. Поглощение кислорода. 4. Выделение паров воды. 5. Выделение паров воды. 6. Выделение углекислого газа. 7. Освобождение энергии. Запишите правильный ответ: _____________________________________________________________________________
5. Куда поступает воздух из бронхов? 1. В трахею. 2. В носоглотку. 3. В гортань. 4. В носовую полость. 5. В легочные пузырьки. Запишите правильный ответ :___________________________________________________
Контрольные вопросы к темам 8, 9
1.Охарактеризуйте процесс газообмена у человека. Чем отличаются процессы внешнего и внутреннего дыхания? 2.Какие дыхательные объемы вы знаете? 3.Проанализируйте механизмы транспорта кровью газов (кислорода и углекислого газа). 4. Расскажите об анатомии и физиологии сердечно-сосудистой системы. Перечислите возрастные особенности ее функционирования. 5.Чем образована внутренняя среда организма? 6.Что такое кровь? Что такое плазма? 7.Каковы функции крови? 8.Какие клетки входят в состав крови? 9.Как происходит свертывание крови? 10. Что такое иммунитет? Какие виды иммунитета вам известны?
Тема 12. Анализаторы Цель: изучить строение и функции зрительного и слухового анализаторов, основы гигиены зрения и слуха. Оборудование: муляж глаза, уха, таблицы 98-100 Атласа М.М. Курепиной, периметр, таблицы для проверки остроты зрения, сантиметровая лента. Ответьте на вопросы: Рабочая тетрадь по возрастной анатомии и физиологии для студентов факультета Начальных классов
Красноярск 2013
ББК …… Р …
Составитель: Панкова Е.С. Кандидат биологических наук,доцент
Рецензенты: Мельникова В.И. Кандидат биологических наук,доцент
Решеткова Н.Б. Ответственный за выпуск кандидат биологических наук, доцент
Рабочая тетрадь по возрастной анатомии и физиологии для студентов факультета начальных классов сос. Панкова Е.С.; Красноярск.гос.пед.ун-т им. В.П.Астафьева.2012.-35с.
Рабочая тетрадь по курсу возрастной анатомии и физиологии дополняет УМК по предмету, облегчает самоподготовку студентов по наиболее значимым и сложным темам курса.Это особенно актуально в условиях сокращения в учебных планах подготовки студентов по ФГОС 3 поколения числа аудиторных часов по вышеуказанному курсу.. Основное внимание уделено морфофункциональной характеристике нервной системы, предложены отдельные методики практических исследований функционального состояния различных органов человека и их систем. Высокому уровню подготовки к итоговому (интернеттестированию)будут способствовать выполнение всех заданий:таблиц,цветных рисунков, схем,формулировка выводов,ответов на контрольные вопросы,др.задания для практической,самостоятельной работы.
ББК … Красноярский государственный педагогический университет им.В.П. Астафьева, 2013
Введение (пояснительная записка)
Рабочая тетрадь-учебно-методическое руководство для студентов стационара и ОНО, изучающих курс возрастной анатомии и физиологии как в условиях аудиторной работы, так и самоподготовки. Закрепление теоретического материала и практически полученных результатов работы осуществляется при формулировке выводов и ответов на контрольные вопросы. Практическая работа по освоению теоретического курса позволит активизировать все каналы восприятия студентов. Это и заполнение таблиц, и создание схем, выполнение рисунков в цвете и расшифровка подписей к ним, решение теоретических и практических задач, ответы на тестовые и контрольные вопросы ко всем темам курса. Качественное выполнение всех заданий рабочей тетради поможет студентам подготовиться к текущему и итоговому тестированию, сделают работу более интересной и продуктивной. В издание включены отдельные вопросы i-exam - и - fepo - тестирования.
Тема1. Физическое развитие
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 553; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.78.203 (0.01 с.) |